О некоторых проблемах оборонно-промышленного комплекса России

Секция

Технические науки

Ключевые слова

оборонно-промышленный комплекс
государственные программы вооружения
оборонные расходы

Аннотация статьи

В обзоре анализируется ситуация в оборонно-промышленном комплексе. Обсуждается государственная программа вооружения ГПВ-2027, приводятся различные точки зрения на ее реалистичность. Рассматриваются возможные помехи её выполнению. Даны описания новейших видов вооружений.

Текст статьи

Длительное время российский оборонно-промышленный комплекс страдал от хронического недофинансирования. В последнее время положение меняется. В бюджете на 2021 г. на национальную оборону заложено 3.1 трлн рублей [2]. Для сравнения: ассигнования по разделу «Образование» составят 1.06 трлн [3], причём ещё в начале века расходы на образование превышали оборонные [1]. В прошлом году наша страна по военным расходам уступала только США, Китаю и Индии [4]. Кроме того, не будем забывать, что значительная часть оборонных расходов проводится по закрытым статьям бюджета.

В конце 2015 года Минобороны РФ сообщило о начале работы над новой государственной программой вооружения России (ГПВ) на период до 2025 года. Глава ведомства заявлял, что стоимость этой программы составит 30 трлн рублей. Документ планировалось утвердить летом 2017 года, однако этого не произошло. ГПВ на 2018–2027 годы в силу экономических причин сбилась по срокам с традиционных календарных пятилеток, и была утверждена в конце 2017 г. [5] Проект ГПВ-2027 корректировался на основе данных, полученных в Сирии. По данным Минобороны, на реализацию ГПВ-2027 предусмотрено 20 трлн рублей, из них 19 – на закупки, ремонт и разработку вооружения и военной техники. Еще 1 трлн рублей предусмотрен на синхронизацию, то есть создание всей необходимой инфраструктуры [6].

Сухопутные войска по программе ГПВ-2027 должны получить наибольшую долю средств, более четверти общего бюджета программы. Это связано с подготовкой к серийному производству новых моделей бронемашин и танков. Ожидается, что танки T-90 и T-14 «Армата», боевая машина пехоты «Курганец-25» и бронетранспортер «Бумеранг» поступят на вооружение в течение восьми лет, хотя количество единиц такой техники, как «Армата», может быть ограничено ввиду высокой стоимости производства. Продолжается производство артиллерийских систем и ракет наземного базирования. Идёт развертывание ракет средней дальности «Искандер», реактивных систем залпового огня «Ураган» и «Торнадо-С». Самоходная артиллерийская установка «Коалиция» полностью заменит САУ «Мста» советского периода. Более проблематична ситуация с тактическими автоматизированными системами управления сухопутными войсками. Первоначально ожидалось, что к 2020 году они будут развернуты в 40 бригадах; но пока они подвергаются полевым испытаниям лишь в одной дивизии [7].

В 2015 году начались испытания электромагнитного оружия, а последние полигонные стрельбы из ЭМИ-пушек (ЭМИ – электромагнитное излучение) прошли нынешней весной. ТАСС сообщил о пятикратном росте дальности поражения целей опытными образцами; она доведена до 10 км. ЭМИ-пушки сжигали различные приборы на земле, а также эффективно уничтожали беспилотные летательные аппараты [8].

2 августа 2019 года прекращено действие Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), подписанного ещё Горбачёвым и Рейганом в 1987 году [9]. Поводом для выхода США из ДРСМД стала крылатая ракета 9М729 – модернизированный вариант крылатой ракеты 9М728, входящей в состав комплекса «Искандер-М». США и НАТО полагают, что это оружие обладает запрещенной документом дальностью действия: по их мнению, она превышает 500 км. Начальник ракетных войск и артиллерии ВС РФ генерал-лейтенант М.М.Матвеевский пояснял, что дальность ее полета составляет 480 км. По его словам, заливаемое в нее количество топлива не позволяет оружию лететь на большую дистанцию, при этом дозаправить ракету в войсках невозможно [10]. Тем не менее, генеральный секретарь НАТО Й.Столтенберг планирует в ответ на размещение Россией комплексов «Искандер-М» «работать над системами ПВО и ПРО, над конвенциональными вооружениями, над повышенной боевой готовностью и над продлением времени предупреждения». Между тем появились сообщения, что «новейшие истребители НАТО смертельно опасны» для российских «Искандеров»: многофункциональные истребители-бомбардировщики пятого поколения F-35 способны уничтожать расчеты «Искандеров» еще в пунктах базирования или на выявленных боевых позициях [11].

9 января 2020 года произошло падение обломков ракеты на территории Казахстана. Речь идет о баллистической ракете российского ракетного комплекса 9К720 «Искандер-М», запущенной с полигона Капустин Яр (4 ГЦМП), и пролетевшей не менее 627 км (что превышает официально заявленную дальность 500 км) [12].

