Главная
АИ #29 (264)
Статьи журнала АИ #29 (264)
Цифровые технологии в управлении государственными закупками

Цифровые технологии в управлении государственными закупками

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

цифровые технологии
государственные закупки
управление государственными закупками

Аннотация статьи

В статье изучаются особенности внедрения цифровых технологий в процесс государственных закупок. Отмечается, что за последние 10 лет цифровизация оказала глубокое влияние на инновационные государственные закупки и сыграла существенную роль в их реконфигурации на правительственном уровне, что нашло отражение в решениях, нормативных актах и законах. В последние годы сфера государственных закупок оцифровывалась, и на рынке появились ИТ-решения, которые упорядочили выполнение этого процесса. Решение для электронных закупок представляет собой интегрированную онлайн-систему, которая выполняет все процессы закупок и связанные с ними действия, такие как отправка и получение информации о предложениях, тендерах, присуждении контрактов, платежах и т. д.

Текст статьи

Государственные закупки – это процесс, с помощью которого правительства и общественные организации приобретают товары, услуги и работы, играя решающую роль в эффективном функционировании обществ во всем мире. Решения по государственным закупкам имеют далеко идущие последствия, затрагивая такие разнообразные сферы, как развитие инфраструктуры, здравоохранение, образовательные услуги и национальная оборона. Поэтому важно, чтобы правительства и общественные организации постоянно развивали и совершенствовали свою практику закупок для обеспечения прозрачности, эффективности и устойчивости. В последние годы процедура государственных закупок потерпела глубокую трансформацию, вызванную интеграцией цифровых технологий в их процесс, которую обычно называют Индустрией 4.0 или четвертой промышленной революцией.

В сфере государственных закупок правительства все чаще используют системы электронных государственных закупок (ЭПЗ) в качестве инструмента для обеспечения эффективного использования государственных средств, снижения мошенничества и коррупции, а также повышения конкуренции среди поставщиков.

Цифровые закупки относятся к интеграции технологий в процесс закупок для упорядочения и оптимизации поиска, закупки и управления товарами и услугами. Эта трансформация касается не только автоматизации существующих процессов, но и переосмысления закупок с помощью принятия решений на основе данных, аналитики в реальном времени и повышения прозрачности. В современном ландшафте цепочки поставок цифровые закупки играют ключевую роль в повышении эффективности, снижении затрат и позволяют организациям быть более гибкими и реагировать на требования рынка.

Цифровые закупки охватывают различные технологии, в том числе:

  1. Системы электронных закупок: платформы, которые управляют всем циклом закупок от заявки до оплаты.
  2. Блокчейн: повышает прозрачность и безопасность транзакций в цепочке поставок.
  3. Искусственный интеллект (ИИ) и машинное обучение (МО): прогнозирование спроса, оптимизация выбора поставщиков и улучшение управления контрактами.
  4. Интернет вещей (IoT): предоставляет данные в реальном времени об уровнях запасов, отслеживании отгрузок и обслуживании оборудования.

За последние 10 лет цифровизация оказала глубокое влияние на инновационные государственные закупки и сыграла существенную роль в их реконфигурации на правительственном уровне, что нашло отражение в решениях, нормативных актах и законах. В последние годы сфера государственных закупок оцифровывалась, и на рынке появились ИТ-решения, которые упорядочили выполнение этого процесса. Решение для электронных закупок представляет собой интегрированную онлайн-систему, которая выполняет все процессы закупок и связанные с ними действия, такие как отправка и получение информации о предложениях, тендерах, присуждении контрактов, платежах и т. д.

Система электронных государственных закупок в России была впервые внедрена в 2006 году. Тогда она использовалась для проведения случайных, незначительных тендеров. Однако в 2009 году начался процесс перехода к электронным тендерам как основной форме проведения государственных закупок.

К. И. Федченко отмечает, что: «Цифровизация процессов управления и контроля в сфере финансов и бюджетного планирования – один из ключевых трендов последнего десятилетия. При этом в России сфера государственных закупок является одним из флагманов общей тенденции цифровизации экономики. В значительной степени регулирование в сфере цифровизации закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд стало моделью для принятых позднее законодательных актов, следующих тенденции цифровизации. Как правило, анализ цифровизации процессов направлен на выяснение только технических, экономических или правовых преимуществ, или недостатков системы государственных закупок, выявление ее слабых мест и перспектив оптимизации» [2].

Некоторые системы электронных государственных закупок в России:

  • Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС). Основной сервис для поиска госзаказов. В ЕИС публикуются данные об актуальных и состоявшихся торгах. Сайт системы: zakupki.gov.ru.
  • Электронные торговые площадки (ЭТП). На таких площадках бюджетные учреждения и госкомпании размещают заказ с конкретными характеристиками работ или нужной продукции. Некоторые ЭТП: «Сбербанк АСТ», «Росэлторг», «РТС тендер», «НЭП», «Заказ РФ», «ТЭК-Торг» и другие.
  • Агрегатор малых закупок «Берёзка». Выступает оператором отдельной категории тендеров [4].

