Одним из наиболее приоритетных направлений развития государственной политики Российской Федерации является повышение уровня жизни населения. Данный показатель важен для страны, так как влияет на конкурентоспособность на мировой арене. С целью повышения уровня жизни граждан государство предпринимает действия по улучшению качества услуг, оказываемых государственными (муниципальными) учреждениями.
Активное развитие предоставления государственных услуг в таких сферах как здравоохранение, образование, культура, спорт, социальная политика и т. д. способствуют значительному повышению уровня жизни населения. При этом важное значение приобретает необходимость достоверной и качественной оценки предоставляемых услуг. Кроме того, проводимая оценка должна основываться не на одном факторе, а на целом комплексе.
Анализ научных исследований и практических данных, касающихся оценки качества муниципальных услуг, демонстрирует разнообразие подходов и методов. В частности, Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) осуществляет систематический мониторинг качества предоставления государственных и муниципальных услуг. Целью данного мониторинга является анализ фактических показателей, отражающих процесс и результаты оказания услуг, а также уровень удовлетворённости населения их качеством.
Муниципальные услуги представляют собой комплекс услуг, предоставляемых органами местного самоуправления населению на территории муниципальных образований. Эти услуги направлены на удовлетворение разнообразных потребностей жителей, включая социальные, экономические, культурные и другие аспекты их жизнедеятельности. Муниципальные органы власти играют важную роль в обеспечении качества и доступности образовательных услуг. Их деятельность направлена на создание условий для эффективного функционирования образовательных учреждений, а также на развитие системы образования в целом.
Таким образом, муниципальные услуги в сфере образования – это услуги, предоставляемые органами местного самоуправления или подведомственными учреждениями, направленные на реализацию права граждан на доступное и качественное образование в рамках полномочий муниципалитета.
Муниципальные органы власти в соответствии с законодательством (ФЗ № 273 «Об образовании», ФЗ № 131 «О местном самоуправлении») выполняют основные полномочия, отраженные в таблице.
Таблица
Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования | |||
Организационные | Финансовые | Контрольные | Иные функции |
|
|
|
|
Для оценки эффективности предоставления муниципальных услуг в сфере образования можно выделить следующие ключевые критерии:
- Укомплектованность образовательного учреждения учащимися и кадрами. Этот критерий отражает степень заполнения учебных мест в образовательных учреждениях, а также наличие необходимого количества педагогических и иных работников для обеспечения качественного образовательного процесса.
- Соблюдение рациона детского питания (выполнение норм). Данный показатель оценивает соответствие фактического питания учащихся установленным нормам и стандартам, что важно для поддержания здоровья и работоспособности детей.
- Показатель снижения уровня заболеваемости. Критерий позволяет оценить эффективность мер, направленных на улучшение санитарно-гигиенических условий и профилактику заболеваний среди учащихся.
- Доля учреждений, использующих инновационные образовательные программы. Этот показатель характеризует внедрение современных методик и технологий в образовательный процесс, что способствует повышению качества образования.
- Количество выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических норм и правил. Критерий оценивает соблюдение требований санитарных норм и правил в образовательных учреждениях, что является важным фактором для обеспечения безопасности и здоровья учащихся.
- Процент родителей (законных представителей) обучающихся, удовлетворённых качеством муниципальной услуги. Показатель отражает степень удовлетворённости родителей качеством образовательных услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями.
- Средняя наполняемость групп или классов. Критерий позволяет оценить эффективность использования учебных площадей и ресурсов образовательного учреждения.
- Доля обучающихся, обеспеченных учебно-методическими комплектами. Показатель характеризует уровень обеспеченности учащихся необходимыми учебными материалами для успешного освоения образовательной программы.
- Количество обучающихся, приходящихся на один компьютер. Этот показатель оценивает доступность информационно-коммуникационных технологий для учащихся, что способствует повышению их цифровой грамотности.
- Доля педагогов, имеющих высшее профессиональное образование и соответствующую курсовую переподготовку. Критерий оценивает квалификацию педагогического состава и его способность эффективно выполнять свои профессиональные обязанности.