Противоречивые мнения существуют об авангарде российского ВПК, танке Т-14 «Армата». Вице-премьер Борисов утверждал, что вооруженные силы не стремятся массово закупать Т-14 из-за их дороговизны. Более резко высказываются эксперты и журналисты. «Военные явно недовольны этой машиной, и их сопротивление будет существенным. «Армата» не годится для войны, для реальных боевых действий. Поэтому особых перспектив у этого танка нет; воевать на нём нельзя, это невозможно и бессмысленно. Эта «Армата» никому и даром не нужна. Она нужна только Уралвагонзаводу, чтобы продать её подороже» [13]. «Новейший танк «Армата» рискует повторить судьбу ракеты «Булава», которая несколько лет регулярно отказывалась летать. На генеральной репетиции парада победы «Армата» заглохла прямо напротив Мавзолея» [14]. О боевых качествах машины высказываются китайские журналисты. По их мнению, танк Т-14 «Армата», как и тяжелый многофункциональный истребитель Су-57, на сегодняшний день являются бесполезными. Они якобы не были надлежащим образом испытаны в Сирии и оказались не готовыми к реальным боевым действиям. Боевые машины вступили в бой с террористами в местных горах. В результате три Т-14 были поражены из ПТРК TOW-2B, причем одна «Армата» и вовсе была полностью уничтожена [15]. Однако эти сообщения подвергаются сомнению [16].

Летом 2020 г. танк «Армата» прошёл испытания в беспилотном режиме (ранее сообщалось, что беспилотный вариант танка должны подготовить к 2018 году). В 2018 г. был подписан контракт о закупке у «Уралвагонзавода» 132 боевых машин Т-14 и Т-15 на платформе «Армата». Как сообщал замминистра обороны А.Ю.Криворучко, контракт будет выполнен до конца 2021 года. Цена такого танка при серийном производстве оценивается примерно в 250 млн руб. [17]

О поставках «Арматы» и других новостях «Уралвагонзавода» регулярно пишет портал «Новости Нижнего Тагила». Вот некоторые сообщения. «После смены генерального директора и большей части менеджмента Уралвагонзавод до сих пор находится в стадии реформирования. Управленческую команду покинули как минимум пять бывших заместителей экс-гендиректора Сиенко. Причины не назывались, но, по некоторым данным, это было связано с финансовыми злоупотреблениями… в 2019 году российская армия получит 12 танков Т-14 «Армата» и четыре бронированных ремонтно-эксплуатационных машин (БРЭМ) Т-16... Танк Т-14 «Армата» готовятся продавать за рубеж, а дату начала поставок в российскую армию снова перенесли… Из-за отказа от массового выпуска «Армат» пострадал «Уралвагонзавод»: доходы предприятия от госзаказа падают, так как модернизация старых Т-72 менее прибыльна… гендиректор УВЗ Сиенко заявлял, что армия получит до 2025 года 2300 современных машин» [19].

О подготовке «Арматы» к продажам на мировом рынке сообщил в июне 2020 г. и глава Минпромторга РФ Д.В.Мантуров. По его словам, интерес к танку со стороны иностранных заказчиков есть, машина прошла испытания в Сирии. Поставки Т-14 за рубеж начнутся после отправки первых партий «Арматы» в российскую армию [20].

Теперь о ВВС. Состояние авиапарка во многом определяется кризисом отечественной авиационной промышленности, одним из признаков которого является отсутствие контрактов на последнем состоявшемся авиасалоне МАКС-2019. По данным Росстата, в 2018 году производство летательных аппаратов сократилось на 13.5%, за январь-февраль 2019 г. оно упало на 48% к тому же периоду прошлого года [21]. При этом Объединенная авиастроительная компания (ОАК) фактически является банкротом. Глава госкорпорации «Ростех» Чемезов сообщил, что «у ОАК огромное количество долговых обязательств, они фактически их пока только обслуживают, проценты платят, а тело кредита не вернут никогда… банки уже получили с лихвой с учетом процентов, поэтому им чем дольше, тем лучше. И вполне могли бы списать, конечно, эти кредиты» [22]. Госкорпорация намерена вести переговоры с банками о реструктуризации кредитов и собирается продать часть площадей в Москве. В мае 2020 г. на совещании по вопросам авиастроительной отрасли вице-премьер Борисов заявил, что ОАК требуется реструктуризация и докапитализация: у «Ростеха» есть фактически невозвратные кредиты на 530 млрд руб., из них 350 млрд приходится на ОАК [23]. Заметим, что в проблемах ОАК виновны не только коварные банкиры: на 60 лайнеров Sukhoi Superjet 100 за несколько лет не нашлось покупателей [24].

