Введение
В настоящее время одной из самых распространенных тем среди обращений индивидуальных предпринимателей к психологам является – эмоциональное выгорание. Синдром выгорания представляет собой ответную реакцию на продолжительные стрессы, возникающие в процессе межличностных коммуникаций, и ярче всего данный синдром проявляется у представителей профессий, относящихся к системе «человек – человек». Среди индивидуальных предпринимателей существует проблема узнавания эмоционального выгорания, которая проявляется в повышенной раздражительности, агрессивности, тревожности, негативных изменениях в ценностно-нравственной ориентации личности и др., и не осознается ими. При этом особенности функционирования эмоциональной сферы индивидуального предпринимателя, навыки его эмоциональной саморегуляции, стрессоустойчивость входят в структуру его профессионально важных качеств [3, с. 232-234].
Материалы и методы
В качестве методов были использованы такие теоретические методы как анализ, синтез, индукция, дедукция и сопоставительный анализ.
Результаты и обсуждение
Профессиональный стресс набирает большие остросоциальные обороты; на данный момент синдром эмоционального выгорания принято называть болезнью XXI века, так как профессиональный стресс может преследовать сотрудников любой профессии, и он принял вид глобальной эпидемии.
Сам феномен эмоционального выгорания имеет довольно длительную историю теоретических и эмпирических исследований. В 1974 году американский психотерапевт Херберт Фройденбергер ввел в психологию термин «эмоциональное выгорание» для описания нарастающего эмоционального истощения. Официальным признанием синдрома эмоционального выгорания можно считать его включение в международный классификатор болезней. Это было осуществлено в 2019 году.
Как отмечается в научной литературе, синдромом профессионального выгорания называется состояние эмоционального, психосоматического истощения и личностной неудовлетворённости самореализацией во всех составляющих жизнедеятельности человека. Выгорание негативным образом сказывается на личности специалиста, на его профессиональной деятельности и на работе организации в целом.
Что касается симптомов рассматриваемого синдрома, то принято выделять следующие:
- физические (усталость, утомление, бессонница, повышенное давление, сердечные болезни);
- эмоциональные (пессимизм, цинизм, безразличие, преследующее чувство тревоги, чувство беспомощности и безнадёжности, раздражительность, появление агрессии, депрессивные состояния, потеря идеалов и надежд в профессии, давящее чувство одиночества);
- поведенческие (трудоголизм, безразличие к еде, отказ от физической нагрузки, скука и тоска, апатичность, увеличение употребления медикаментозных препаратов, появление или усугубление вредных привычек);
- интеллектуальные (отсутствие интереса к профессиональным обязанностям, отсутствие интереса к инновационной и творческой деятельности);
- социальные (слабая социальная активность, утрата интереса к досугу, хобби, купирование социальных контактов, ощущение одиночества и отсутствие понимания от окружающих, ощущение недостатка поддержки со стороны ближайшего окружения).
Стоит отметить, что синдром профессионального выгорания формируется не единомоментно, а какое-то время. В профессиональной литературе выделяют три стадии эмоционального выгорания в профессиональной среде. Остановимся на их рассмотрении более подробно. Первая стадия характеризуется нервным напряжением, которое появляется в связи с повышенным уровнем ответственности и давящей психоэмоциональной атмосферой. Симптомами начала первой стадии профессионального выгорания являются обстоятельства, травмирующие психику (накопление раздражения, отчаяние); чувство неудовлетворенности собой как личностью и своей продленной работой (разочарование в себе, своей работе или должности); хроническое тревожное и депрессивное состояние; чувство безысходности (состояние интеллектуально-эмоционального тупика).
Вторая стадия описывается как резистенция личности, при которой человек старается избежать негативных, неприятных чувств и эмоций. Симптоматикой второй стадии выгорания являются безэмоциональный контакт с людьми (отсутствие желания вступать в коммуникацию с людьми и с близким окружением), редукция своих обязанностей в профессиональной среде (стремление облегчить или сократить перечень своих должностных обязанностей, которые требуют эмоциональных вложений). Третья стадия выгорания характеризуется истощением психических и эмоциональных ресурсов личности.
К симптомам третей стадии профессионального выгорания причисляются: эмоциональный дефицит, отстраненность, нарушения на уровне физического и психического самочувствия.
К появлению синдрома эмоционального выгорания могут приводить различные внешние и внутренние факторы. К внешним факторам относят хроническую напряженность психоэмоциональной деятельности, дестабилизирующую организацию деятельности, повышенную ответственность за исполняемые функции и операции, неблагополучную психологическую атмосферу профессиональной деятельности, психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения. Среди внутренних факторов можно выделить такие, как склонность к эмоциональной ригидности, интенсивная интериоризация обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности, нравственные дефекты и дезориентация личности.