- Доля фонда оплаты труда в общем объёме расходов бюджета по разделу «Образование». Показатель отражает долю средств, выделяемых на оплату труда педагогических и иных работников образовательных учреждений, в общем объёме бюджетных расходов на образование.
- Доля финансовых средств, переданных образовательным учреждениям на нормативно-подушевую основу. Критерий оценивает эффективность системы финансирования образовательных учреждений, основанной на нормативах, учитывающих количество учащихся.
- Доля внебюджетных средств на одного учащегося. Показатель позволяет оценить роль внебюджетных источников финансирования в обеспечении качества образовательных услуг.
- Величина платной услуги на одного учащегося. Критерий характеризует стоимость платных образовательных услуг, предоставляемых на одного учащегося, что может быть важным фактором при выборе образовательного учреждения.
- Соотношение административно-управленческого и педагогического персонала. Показатель оценивает баланс между количеством административного и педагогического персонала в образовательном учреждении, что может влиять на эффективность управления и качество образовательного процесса.
- Доля выпускников средней (полной) общей школы, преодолевших порог успешности на ЕГЭ по математике и русскому языку. Критерий отражает качество подготовки выпускников и их готовность к продолжению образования на более высоком уровне.
- Уровень успеваемости учащихся общеобразовательного учреждения. Показатель оценивает академическую успеваемость учащихся, что является важным индикатором эффективности образовательного процесса.
- Показатель отчисленных в год, от общего числа учащихся. Критерий позволяет оценить стабильность контингента учащихся и эффективность мер по удержанию учащихся в образовательном учреждении.
- Доля обучающихся в профильных классах с углублённым изучением отдельных предметов. Показатель характеризует доступность и качество профильного образования, что способствует более глубокой подготовке учащихся по выбранным направлениям.
- Удельный вес выпускников общеобразовательных учреждений, поступивших в учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования. Критерий оценивает успешность выпускников в продолжении образования на последующих уровнях, что является важным показателем качества подготовки в общеобразовательных учреждениях.
- Количество случаев травматизма во время пребывания в образовательном учреждении. Показатель оценивает безопасность образовательной среды и эффективность мер по предотвращению травматизма среди учащихся.
- Количество призовых мест, полученных по итогам спортивно-массового мероприятия. Критерий характеризует участие и достижения учащихся в спортивных и массовых мероприятиях, что способствует всестороннему развитию личности.
- Затраты на повышение квалификации педагогического персонала. Показатель оценивает инвестиции в профессиональное развитие педагогов, что способствует повышению качества образовательного процесса.
- Результативность внутреннего финансового аудита (контрольно-ревизионной работы), число составленных актов. Критерий оценивает эффективность системы внутреннего контроля и аудита в образовательных учреждениях, что способствует прозрачности и эффективности использования бюджетных средств.
- Количество рекламаций на качество услуги. Показатель отражает уровень удовлетворённости потребителей (учащихся, родителей, других заинтересованных сторон) качеством предоставляемых образовательных услуг.
В муниципальном образовании «Городской округ город Астрахань», как и в других городах России, применяются комплексные методы оценки эффективности предоставления муниципальных услуг. Эти методы включают количественные, качественные и сравнительные подходы, которые используются в рамках мониторинга качества услуг. Основной целью мониторинга является выявление проблемных областей, анализ динамики ключевых показателей и оценка уровня удовлетворённости граждан. На практике количественные и качественные методы оценки эффективности муниципальных услуг часто применяются в комплексе. Качественные методы позволяют формулировать ключевые вопросы для опросов и анкетирования, а количественные методы – разрабатывать стратегии сбора данных и формировать структуру выборки. Такой подход обеспечивает более полную и объективную оценку качества услуг. В муниципальном образовании «Городской округ город Астрахань» мониторинг качества муниципальных услуг включает все вышеуказанные методы. Количественные методы позволяют анализировать статистические данные о количестве обращений граждан, времени ожидания и других параметрах. Качественные методы включают опросы и интервью с гражданами и должностными лицами, что позволяет выявить субъективные оценки качества услуг. Сравнительный анализ включает изучение опыта других регионов и выявление лучших практик.