Неудивительно, что происходит сокращение оборонного заказа. «Объемы закупок упали в разы, – отметил вице-премьер Борисов. – Если на пике реализации госпрограммы вооружений Минобороны закупало до 100 боевых самолетов в год, то сегодня эта цифра колеблется от 50 до 60» [25]. Причиной сокращения может быть определённое насыщение: так, российские ВВС теперь обеспечены современными истребителями, и их закупки сократятся. Это же касается военных вертолётов, поскольку за последние семь лет российские военные уже получили то, в чем они нуждаются, и разработка нового высокоскоростного вертолёта начнётся не ранее 2027 года. Ещё одна причина – отсутствие нужных комплектующих. Су-57 не планируется запускать в серийное производство до того, как будут подготовлены модернизированные двигатели, что вряд ли произойдёт до 2027 года [26].

На передний план выходит обеспечение транспортными самолётами и заправщиками, которые на протяжении длительного периода являются слабым местом российских ВВС. Кроме того, в России наблюдается бум производства беспилотных летательных аппаратов – как боевых, так и разведывательных, которые ранее выпускались по израильским лицензиям.

Отдельного разговора заслуживает «замечательный истребитель», которому, как считает верховный главнокомандующий, нет равных в мире (на самом деле, в США уже произведено около 600 истребителей пятого поколения). Он оборудован РЛС с активной фазированной антенной решеткой, что даёт возможность лётчику вести бой даже в условиях активных радиоэлектронных помех. Самолёт оснащён стеллс-технологиями, дающими малую заметность. Благодаря новой силовой установке машина летает на сверхзвуковой бесфорсажной крейсерской скорости, это позволяет Су-57 с лёгкостью преодолевать ПВО противника. Истребитель обладает сверхманевренностью, в том числе при полёте на сверхзвуковой скорости [27].

Выше упоминалось, что Су-57 до сих пор не имеет двигателя, который соответствовал бы требуемым параметрам. По планам, до 2020 года должно быть закуплено 52 Су-57. Но в 2018-м был подписан контракт на производство в 2019-м всего двух истребителей [28]. Поставки истребителей 5-го поколения Су-57 в воздушно-космические силы вооружённых сил России спланированы в два этапа: до середины 2020-х годов с двигателем четвёртого поколения, после – с двигателем пятого поколения, сообщил замминистра обороны РФ А.Ю.Криворучко. «А на втором этапе после завершения его испытаний начнутся поставки с двигателем и с силовыми установками пятого поколения, имеющими повышенную топливную эффективность и меньшую стоимость жизненного цикла» [29]. Вследствие отсталости двигателей Су-57 Индия приостановила сотрудничество с Россией по проекту Fifth Generation Fighter Aircraft (FGFA), предполагающему создание на основе Су-57 первого индийского истребителя пятого поколения [30].

На начало 2020 г. изготовлено 13 Су-57: 10 для лётных испытаний, три для статических [31]. Инцидентов с ними произошло немного. Причиной отмены взлёта истребителя пятого поколения (тогда ещё Т-50) в последний день авиасалона МАКС-2011 стал сбой в работе автоматики силовой установки двигателя [32]. Первая авария в истории Су-57 зафиксирована в декабре 2019 г. Крушение произошло под Комсомольском-на-Амуре во время испытательного полета в 111 км от аэродрома базирования самолета. Аварийная система сработала штатно, летчик катапультировался и остался жив, жертв и разрушений на земле не было [33].

С этим самолётом связан забавный эпизод, заставивший вспомнить курс начальной школы. В прошлом мае президент на совещании в Сочи сообщил, что в рамках госпрограммы по закупке вооружений планировалось поставить в армию 16 Су-57, однако военным удалось договориться с заводами-производителями о скидке. «В результате того, что промышленность фактически на 20% снизила стоимость летательных аппаратов и вооружений, у нас теперь будет возможность закупить гораздо больше боевых машин этого класса. Это говорит о том, что закупим за тот же период времени без увеличения стоимости 76 таких самолётов» [34], – рассказал глава государства. Чудеса арифметики…

Рассмотрим ситуацию в ракетных войсках, начиная с «Ангары-А5» – первой тяжёлой ракеты-носителя, разработанной в России после распада СССР. «Ангара» – семейство российских ракет-носителей от лёгкого до тяжёлого классов, использующее экологически чистые компоненты топлива (без гептила). Это космический долгострой, создание носителя началось в 1992 году (см. «историческое» досье ТАСС [35]). В перспективе он должен иметь пилотируемую версию и даже многоразовость. Пока было проведено два запуска, оба с космодрома Плесецк: лёгкая «Ангара-1.2ПП» стартовала в июле 2014 года, тяжёлая «Ангара-А5» – в декабре 2014 года. Головной разработчик и производитель – ГКНПЦ им. М.В.Хруничева.