Вышеперечисленные факторы, провоцирующие синдром эмоционального выгорания, в основном проявляются совместно. Стоит выделить, что в силу своей специфики предпринимательская деятельность – эта та область, которая довольно сильно подвержена эмоциональному выгоранию. В частности, она требует высокого уровня субъективной вовлеченности предпринимателя, оказывает влияние на внутренние резервы его личности, активизируя и мобилизуя их, накладывает за счет повышенной ответственности за результаты реализации профессиональных планов колоссальную нагрузку на личность предпринимателя.
Есть несколько стадий, которые в той или иной степени отражают глубину выгорания предпринимателя:
- Человек чувствует себя немного уставшим, но вряд ли осознает, что у него есть проблемы. Он не может работать так много, как раньше, у него не хватает энергии и сил. Из-за этого может появиться недовольство собой и раздражение;
- Появляется раздражительность, которую трудно контролировать. Сдерживать себя в общении с сотрудниками или близкими уже сложнее – их привычки начинают выводить из себя. Сил становится все меньше и меньше, и организм переходит в режим энергосбережения. На этом этапе люди часто впадают в прокрастинацию - они откладывают все задачи до последнего момента;
- Утром трудно просыпаться, даже от обычной прогулки появляется усталость. Симптомы первой и второй стадий еще более выражены. Желание изолироваться и отстраниться от общения становится все более острым. Поддерживать отношения становится все труднее, они вызывают раздражение и агрессию;
- Начинаются психосоматические расстройства и проявляются хронические заболевания. Например, у людей с сердечными заболеваниями могут быть приступы сердечной боли. На этом этапе появляется «синдром отвращения». Человек больше не несет в себе никакой радости и впадает в глубокую апатию;
- Это заключительный этап, который несет в себе серьезные угрозы для здоровья. Память и концентрация сильно ухудшаются. Человек не может закончить ни одно из начатых им дел, путаница и промедление сильно мешают жизни. Как было сказано ранее, синдром эмоционального выгорания характеризуется моделью эмоционального страдания. Нельзя долго игнорировать данное состояние, так как оно может действовать негативно на работу предпринимателя [4, с. 580-585].
Чтобы избежать проявления симптома эмоционального выгорания, предпринимателям целесообразно проводить мероприятия по его профилактике, хорошо описанные специалистами в сфере психологического здоровья. Во-первых, необходимо развивать рациональную и позитивную оценку стрессовых ситуаций. Для этого можно прибегнуть к таким действиям, как расширение границ психологической и коммуникативной компетентности, овладение методами позитивного и рационального мышления, обогащение личностного поведенческого репертуара конструктивными стратегиями поведения. Во-вторых, специалисты рекомендуют заниматься развитием способности управления уровнем персонального стресса. В частности, возможно совершенствовать навыки управления стрессом в деловых коммуникациях, развивать навыки саморегуляции психического состояния и восстановления психоэнергетического потенциала. В-третьих, необходимо регулировать все важные жизненные процессы:
- эмоциональное возбуждение: не связывать результаты работы со своей личностью и самооценкой;
- физиологическое возбуждение: специалисты в сфере психологического здоровья рекомендуют применять аутогенные тренировки, позволяющие расслабить сознание и справиться со стрессом;
- питание: известно, что здоровое питание является залогом хорошего самочувствия и состояния, потому для профилактики синдрома профессионального выгорания необходимо поддерживать все системы организма, в том числе посредством правильного питания [2, с. 156-160].
Эффективным средством профилактики эмоционального выгорания являются различные техники и инструменты коучинга. Однако, коучинг – это не только процесс, направленный на повышение профессиональной компетентности или рост личностных качеств. Он также способствует развитию способности видеть пути, принимать решения и нести за них ответственность. Коуч-технологии – это методы и техники коучинга, которые помогают людям достигать своих целей, развиваться и решать проблемы. Они представляют собой эффективные инструменты для развития навыков саморегуляции, так как они направлены на усиление самосознания, целеустремленности и позитивного изменения поведения. Коуч-технологии позволяют провести детальный анализ текущего эмоционального состояния, определить факторы, вызывающие стресс и негативные эмоции, а также выявить причины возникновения эмоционального выгорания. Саморегуляция позволяет осуществлять контроль за собственными реакциями на стрессоры внешней среды. Она включает умение поддерживать равновесие между работой и личной жизнью, устанавливать здоровые границы и разрабатывать адаптивные стратегии управления стрессом. Эффективная саморегуляция помогает уменьшать эмоциональное напряжение, снижать вероятность развития стресса и предотвращать нарастание изнурительных состояний [1, с. 269-274].
Заключение
Можно сделать вывод, что предприниматели, являясь одной из наиболее востребованных в современной социально-экономической ситуации группой, по целому ряду причин подвержены особому виду стрессоров профессиональной деятельности. Напряжённый характер работы предпринимателей, неопределённость её результата, риски материально-финансового краха приводят к выраженным нарушениям эмоционального состояния и поведения, развитию невротических и субдепрессивных состояний в контексте синдрома эмоционального выгорания.