По данным сервиса Контур.Закупки, за первую половину 2024 года в Единой информационной системе (ЕИС) опубликовано 2,9 млн открытых процедур по 44-ФЗ – это на 12,5% больше, чем за аналогичный период 2023 года (рис. 1).

image.png

Рис. 1. Количество госзакупок по 44-ФЗ, млн [1]

Общая сумма затрат на госзакупки за первые полгода 2024 осталась примерно на том же уровне, что годом ранее – 6 трлн руб. – рисунок 2.

image.png

Рис. 2. Сумма госзакупок по 44-ФЗ, трлн руб. [1]

С 1 января 2025 года в сфере государственных закупок действуют, например, такие изменения, внесённые Федеральным законом от 26.12.2024 № 484-ФЗ:

  • Расширение исключений из требований к контрактам. Разрешено не соблюдать стандартные требования к контрактам при экстренных закупках, закупках услуг управления МКД и привлечении физических лиц для преподавания. Контракты можно заключать в простой письменной форме без детальных спецификаций;
  • Продление антикризисных мер. Они будут действовать до 31.12.2025 (ФЗ от 26.12.2024 №494-ФЗ). Сохранены, в частности, право на строительные закупки «под ключ» и возможность изменения объёма поставок лекарств ±30% по инициативе заказчика;
  • Запрет иностранного ПО для КИИ. С 1 января 2025 (Указ Президента №166 от 30.03.2022) органы госвласти не вправе использовать зарубежное программное обеспечение на объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ) [3].

С 1 апреля 2025 года планируют ввести следующие нововведения:

  • Цифровые контракты для неконкурентных закупок. Заключение контрактов через ЕИС станет обязательным для закупок, таких как поставка культурных ценностей, экипировка для олимпийской сборной и других;
  • Изменение и расторжение контрактов через ЕИС. Дополнительные соглашения к контрактам, заключённым по результатам конкурентных процедур, оформляются исключительно через ЕИС.

С 1 июля 2025 года планируют ввести такие изменения:

  • Обязательная регистрация прекращения контрактов в реестре. В реестре контрактов размещаются данные о прекращении обязательств: истечение срока действия, ликвидация поставщика или уход из жизни физического лица;
  • Синхронизация данных с ЕГРЮЛ. Сведения о ликвидации организаций синхронизируются с Единым государственным реестром юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Также есть информация о некоторых цифровых решениях, которые разрабатываются для автоматизации деятельности государственных и муниципальных служащих:

  • Платформа «Аналитика госконтрактов». Агрегирует данные о госконтрактах всего региона, отдельного муниципалитета или конкретного ведомства и отображает риски их исполнения в виде наглядных дашбордов.
  • Модуль «Аналитика бизнеса в регионе». Агрегирует данные о подведомственных организациях бизнес-сектора, анализирует их в различных разрезах и выявляет риски.
  • Модуль «Аналитика коррупционных связей». Позволяет выявлять коррупционные связи в закупочных процедурах, а также при проведении любых проверок оказания бюджетной помощи субъектам предпринимательства.
  • Модуль «Проверка конфликта интересов». Позволяет определить наличие коммерческих связей у кандидатов в служащие с их родственниками, мониторить появление связей в процессе службы и выявлять признаки конфликта интересов.

Кроме того, в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» планируется переход на электронный документооборот, что позволит создать возможности для цифрового взаимодействия граждан, бизнеса и государства.

Таким образом, в современной России идет интенсивный процесс цифровизации государственных закупок. Основные его результаты это обеспечение прозрачности, подотчетности и эффективного контроля процесса закупок.

Список литературы

  1. Беленкова М.А. Цифровизация закупок: современные тенденции и проблемы / М.А. Беленкова // Вестник науки. – 2025. – Т. 2, № 1(82). – С. 684-693.
  2. Федченко К.И. Цифровизация как основная тенденция совершенствования финансово-правового регулирования контрактной системы закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд / К.И. Федченко // Юридическая наука. – 2022. – № 9. – С. 28-33.
  3. Изменения в политике госзакупок в 2025 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа. – https://xn--d1ababe6aaeff9c5g.xn--p1ai/%D0%BE-%D0%BD%D0%B0%D1%81/poleznaya-informaciya/izmeneniya-v-politike-goszakupok2025 (дата обращения: 20.03.2025).
  4. Обзор основных изменений в госзакупках в 2025 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа. – http://unitoria.ru/blog/zakupki/obzor-osnovnykh-izmenenij-v-goszakupkakh-v-2025-godu (дата обращения: 20.03.2025).

Поделиться

25

Грищук А. А. Цифровые технологии в управлении государственными закупками // Актуальные исследования. 2025. №29 (264). URL: https://apni.ru/article/12712-cifrovye-tehnologii-v-upravlenii-gosudarstvennymi-zakupkami

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#30 (265)

Прием материалов

26 июля - 1 августа

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

6 августа

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

20 августа