8 июля 2020 г. ТАСС сообщил [36], что к 2023 году будет создана новая модификация двигателя РД-191 для ракет-носителей «Ангара-А5» и в том же году пройдут первые лётные испытания (вывод на орбиту пилотируемого корабля «Орёл» в беспилотном варианте). Двигатели должны производиться в Перми на предприятии «Протон-ПМ». Ранее планировалось провести в 2025 году два пуска для отправки экспедиции на окололунную орбиту, затем совершить пилотируемый облёт Луны новым космическим кораблём [37], а для высадки космонавтов на Луну в 2028-2029 годах произвести еще четыре пуска ракет «Ангара-А5В» [38]. Заметим: мы здесь не обсуждаем реалистичность и сроки космических программ.

По массе полезной нагрузки, выводимой на опорную космическую орбиту, «Ангара» незначительно превосходит основную советско-российскую ракету-носитель «Протон»: 24 тонны против 22. Однако главная и нерешаемая проблема «Ангары» заключается в её стоимости. Одна «Ангара-А5» стоит семь млрд рублей. В конце июня 2020 г. было объявлено, что когда ракету будут выпускать серийно в омском ПО «Полёт», её себестоимость снизится до 4 млрд. В любом случае она будет дороже ракеты «Протон» в полтора раза [39]. Для сравнения: стоимость сверхтяжёлой ракеты Falcon Heavy компании SpaceX, по словам Илона Маска, составляет $150 млн (порядка 1 млрд рублей). По поводу возможной конкуренции носителей «Ангара А5» и Falcon 9 есть различные точки зрения [40].

В целях укрепления ПВО Россия продолжит развёртывание ракет большой дальности С-400 и ракет малой дальности «Панцирь-С». Маловероятно, что система нового поколения С-500 будет вскоре готова к серийному производству, хотя в первоначальных планах начало серийного производства С-500 намечалось на 2015 год. Разработка нового поколения систем ПВО ближнего радиуса действия только началась, и она вряд ли будет готова к производству до 2030 года [41]. Сошлёмся на ряд публикаций прошлых лет.

2012. Концерн «Алмаз-Антей» объявил о начале строительства в 2012 году нового завода по производству средств воздушно-космической обороны. Новое предприятие появится на базе Нижегородского машиностроительного завода и уже в 2015 году сможет приступить к производству новейших зенитных ракетных комплексов С-500 «Прометей». В будущем С-500 лягут в основу единой системы противоракетной обороны России [42].

2013. Командующий войсками ВКО рассказал в интервью РИА Новости: «На ЗРС С-500 войска ВКО возлагают особенные надежды. Концерн «Алмаз-Антей» уже изготовил отдельные средства системы и приступил к испытаниям. Работы по созданию системы в целом планируется завершить в ближайшее время, первый серийный образец должен поступить в войска уже через несколько лет» [43].

2015. Для новых авианосцев могут быть разработаны корабельные версии перспективных сухопутных зенитных ракетных комплексов С-500, принятие которых на вооружение запланировано на 2016 год. Предположительно ЗРК С-500 сможет обнаруживать аэродинамические и баллистические цели на дальности до 800 километров и поражать объекты, летящие со скоростью до 7 тысяч м/c [44].

2017. Первый опытный образец новейшей зенитной ракетной системы С-500 будет готов к 2020 году, заявил журналистам заместитель министра обороны России Юрий Борисов. Он отметил, что работа по этой системе идет по плану [45].

2018. Стало известно, что накануне в России на Нижегородском Машиностроительном заводе началось серийное производство передовых зенитных ракетных систем С-500, которые установлены на автомобильное шасси [46].

2019. 30 июня гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов сообщил, что началось производство систем противоракетной и противовоздушной обороны С-500 «Прометей» [47]. 17 сентября Чемезов сообщил, что серийное производство перспективного зенитного ракетного комплекса «Прометей» запланировано на 2-ю половину 2020 года [48]. С-500 способен сбивать спутники и даже метеориты.

Крылатая ракета «Буревестник» (9M730 или Skyfall по классификации НАТО) с ядерным двигателем практически неограниченного радиуса действия была представлена Федеральному собранию в марте 2018 года. Она создается ОКБ «Новатор» (г.Екатеринбург) совместно с одним из исследовательских центров «Росатома» [49]. С 2017 года проводятся испытания, многие из которых заканчиваются неудачами и приводят к заражению окружающей среды. Именно взрыв в двигателе ракеты «Буревестник» аналитики считают причиной инцидента с человеческими жертвами 8 августа 2019 года на государственном полигоне в Нёноксе под Северодвинском [50]. Эти испытания представляют опасность, скорее, для самих россиян, чем для их противников: технологии пока «сырые», на испытаниях они создают большие риски. По этому поводу американский ученый А.Панда заявил газете The New York Times: «Вера в возможность создания ракеты с ядерным двигателем и неограниченным радиусом действия является глупостью. Неясно, мог ли кто-нибудь из бюрократии российского ВПК убедить не очень разбирающихся в технологиях руководителей страны в том, что это хорошая идея, но Соединенные Штаты уже попробовали сделать это и решили отказаться от проекта» [51]. Далее New York Times пишет: «Возможно, Путин заставит это работать. А может быть, это никогда не случится».