Комплексный подход к оценке эффективности муниципальных услуг позволяет получить более полное и объективное представление о качестве предоставления услуг в муниципальном образовании «Городской округ город Астрахань». Применение количественных и качественных методов, а также сравнительного анализа позволяет выявить проблемные области, разработать стратегии улучшения и повысить уровень удовлетворённости граждан. В муниципальном образовании «Городской округ город Астрахань», как и в других крупных городах России, существует потребность в повышении качества и доступности образовательных услуг.
Существуют основные мероприятия в сфере образования по повышению доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина:
- Мероприятия по изменению организационно-финансовых механизмов системы образования, к которым можно отнести: повышение квалификации руководителей муниципальных органов управления образованием, педагогического состава работников и бухгалтеров общеобразовательных учреждений;
- К мероприятиям по оптимизации и реструктуризации сети образовательных учреждений муниципального образования «Городской округ город Астрахань» и изменениям структуры управления системой образования относятся: создание «пилотных» образовательных округов, мониторинг потребностей профильных направлений и реструктуризация сети учреждений начального профессионального образования, все это будет способствовать исключению затрат бюджетных средств на подготовку невостребованных в государственном секторе кадров, возможности определения госзаказа на подготовку кадров по профессиям, востребованным на рынке труда; Структурные изменения системы образования. Реформирование структуры системы образования можно добиться, например, за счет создания условий для получения качественного образования учащимися муниципального образования «Городской округ город Астрахань» не только в учебных заведениях города и области, но и так же центральных вузах страны и за рубежом. То есть студенту, который стремиться в развитии своих способностей в учебе, предоставляется перспектива обучения, повышения и расширения кругозора, а также возможности трудоустройства и начала карьеры в престижных вузах страны и за границей. Изменение структуры системы образования предполагает интенсивное развитие международных связей региона в образовательной сфере. Совершенствование международной деятельности в сфере образования включает стимулирование и оказание поддержки со стороны региональных лидеров и бизнеса образовательным заведениям в установлении и развитии международных контактов и обмене учащимися, студентами, учителями и преподавателями, кроме этого, возможно дополнительно открытие гимназий и лицеев с углубленным изучением не одного профильного иностранного языка, а в совокупности с несколькими;
- Мероприятия по повышению эффективности кадрового обеспечения системы образования включают себя: разработку механизма мониторинга педагогического сообщества по вопросам повышения квалификации; разработку модели повышения квалификации для работников социальной сферы, создание альтернативных моделей повышения квалификации; проведение мониторинга образовательных потребностей субъектов внешней среды и экономики области. Данные мероприятия дадут реальную картину востребованности видов и форм повышения квалификации, а также наличие перечня потребностей субъектов внешней среды для его максимального учета во всех образовательных учреждениях МО «Городской округ город Астрахань», наличие в Управлении образования перечня образовательных потребностей населения, «карты» распределения таких потребностей для изменения содержания и реструктуризации сети, перераспределения ресурсов;
- Мероприятия по развитию общественной составляющей в управлении муниципальной системой образования включают в себя: организация постоянно действующих семинаров; проведение PR-кампании «Социальное партнерство в образовании». Ожидаемый результат: обретение нового управленческого опыта, сокращение дистанции в управлении, реальное участие общественности в управлении системой образования, участие будущих работодателей в формировании образовательной политики. Реализация предложенных мероприятий позволит усовершенствовать региональную систему управления системой образования и значительно повысить эффективность ее функционирования.
Таким образом, оценка эффективности предоставления муниципальных услуг в сфере образования – это многогранный процесс, который требует комплексного подхода. Использование различных критериев позволяет не только выявить слабые места в системе образования, но и разработать стратегии для их улучшения. В конечном итоге, качественные и доступные образовательные услуги являются залогом успешного будущего как для отдельных граждан, так и для общества в целом.