Главная
АИ #28 (263)
Статьи журнала АИ #28 (263)
Применение современных информационно-коммуникационных технологий в работе логопе...

Применение современных информационно-коммуникационных технологий в работе логопеда с детьми с ОВЗ

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

ИКТ
логопедия
дети с ОВЗ
коррекционная работа
цифровые технологии
речевые нарушения
интерактивные методы

Аннотация статьи

В статье рассматриваются возможности применения современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в логопедической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Анализируются преимущества цифровых инструментов, таких как специализированные программы, интерактивные приложения, мультимедийные презентации и онлайн-платформы, в коррекции речевых нарушений. Особое внимание уделяется адаптации ИКТ для детей с различными нозологиями (РАС, ДЦП, нарушения слуха и речи). Приводятся примеры эффективного использования технологий в практике логопеда, а также рассматриваются возможные ограничения и пути их преодоления.

Текст статьи

Современная логопедия активно интегрирует информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в коррекционный процесс, что особенно актуально при работе с детьми с ОВЗ. Использование цифровых инструментов позволяет повысить мотивацию детей, индивидуализировать обучение и сделать занятия более динамичными и наглядными. В статье рассматриваются основные направления применения ИКТ в логопедии, их преимущества и практические аспекты внедрения. Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольному образованию. Введение в действие ФГОС предполагает развитие ДОУ как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей.

Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно-коммуникативных технологий в организации образовательного процесса.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

В настоящее время использование в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста информационно-коммуникационных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка, а особенно детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

1. Основные направления применения ИКТ в логопедической работе

1.1. Специализированные логопедические программы

Существует множество компьютерных программ, направленных на коррекцию звукопроизношения, развитие фонематического слуха и лексико-грамматического строя речи. Например:

«Игры для Тигры» – программа для коррекции дислалии и дизартрии.

  • «Логомер» – интерактивный комплекс с играми на развитие речевого дыхания и артикуляции.
  • «Мерсибо» – платформа с играми для автоматизации звуков и расширения словарного запаса. Эти программы позволяют логопеду создавать индивидуальные маршруты для каждого ребенка, учитывая его особенности.

1.2. Интерактивные доски и мультимедийные презентации

Использование интерактивных досок (Smart Board, Mimio) делает занятия более наглядными. Логопед может:

  • Создавать анимированные задания;
  • Использовать визуальные подсказки для детей с РАС;
  • Работать над слоговой структурой слова с помощью интерактивных игр. Мультимедийные презентации (PowerPoint, Canva) помогают вводить новые лексические темы и закреплять материал.

1.3. Мобильные приложения и онлайн-платформы

С развитием смартфонов и планшетов появились мобильные приложения для логопедической работы:

  • Articulation Station – приложение для отработки звуков.
  • «Говорим правильно» – тренажер для детей с задержкой речевого развития.
  • Skype/Zoom – дистанционные консультации для детей, не имеющих возможности посещать логопеда очно.

2. Преимущества ИКТ в работе с детьми с ОВЗ:

  • Повышение мотивации – игровая форма занятий увлекает детей.
  • Индивидуализация обучения – возможность подбора заданий по уровню сложности.
  • Наглядность – визуальная и звуковая поддержка улучшает восприятие.
  • Дистанционные возможности – помощь детям в отдаленных регионах или с тяжелыми нарушениями.

3. Ограничения и пути их преодоления

Несмотря на преимущества, существуют и риски:

  • Чрезмерная нагрузка на зрение – необходимо дозировать время работы с гаджетами.
  • Технические ограничения – не все детские сады и семьи имеют доступ к современным устройствам.
  • Недостаток методических разработок – требуется больше исследований по эффективности ИКТ в логопедии.

Рекомендации:

  • сочетать традиционные и цифровые методы;
  • проводить обучение родителей и педагогов;
  • использовать только проверенные, научно обоснованные программы.

Заключение

Применение ИКТ в логопедической работе с детьми с ОВЗ открывает новые возможности для коррекции речевых нарушений. Однако важно соблюдать баланс между технологиями и традиционными методами, учитывая индивидуальные потребности каждого ребенка. Дальнейшее развитие цифровых инструментов и их адаптация для детей с различными нарушениями – перспективное направление в логопедии. В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.

Список литературы

  1. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных технологий. – М., 2020.
  2. Репина З.А. Информационные технологии в специальном образовании. – Екатеринбург, 2019.
  3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Логопедическая работа с детьми с ОВЗ. – М., 2021.

Поделиться

66

Коровина А. А., Макарова Л. Н. Применение современных информационно-коммуникационных технологий в работе логопеда с детьми с ОВЗ // Актуальные исследования. 2025. №28 (263). Ч.II. С. 48-50. URL: https://apni.ru/article/12663-primenenie-sovremennyh-informacionno-kommunikacionnyh-tehnologij-v-rabote-logopeda-s-detmi-s-ovz

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#30 (265)

Прием материалов

26 июля - 1 августа

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

6 августа

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

20 августа