По версии Washington Times, взрыв произошёл во время подъёма со дна моря ракеты Skyfall («Буревестник»), которая лежала там больше года после неудачных испытаний [52]. Президент Д.Трамп отреагировал на инцидент в твиттере:

Donald J. Trump

@realDonaldTrump, 13.08.2019

The United States is learning much from the failed missile explosion in Russia. We have similar, though more advanced, technology. The Russian “Skyfall” explosion has people worried about the air around the facility, and far beyond. Not good! [53]

Другой эпизод, получивший широкую огласку, произошёл в июле 2020 г. Шведские учёные из Организации договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ОДВЗЯИ) обнаружили в атмосфере изотопы цезия и рутения. В Forbes появилась публикация [54], где ядерная утечка, вызвавшая повышение уровня радиационного фона в северной Европе, связывается с испытаниями мегаторпеды «Посейдон» и крылатой ракеты с ядерной установкой «Буревестник». На гражданских АЭС в регионе излучение не зафиксировано, что в сочетании с продолжающимися испытаниями указывает на ядерное оружие. Ракета «Буревестник» является естественным кандидатом, поскольку она находится в воздухе, поэтому любая авария может привести к выбросу радиоактивных материалов в атмосферу. Это актуализирует вопросы, насколько безопасны эти проекты в мирное время. В своём твиттере представитель президента США по контролю над вооружениями М.Биллингсли (Marshall Billingsley) сослался на указанную статью, назвал «Посейдон» и «Буревестник» ужасными системами и призвал включить их в новый договор об ограничении стратегических вооружений [55].

Использование ядерного реактора как источника тепловой энергии в рамках схемы прямоточного двигателя часто приводит к радиоактивному заражению атмосферы. Безопасный для окружающей среды полёт «Буревестника» возможен лишь на высоте 15-20 км. Однако это противоречит принципам использования крылатых ракет, главное преимущество которых заключается в полёте на малой высоте с огибанием рельефа местности [56].

Российский МИД раскритиковал публикации о том, что уровень радиации в Европе мог вырасти из-за ракетных испытаний в России. Заместитель министра С.А.Рябков заявил, что подобные сообщения западных СМИ абсолютно безосновательны, сообщило РИА [57].

Ракетные войска стратегического назначения могут, по мнению экспертов, получить в течение трёх-пяти лет новый боевой железнодорожный ракетный комплекс «Баргузин». Его предполагалось разработать ещё до 2018 года. Благодаря облегчённой ракете, которая входит в обычный вагон, «Баргузин» может производить пуск на любом участке железной дороги. В ситуации боевого применения створки на крышах вагонов разъезжаются в стороны, а спрятанные внутри механизмы приводят в вертикальное положение пусковые контейнеры ракет. В течение нескольких минут происходит запуск. Внешний вид поезда неотличим от обычного товарного состава, что не позволяет засечь его спутниками [58].

Перейдём к военно-морским силам, которые в ГПВ-2027 оказались «обделёнными» (на них выделено 2.6 трлн. руб., а в ГПВ-2020 было 4.7 трлн., так и не освоенные в полном объёме). Исходя из бюджета, в военном кораблестроении планируется упор на строительство подводных лодок и малых кораблей. При этом на неопределенное время откладываются закупки более крупных кораблей, таких как эсминцы, десантные суда и авианосцы. Тема авианосцев – одна из самых дискуссионных в обсуждении перспектив российского флота. В советское время все построенные в Николаеве авианесущие корабли 1143-й серии оказались негодными. У всех кораблей этой серии основная паротурбинная энергетическая установка конструктивно неудачна и постоянно выходит из строя. «Новороссийск», «Киев» и «Минск» в 1990-е годы были проданы за границу по цене металлолома. «Адмирал Горшков» после продажи и модернизации на «Севмаше» стал флагманом ВМФ Индии под названием «Викрамадитья» (विक्रमादित्य) [59]. Последний достроенный корабль серии – «Адмирал Кузнецов» (он же – «Рига», «Леонид Брежнев», «Тбилиси» и проект 1143.5) – пребывает в вечном ремонте, лишь раз в пару лет выходит в море, и каждый выход заканчивается существенными поломками и новым ремонтом [60]. Очередная модернизация должна окончиться в 2022 году.

