В Российской Федерации в последние годы активно проводятся преобразования в сфере государственного управления, включая административную реформу и реформу государственной службы. Введены в действие ключевые законодательные акты, такие как Федеральный закон «О противодействии коррупции» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Указом Президента РФ от 16.08.2021 № 478 утвержден Национальный план противодействия коррупции на период 2021–2024 годов. Анализ содержания данных нормативных актов показывает, что их главная задача – создание действенных административно-правовых инструментов для предупреждения и пресечения коррупционных проявлений, а также решение ряда значимых социально-экономических задач.
Важно подчеркнуть, что указанные и другие нормативные правовые акты способны стимулировать развитие антикоррупционной политики в стране.
Антикоррупционная политика сегодня представляет собой комплекс мер организационного, политического и социально-психологического характера, направленных на обеспечение законности в процессе предоставления государственных услуг гражданам и организациям. Ключевым аспектом в борьбе с коррупцией является формирование в обществе, а не только в государственных структурах, нетерпимого отношения к коррупционному поведению. Это достигается путем повышения общей культуры и правовой грамотности населения, что может стать положительным результатом реализации комплексных программ социально-правового воспитания и просвещения. В разработке и применении этих мер должны активно участвовать органы власти, образовательные и культурные учреждения, общественные организации и средства массовой информации. Необходимо бороться с рецидивами коррупции в бюрократическом аппарате законными методами.
Реализация антикоррупционной политики – это комплексная юридическая задача. В борьбе с коррупцией должны быть использованы все доступные средства, однако основой механизма реализации антикоррупционной политики являются правовые инструменты, применяемые для предупреждения и пресечения коррупции. Это обусловлено тем, что именно правовые нормы определяют статус органов государственной власти и их сотрудников, а также устанавливают правила предоставления государственных услуг. Федеральный закон «О противодействии коррупции» содержит важные административные положения, касающиеся борьбы с коррупцией в системе государственной и муниципальной службы. Важно совершенствовать механизм реализации как всего Закона, так и его отдельных положений, особенно тех, которые ранее отсутствовали в отечественном законодательстве.
Эффективность антикоррупционной политики зависит от множества факторов, включая правовые, организационные, технические и политические аспекты, но прежде всего – от четкого определения понятия коррупции и выявления ее специфических признаков в сфере государственного управления.
Статистически данные показывают, в первом квартале 2025 года было выявлено почти на четверть больше коррупционных преступлений, чем в первом квартале 2024-го. Всего за 2024 год было выявлено 38,5 тыс. коррупционных преступлений, а в 2023-м – 36,4 тыс. Рост составил 5,7% [1].
Для эффективной борьбы с коррупцией необходимо использовать нормы всех отраслей права, но основными инструментами должны быть административно-правовые средства, применяемые для предупреждения и пресечения коррупции в органах власти и управления. Это объясняется тем, что именно административное право определяет правовой статус органов власти и их сотрудников, а также устанавливает правила предоставления государственных услуг. Федеральный закон «О противодействии коррупции» содержит важные административные нормы, касающиеся борьбы с коррупцией в системе государственной и муниципальной службы. Необходимо развивать механизм реализации как всего Закона «О противодействии коррупции», так и отдельных нормативных актов, направленных на противодействие коррупции.
Действенным способом борьбы с коррупцией является разработка и внедрение результативной антикоррупционной стратегии. В настоящее время такая стратегия представляет собой комплекс взаимосвязанных мер организационного, политического и социально-психологического характера, направленных на обеспечение законности в процессе оказания государственных услуг населению и организациям.
Ключевым аспектом в противодействии коррупции выступает формирование в обществе, а не только в государственных органах, атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям. Достижение этой нетерпимости возможно через повышение культурного уровня и правовой грамотности граждан, что может стать благоприятным результатом реализации комплексных мер социально-правового воспитания и просвещения. В разработке и реализации этих мер должны активно участвовать не только государственные структуры, образовательные и культурные учреждения, но и общественные объединения, а также средства массовой информации. Очевидно, что с систематической коррупцией в бюрократическом аппарате необходимо бороться всеми законными средствами.
Реализация антикоррупционной политики – это сложная юридическая задача. Важно подчеркнуть, что для эффективного противодействия коррупции необходимо задействовать все ключевые меры, при этом основу реализации должны составлять правовые инструменты, используемые для предупреждения и пресечения коррупционных действий. Это обусловлено тем, что именно правовые нормы определяют правовое положение органов государственной власти, статус государственных служащих и антикоррупционные мероприятия.
Важными направлениями государственной политики в сфере противодействия коррупции являются: совершенствование законодательства, усиление контроля в сфере госзакупок, оптимизация антикоррупционной экспертизы, расширение полномочий прокуратуры по проверке деклараций о доходах, совершенствование информирования о нарушениях и оптимизация работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению.
В борьбе с коррупцией главным является профилактика. Однако, если этой профилактикой занимается коррумпированный чиновник, то реального эффекта не будет. Сопротивление коррупции в этом случае превратится в фикцию.