В условиях современной российской действительности институт признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим приобретает все большую актуальность. Ускорение миграционных процессов, участие граждан в военных конфликтах, развитие технологий и ужесточение законодательных требований обуславливают необходимость теоретического и прикладного анализа существующих проблем судебного производства по данным категориям дел [5, с. 255-257; 6].
Производство по делам о признании граждан безвестно отсутствующими и объявлению их умершими основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 42, 45), а также соответствующих статьях Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (гл. 30) [1, 2, [8].
Так, согласно ст. 42 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.
В соответствии со ст. ст. 23, 24 Федерального закона от 30.11.1994 № 52-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (в ред. от 14.04.2023 № 120-ФЗ) положения части первой статьи 42, пункта 2 статьи 45 Кодекса применяются к гражданам, участвовавшим в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области или в ходе вооруженной провокации на Государственной границе Российской Федерации и приграничных территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к районам проведения специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, в том числе в качестве лиц, проходивших военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, лиц, находившихся на военной службе (службе) в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в воинских формированиях и органах, указанных в пункте 6 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», лиц, заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации, а также к лицам, заключившим контракт (имевшим иные правоотношения) с организацией, содействующей выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, к находившимся на указанных территориях служащим (работникам) правоохранительных органов Российской Федерации, к лицам, выполнявшим служебные и иные аналогичные функции на указанных территориях, к гражданам, проживавшим или временно находившимся на указанных территориях, с учетом особенностей, предусмотренных настоящими статьями [3, 4].
Если в течение шести месяцев в месте жительства гражданина, относящегося к числу граждан, указанных в пункте 1 статьи 23 указанного Федерального закона, нет сведений о месте его пребывания, в том числе такие сведения не предоставлены членам семьи этого гражданина командиром воинской части или иным уполномоченным должностным лицом, этот гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан безвестно отсутствующим в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством.
Заинтересованные лица, обращающиеся с заявлением о признании безвестно отсутствующим гражданина, относящегося к числу граждан, указанных в пункте 1 статьи 23 Федерального закона от 30.11.1994 № 52-ФЗ, вправе представить в суд в целях пояснения обстоятельств, подтверждающих безвестное отсутствие гражданина, документ установленной формы, содержащий сведения об обстоятельствах исчезновения гражданина, относящегося к числу граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, выдаваемый в порядке и сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) объявление гражданина умершим происходит по истечении пяти лет отсутствия, либо в условиях, угрожающих жизни (катастрофы, военные действия) – по истечении шести месяцев.
При этом пунктом 2 данной статьи определено, что военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.
Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели и указать момент его предполагаемой гибели (пункт 3 статьи 45 ГК РФ).
Если гражданин, относящийся к числу граждан, указанных в пункте 1 статьи 24 Федерального закона от 30.11.1994 № 52-ФЗ, пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, и в течение шести месяцев с момента возникновения таких обстоятельств в месте жительства этого гражданина нет сведений о месте его пребывания, в том числе такие сведения не предоставлены членам семьи этого гражданина командиром воинской части или иным уполномоченным должностным лицом, этот гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц объявлен умершим в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством (пункт 2).
Согласно ст. 276 ГПК РФ заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица.
В соответствии со ст. 277 ГПК РФ в заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить его умершим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая.
Таким образом, право на обращение в суд по делам данной категории имеют заинтересованные лица, то есть такие лица, для которых объявление гражданина умершим может повлечь правовые последствия.
При подаче заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим заинтересованному лицу необходимо доказать цель, для достижения которой заявителю необходимо признать гражданина безвестно отсутствующим. Указанная цель должна иметь правовой характер, то есть заинтересованность заявителя в признании гражданина безвестно отсутствующим должна основываться на материальных правоотношениях, существующих между заявителем и гражданином, в отношении которого решается вопрос о признании его безвестно отсутствующим, и порождать правовые последствия для данных правоотношений. Доказыванию подлежит как факт наличия материальных правоотношений, так и факт порождения правовых последствий для заявителя в случае признания гражданина безвестно отсутствующим.
По смыслу вышеуказанных норм заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении умершим подается в суд по месту жительства или по месту нахождения заинтересованного лица – заявителя. При этом данная категория дел рассматривается с обязательным участием прокурора (ст. 278 ГПК РФ).
Несмотря на имеющееся нормативное регулирование института признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим на сегодняшний день имеется ряд проблемных вопросов.
Так, на сегодняшний день не сформулированы четкие понятия «безвестное отсутствие» и «объявление гражданина умершим» ни на законодательном, ни на доктринальном уровне. Потребность в отдельном законе, который бы систематизировал такие нормы, подчеркивается многими исследователями [6].