В мае 2015 г. было объявлено, что Крыловский государственный научный центр завершил проектирование нового многоцелевого тяжелого авианосца 23000Э «Шторм», сопоставимого по характеристикам с перспективными американскими авианосцами типа «Джеральд Форд» [61]. По предварительным оценкам, стоимость строительства нового корабля должна была составить 350 млрд рублей. Тогда же сообщалось, что для новых авианосцев могут быть разработаны корабельные версии ЗРК С-500, принятие которых на вооружение было запланировано на 2016 год [62]. Ожидаемый срок ввода в строй одного из самых мощных авианосных крейсеров – 2030 год [63]. Летом 2017 года замминистра обороны Ю.И.Борисов объявил, что в программу будет заложено строительство нового авианесущего крейсера [64]. Однако в связи с тем, что ни одна российская верфь не способна в настоящее время построить военный корабль водоизмещением 100 тыс. тонн, на выставке «Армия-2018» появился новый проект авианосца водоизмещением 44 тыс. тонн. Соответственно авиагруппа предположительно составит 46 летательных аппаратов вместо 90 в первоначальном варианте [65]. В июне 2020 г. появилось сообщение, что Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) обладает всеми технологиями для постройки нового российского авианосца, и нужен лишь заказ от военных [66]. См. также статью В.И.Мураховского в журнале «Россия в глобальной политике» 01.06.2020 [67].

Более важным направлением, чем создание новых кораблей и подлодок, для российских ВМС в ближайшие годы будет разработка новых систем вооружения и улучшение существующих. Внедрение ракет «Калибр» придало российскому флоту способность поражать корабли и наземные цели противника крылатыми ракетами на большом расстоянии. В течение последующих лет Россия установка этих ракет на большинстве новых надводных кораблей и подводных лодок будет продолжена. Нельзя пройти мимо ещё одного новейшего вида оружия – подводного беспилотного атомного аппарата. Это торпеда диаметром 1.8 м, длиной 20 м, весом около ста тонн, способная развивать скорость до 185 км/ч и погружаться на глубину более 1 км. Впервые о ядерном беспилотном аппарате стало известно в ноябре 2015 г. после совещания президента с руководством ОПК. Уникальная океанская система получила название «Посейдон», её также называют оружием Судного дня. В Северодвинске на заводе «Севмаш» достроена и спущена на воду атомная подводная лодка спецназначения «Белгород», которая станет носителем «Посейдона» [68]. По словам президента, глубоководный высокоскоростной ядерный дрон, отличающийся малошумностью и высокой манёвренностью, «практически неуязвим» [69]. С этим мнением согласны не все эксперты. Обнаружение «Посейдона» возможно при помощи беспилотных кораблей постоянного наблюдения класса ACTUV, сети подводных датчиков Seatooth, гидроакустических буев. Противодействовать российскому оружию могут тяжелые торпеды большой дальности класса «Spearfish». «То, что она неуязвима – это бред. Если торпеда идет со скоростью 200 км/ч, то противолодочные самолеты летают со скоростью от 800 км/ч. Они с легкостью могут отследить этот беспилотник и отловить с помощью противолодочных сетей, в которых она просто запутается… дико дорогая и абсолютно бессмысленная система вооружения, которая по большому счету не дает России никаких преимуществ» [70]. Кроме того, торпеда с ядерной энергоустановкой «Посейдон» (2m39 или по классификации НАТО Kanyon), возможно, причастна к описанному выше инциденту с ростом радиационного фона в северной Европе. Суда, связанные с её испытаниями, в частности, «Академик Александров» были активны в регионе в соответствующий период и обнаружены на спутниковых снимках [71]. «Посейдон», вероятно, не имеет достаточной защиты на своём реакторе, но он обычно находится под водой, и утечка радиации может не достичь атмосферы. Но после испытания его поднимают из воды, поэтому за сотни миль в Скандинавии утечка могла быть обнаружена.

Несколько новостей. В июле 2020 г., накануне дня ВМФ на судостроительных верфях состоялась закладка сразу шести боевых кораблей и подлодок – двух в Керчи, двух в Северодвинске и двух в Петербурге. В частности, начинается серийное строительство фрегатов проекта 22350 с газотурбинными двигателями производства «ОДК-Сатурн». Закладываются также два атомных подводных крейсера модифицированного проекта 885М («Ясень-М»), «Владивосток» и «Воронеж». А «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко» будут одними из первых российских вертолетоносцев (аналогичные корабли – «Мистрали» – Россия в 2011 году заказала во Франции, но поставки не состоялись из-за санкций, связанных с аннексией Крыма). По габаритам они превзойдут французские и смогут взять на борт до 20 вертолетов и два усиленных батальона морской пехоты [72].

27 июля на встрече с президентом гендиректор ОСК А.Л.Рахманов поднял вопрос об определении цены головных кораблей для ВМФ, на которых обкатываются новые системы и технологии. «Мы зачастую начинаем строить корабль, не зная его цену… в ходе строительства заказчик вносит изменения, которые ведут к росту цены… это приводит к тому, что денег на выполнение головных заказов не хватает». Действительно, цены на головные корабли таких типов, как фрегаты проекта 22350, или подводные лодки проекта 885М выросли в ходе их достройки на десятки процентов и десятки миллиардов рублей. По мнению экспертов, следует пересмотреть подходы в ценообразовании в военном кораблестроении, перейти к гибким ценам по каждому новому кораблю [73].

