Факторы, влияющие на потребительские свойства товаров, изучаются товароведением. В учебниках по этой дисциплине уже упоминается такой фактор, как солнечная активность, что вполне обоснованно [8].
Известный ученый, академик В. Р. Вильямс писал, что плодородие формируется при притоке космических факторов, которые практически не регулируются в земледелии. Хотя под ними Вильямс имел в виду только свет и тепло, это также справедливо и для солнечной активности, поскольку за минувшие столетия уже накоплен ряд весьма примечательных фактов.
Великому английскому астроному У. Гершелю принадлежит парадоксальное, на первый взгляд, наблюдение – «чем больше пятен на Солнце, тем ниже цены на зерно в Великобритании» (1801 г.). Долгое время оно рассматривалось скорее как курьез, однако уже в наше время была подтверждена его истинность. Более того, обнаружилась вполне очевидная связь - в годы наибольшей солнечной активности дожди выпадают чаще, что способствует лучшему увлажнению и большей продуктивности. Больший урожай по законам экономики приводит к снижению цен на рынке. Немаловажно, что Гершель был далеко не первым обнаружившим эту связь – согласно А. Л. Чижевскому, она упоминается у древнеримского автора Катона Старшего, а также в письме итальянского математика и физика Дж. Б. Балиани Г. Галилею [9, с. 249].
Н. И. Антипенко обнаружила на примере арбузов, культивируемых в Астраханской области, что в начале каждого 11-летнего цикла происходит повышение содержания сухого вещества, а к концу – его спад. Четные и нечетные циклы влияют на качество арбузов по-разному, образуя нечетный и четный циклы качества. Все это позволяет прогнозировать урожайность и ход изменения потребительских качеств (в частности – сахаристости) арбузов [1, с. 37].
В. И. Костюк обнаружил, что в суровых условиях Кольского Севера максимальный сбор сырого протеина в посевах многолетних трав может быть достигнут в годы с повышенной температурой воздуха и умеренным поступлением атмосферных осадков, при хорошем световом довольствии и высоком уровне активности Солнца [3, с. 53-56]. Ранее им же совместно с М. И. Вихманом было показано, что в сложный комплекс экзогенных факторов, определяющих урожайность многолетних трав, наряду с метеорологическими условиями и дозами органических и минеральных удобрений, входит и гелиогеофизическая обстановка [2, с. 76-83].
Для хлопчатника обнаружено соответствие динамики урожайности геометрии циклов солнечной активности и продолжительности солнечного сияния. В годы минимума солнечной активности урожайность хлопчатника снижается, однако такое агротехническое мероприятие, как мульчирование междурядий, может способствовать получению высокого урожая хлопка-сырца, несмотря на это. Также стало известно, что интегральный показатель затрат оросительной воды на получение 1 центнера урожая хлопка-сырца находится в противофазе к солнечной активности. Эта зависимость может использоваться для прогноза урожайности хлопчатника [7, с. 20-31].
Подобные наблюдения присутствуют и в животноводстве – это и окраска меха у соболей, и соотношение кобылок и жеребчиков в приплоде на племенных конезаводах, и увеличенный привес новорожденных ягнят при условии повышенной солнечной активности в момент зачатия [6, с. 9].
Однако тема взаимодействия Солнца и биосферы Земли до сих пор часто воспринимается скептически, в том числе ввиду сложности обнаружения и доказательства причинно-следственных связей. На уровне отдельных областей знания дело до сих пор не уходит дальше отдельных эмпирических наблюдений. Тем не менее, в нем есть явный потенциал. В. И. Костюк указывает на примере картофеля, что включение показателя потока радиоизлучения Солнца (т. н. индекс F10.7) в число важнейших экзогенных регуляторов продукционного процесса растений позволит более корректно описывать реакцию культурных видов на вариации метеорологических условий [4, с. 21-26]. То же справедливо для индекса Вольфа (на примере овса) [5, с. 35-39]. Значимость же усовершенствованного прогнозирования появления различных вредителей и болезней тем более не нуждается в особом обосновании. Все это предопределяет необходимость дальнейших исследований – и, что не менее важно, структурирования и систематизации уже накопленного материала на профессиональной основе. Это позволит создать информационную базу для принципиального разрешения данного вопроса по мере прироста научного знания и совершенствования теоретических моделей.