Кроме того, перечень лиц, имеющих право на подачу заявления, является открытым, что порождает практические трудности – суды по-разному оценивают заинтересованность заявителя, что может привести к ошибкам при рассмотрении дел и нарушению прав заинтересованных лиц или самого гражданина [6].
Современная практика отмечает случаи злоупотребления правами, а именно, намеренное сокрытие информации о месте нахождения гражданина с целью получения материальных выгод или освобождения от обязанностей (например, уклонения от долгов или алиментов) [9, 11].
Закон не предусматривает действенных механизмов проверки добросовестности заявителя, что повышает риск фальсификаций. Известны случаи, когда в целях оформления пенсии по случаю потери кормильца на несовершеннолетних детей заявитель обращался в суд с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим, достоверно зная местонахождение «пропавшего» гражданина. При этом в большинстве случаев данные обращения связаны с неуплатой должниками алиментов на содержание несовершеннолетних детей.
Актуальной проблемой остается регулирование процедур передачи имущества, сохранения прав третьих лиц (иждивенцы, кредиторы) и последствия в случае возвращения гражданина [7, 10]. Часто случаются сложности с отменой ранее принятых решений и восстановление имущественного состояния.
В настоящее время в связи с проведением специальной военной операции (СВО) существенно увеличилось число обращений по вопросу признания военнослужащих безвестно отсутствующими или умершими.
Для более оперативного оформления прав членов их семей на меры социальной поддержки, вступления в наследство сроки признания безвестно отсутствующими и объявления умершими на законодательном уровне были сокращены. В то же время ускорение процедур приводит к рискам ошибочного признания живого гражданина умершим или безвестно отсутствующим в условиях недостаточности информации и подтверждающих документов.
Среди причин затрудненности сбора надлежащих доказательств можно выделить следующие: невозможность установить обстоятельства исчезновения на временно оккупированных или боевых территориях; частичное или полное отсутствие официальных данных от воинских частей и командования; затруднения в оформлении документов (рапорты, свидетельства, медицинские заключения). В ряде случаев семьи имеют лишь косвенные свидетельства исчезновения (последний звонок, сообщения), которых недостаточно для суда.
В вязи с этим возникает правовая и социальная неопределенность. Отсутствие официального статуса, погибшего или безвестно отсутствующего блокирует доступ к пенсиям, пособиям, оформлению наследства, государственным выплатам, решению жилищных и имущественных вопросов, связанных с семьёй пропавшего. Возникает конфликт между необходимостью защитить интересы семьи и требованием доказывания факта исчезновения по строгим стандартам.
Помимо прочего возникают организационные и бюрократические барьеры: органы ЗАГС часто отказывают в оформлении свидетельств о смерти без медицинских документов или постановления суда; воинские части не всегда предоставляют своевременно официальные ответы, а их документы могут не удовлетворять требованиям суда; практика судов по регионам различается, что влечёт непредсказуемость правоприменения. Отсутствует единый механизм оперативного обмена информацией о пропавших лицах. Затруднения межведомственного взаимодействия между судами, органами ЗАГС, МФЦ, воинскими частями, правоохранительными органами приводят к существенным процессуальным задержкам.
Например, известны случаи, когда семьи месяцами ждут справку из частей, чтобы подать заявление в суд. Некоторые суды отказывают в удовлетворении заявлений из-за недостаточности документов, несмотря на объективную невозможность их получить в условиях СВО. И наоборот, бывают ситуации признания граждан умершими вскоре после пропажи, что впоследствии приводит к правовым коллизиям, если человек находится живым.
Судебная практика отмечает неоднородность в определении момента начала безвестного отсутствия, а также разное толкование обязанностей суда по сбору доказательств и результатам розыскных мероприятий.
Развитие цифровых технологий (банковские операции, ведение электронных трудовых книжек, оставленные цифровые следы) формирует новые критерии, позволяющие быстрее выяснить местонахождение человека. Вместе с тем законодательство пока не учитывает эти обстоятельства в полном объеме, что затрудняет эффективное рассмотрение дел.
Таким образом, современные реалии обнажают целый спектр новых проблем института признания граждан безвестно отсутствующими и объявления умершими. Для повышения эффективности и справедливости производства требуется комплексное обновление правового регулирования, развитие единообразной судебной практики, учет новейших технологических возможностей.
Только баланс интересов всех участников и последовательная правоприменительная политика позволит обеспечить защиту прав и предотвращение злоупотреблений.