Минобороны сообщило, что завершаются работы по созданию подводного комплекса, оснащаемого беспилотными аппаратами «Посейдон», и гиперзвукового ракетного комплекса «Циркон». Первым носителем «Посейдонов» станет атомная подлодка «Хабаровск». Её планируется спустить на воду в ближайшие месяцы. Тактико-технические характеристики подлодки официально не разглашаются, однако, по данным из открытых источников, её водоизмещение составляет около десяти тысяч тонн, скорость – 30-32 узла, глубина погружения – 500 метров, автономность – до 120 суток, экипаж – не менее ста человек [74].

Ракета «Циркон» наземного и морского базирования будет иметь скорость 9 Махов и дальность полета более тысячи километров [75]. Журнал National Interest утверждает, что эти противокорабельные ракеты представляют серьёзную угрозу для любого флота. «Полёт «Циркона» обеспечит столько кинетической энергии, что даже заполненная бетоном боеголовка спровоцирует мощный взрыв при попадании в землю или сделает дыру в авианосце». Комбинацию «Циркона» и подводных лодок проекта «Ясень», способных находиться под водой незамеченными несколько месяцев, журнал называет «Silent killers» – молчаливыми убийцами [76].

Подводя итоги, можно заключить, что несмотря на отдельные трудности, военно-научные, трудовые и кадровые ресурсы России позволят и в дальнейшем обеспечивать безопасность государства.

Этот обзор подготовлен при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-00-00177 (18-00-00172).

Список литературы

  1. Поляк Ю.Е. Отечественное образование накануне важных перемен // Информационные ресурсы России. 2002. № 5. С. 24-29.
  2. https://tass.ru/ekonomika/9484453
  3. https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/bolee-3-trln-rub-napravyat-iz-federalnogo-byudzheta-na-obrazovanie-v-2021-2023-gg-1029599073
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран_по_военным_расходам
  5. https://tass.ru/armiya-i-opk/4911274; https://www.kommersant.ru/doc/3500710
  6. https://function.mil.ru/news_page/world/more.htm?id=12157784%40egNews
  7. https://www.ponarseurasia.org/node/9577
  8. https://tass.ru/armiya-i-opk/8887927
  9. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201908020001
  10. https://www.gazeta.ru/army/2020/01/13/12907742.shtml
  11. https://www.ng.ru/armies/2020-06-18/2_7889_army.html
  12. https://www.arms-expo.ru/news/proisshestviya-i-prestupnost/ballisticheskaya-raketa-kompleksa-iskander-m-upala-v-kazakhstane-proletev-bolee-600-kilometrov
  13. https://www.znak.com/2019-02-21/pavel_felgengauer_rukovodstvo_rossii_gotovitsya_k_bolshoy_voyne_kotoruyu_proigraet
  14. https://www.gazeta.ru/politics/2015/05/07_a_6675709.shtml
  15. https://topcor.ru/14417-zajavleno-o-potere-odnogo-tanka-t-14-armata-v-sirii.html
  16. https://politros.com/165338-he-national-interest-ocenilo-slukhi-ob-unichtozhenii-rossiiskoi-armaty-v-sirii
  17. https://www.kommersant.ru/doc/4405638; https://ria.ru/20200704/1573878330.html
  18. https://v-tagile.ru/novosti-nizhnego-tagila/obshchestvo/tank-armata-okazalsya-neboesposoben-zachem-shojgu-v-usloviyakh-sekretnosti-lichno-posetil-uralvagonzavod-foto
  19. https://v-tagile.ru/novosti-nizhnego-tagila/ekonomika/tank-t-14-armata-gotovyatsya-prodavat-za-rubezh-a-datu-nachala-postavok-v-rossijskuyu-armiyu-snova-perenesli
  20. https://rg.ru/2020/06/05/tank-armata-nachali-gotovit-na-eksport.html
  21. https://echo.msk.ru/blog/openmedia/2494365-echo
  22. https://tass.ru/ekonomika/6613641
  23. https://bmpd.livejournal.com/4024684.html
  24. http://superjet.wikidot.com/news:2842
  25. https://echo.msk.ru/blog/openmedia/2494365-echo/
  26. https://echo.msk.ru/blog/ponarseurasia/2139964-echo/
  27. https://rg.ru/2018/10/16/istrebitel-su-57-na-ispytaniiah-prevzoshel-luchshie-amerikanskie-analogi.html
  28. https://echo.msk.ru/blog/openmedia/2494365-echo
  29. https://www.gazeta.ru/army/2020/05/08/13076575.shtml
  30. https://lenta.ru/news/2020/01/14/amca
  31. https://aif.ru/society/army/10_let_v_vozduhe_kakih_uspehov_dostig_istrebitel_pyatogo_pokoleniya_su-57
  32. https://www.newsru.com/russia/24aug2011/maks.html
  33. Сафронов И. Истребитель Су-57 потерпел первую аварию. https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2019/12/24/819543-su-57
  34. https://www.rbc.ru/politics/15/05/2019/5cdc385e9a79472613ba713a
  35. https://tass.ru/info/1684872
  36. https://tass.ru/kosmos/8914461
  37. https://tass.ru/kosmos/1925772
  38. https://dni.ru/bloggers/2017/1/19/359089.html
  39. https://ria.ru/20200629/1573605727.html
  40. https://forbes-ru.turbopages.org/s/forbes.ru/tehnologii/361545-zvezdnye-voyny-mozhet-li-raketa-nositel-angara-stat-konkurentom-falcon-9, https://omega-hyperon.livejournal.com/14687.html
  41. https://echo.msk.ru/blog/ponarseurasia/2139964-echo
  42. https://lenta.ru/articles/2012/04/10/future
  43. https://ria.ru/20131128/980274720.html
  44. https://rusplt.ru/society/ne-shtormom-edinyim-17784.html
  45. https://ria.ru/20170219/1488319398.html
  46. https://fishki.net/2606536-v-rossii-nachalosy-serijnoe-proizvodstvo-kompleksov-s-500-prometej.html
  47. https://russian.rt.com/russia/article/645906-s-500-chemezov-proizvodstvo
  48. https://riafan.ru/1216582-revolyucionnyi-zrk-s-500-sposoben-sbivat-sputniki-i-dazhe-meteority
  49. https://dfnc.ru/ekspertnoe-mnenie/9m730-burevestnik
  50. https://inosmi.ru/politic/20200605/247565585.html; https://diana-mihailova.livejournal.com/3689269.html
  51. David E. Sanger and Andrew E. Kramer. U.S. Officials Suspect New Nuclear Missile in Explosion That Killed 7 Russians. Aug. 12, 2019. https://www.nytimes.com/2019/08/12/world/europe/russia-nuclear-accident-putin.html
  52. https://www.washingtontimes.com/news/2019/oct/20/skyfall-nuclear-cruise-missile-explosion-covered-r
  53. https://twitter.com/realDonaldTrump/status/1161026203345723393
  54. Sutton H.I. Russia’s New Super Weapons May Be Cause Of Radiation Leak. https://www.forbes.com/sites/hisutton/2020/07/01/russias-new-super-weapons-may-be-cause-of-radiation-leak
  55. https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/8876727
  56. http://agitpro.su/9m730-burevestnik-naskolko-opasna-rossijskaya-yadernaya-krylataya-raketa
  57. https://echo.msk.ru/news/2671001-echo.html
  58. https://ria.ru/20200723/1574757558.html
  59. https://ru.wikipedia.org/wiki/Викрамадитья_(авианосец)
  60. https://novayagazeta.ru/articles/2007/08/05/32440-vooruzhennoe-ograblenie
  61. https://rusplt.ru/society/shtorm-v-pomosch-17137.html
  62. https://rusplt.ru/society/ne-shtormom-edinyim-17784.html
  63. https://nvo.ng.ru/nvo/2020-01-17/1_1077_main.html, https://ru.wikipedia.org/wiki/Шторм_(проект_авианосца)
  64. https://tass.ru/info/4987920
  65. https://newizv.ru/news/tech/23-08-2018/ne-do-zhiru-super-avianosets-shtorm-usohnet-napolovinu
  66. https://ria.ru/20200629/1573623271.html
  67. https://globalaffairs.ru/articles/avianosecz-budushhego
  68. https://ruspekh-ru.turbopages.org/s/ruspekh.ru/events/spusk-na-vodu-atomnoj-podvodnoj-lodki-belgorod
  69. https://russian.rt.com/russia/article/624281-poseidon-podlodka-yadernoe-oruzhie
  70. https://www.politik.su/archives/22934
  71. https://www.forbes.com/sites/hisutton/2020/07/01/russias-new-super-weapons-may-be-cause-of-radiation-leak
  72. https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2020/07/20/835009-boevie-korabli
  73. Кораблестроители просят переоценить головные корабли для ВМФ России. https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2020/07/27/835445-korablestroiteli-prosyat
  74. https://ria.ru/20200726/1574934569.html
  75. https://www.kommersant.ru/doc/4432746
  76. Meet Russia’s Underwater Hypersonic Cruise Missiles. https://nationalinterest.org/blog/buzz/meet-russia’s-underwater-hypersonic-cruise-missiles-145322

Поделиться

3541

Акиншин А. А., Поляк Ю. Е. О некоторых проблемах оборонно-промышленного комплекса России // Прикладные исследования и экспериментальные разработки в области естественных и технических наук : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 октября 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 31-43. URL: https://apni.ru/article/1268-o-nekotorikh-problemakh-oboronno-prom-kompl

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Другие статьи из раздела «Технические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января