Современные реалии побуждают ученых и практиков на поиск путей повышения эффективности управленческой деятельности в сфере внутренних дел. Для новых исследований в области обозначенной проблематики кроме научного и прагматического интереса катализатором выступают информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ), используемые сегодня в абсолютном большинстве сфер жизнедеятельности и оказывающие значительное влияние на широкий спектр общественных отношений. Не исключением является организация деятельности дежурных частей органов внутренних дел РФ. Изложенные обстоятельства требуют поиска новых методов их изучения и сравнения с традиционными методами государственного управления и, соответственно, научного обоснования возможности их правового закрепления.
В связи с отсутствием общетеоретической проработки поставленных вопросов, с учетом специфики деятельности органов внутренних дел и обоснованным интересом автора к проблеме организации деятельности дежурных частей органов внутренних дел РФ на основе применения современных ИКТ обусловливается необходимость поиска и изучения возможных путей повышения эффективности традиционных технических методов обеспечения деятельности дежурных частей органов внутренних дел РФ в спектре современного состояния ИКТ. Знание теоретических и методологических основ надлежащей организации деятельности дежурных частей органов внутренних дел РФ является непременным условием и предпосылкой эффективной деятельности дежурных частей.
Эффективность деятельности дежурной части органа внутренних дел – это комплексный показатель, отражающий, насколько успешно она выполняет свои основные задачи по обеспечению общественного порядка, предотвращению и раскрытию преступлений, а также оперативному реагированию на правонарушения. Рассмотрим ключевые критерии оценки эффективности дежурной части органов внутренних дел:
- Оперативность и качество реагирования на сообщения о правонарушениях: время прибытия на место происшествия; полнота и достоверность информации, полученной от заявителя (фиксация данных о происшествии); правильность определения приоритетности вызовов (адекватность оценки поступившей информации); качество доведения информации до наряда/сотрудника, выезжающего на место (четкость инструкций, полнота данных).
- Организация раскрытия и расследования преступлений (первоначальный этап): качество фиксации и сбора первичной информации (насколько полно и правильно зафиксированы обстоятельства происшествия, опросы свидетелей, первичные улики); оперативность принятия первоначальных мер по раскрытию преступления по горячим следам (эффективность работы следственно-оперативных групп, привлеченных по линии дежурной части); своевременное направление материалов по подследственности.
- Обеспечение общественной безопасности и правопорядка: работа по профилактике правонарушений (оперативное реагирование на сигналы о подозрительной активности, патрулирование); контроль за оперативной обстановкой на вверенной территории, мониторинг ситуации, анализ поступающей информации; пресечение административных правонарушений.
- Управление и координация: эффективность связи и навигации (бесперебойная работа систем связи, GPS/ГЛОНАСС для отслеживания местонахождения нарядов); централизованное руководство (насколько четко дежурная часть координирует действия нарядов полиции, следственно-оперативных групп и других служб); обеспечение информацией вышестоящих органов, своевременное и точное предоставление отчетности.
- Качество работы с гражданами: вежливость и корректность при общении с заявителями; информирование граждан о ходе рассмотрения их обращений; соблюдение прав граждан при приеме и рассмотрении обращений.
- Использование ИКТ: эффективность применения баз данных, оперативность и точность поиска информации; интеграция с другими системами (взаимодействие с Единой системой информационно-аналитического обеспечения); применение аналитических инструментов для прогнозирования и оценки оперативной обстановки.
- Внутренняя дисциплина и профессионализм сотрудников: соблюдение служебной дисциплины; профессиональная подготовка сотрудников; мотивация и служебный настрой.
Таким образом, одной из факторов, влияющих на эффективность деятельности дежурной части органа внутренних дел следует назвать уровень автоматизации и информатизации процессов. Однако, уровень научного обеспечения в части применения современных ИКТ в органах внутренних дел не всегда позволяет эффективному их использованию и достижению стоящих перед данным инструментом государственного управления целей. В этой связи важной составной частью деятельности дежурных частей органов внутренних дел на основе применения современных ИКТ является повышение их эффективности.
Для повышения эффективности деятельности дежурных частей проводится постоянная работа по их модернизации, обучению сотрудников, совершенствованию технологических процессов и внедрению новых ИКТ. В современных условиях деятельность дежурных частей органов внутренних дел РФ сопряжена со значительным объемом поступающей информации. Наибольшую сложность представляет работа с неструктурированными данными, для качественной и оперативной обработки которых требуется применение современных ИКТ, в основе которых заложены перспективные методы анализа данных.
Можно выделить следующие тенденции в развитии современных ИКТ в деятельности дежурных частей органов внутренних дел: переход на безбумажную технологию; интеграция автоматизированных информационных ресурсов, находящихся в общем пользовании, на базе консолидации сведений; переход на открытое отечественное программное обеспечение; применение лицензионного программного обеспечения и др. Указанные тенденции ориентированы на повышение уровня информационной безопасности.
Совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения и развитие деятельности дежурных частей с помощью ИКТ выступают базовыми условиями по обеспечению национальной безопасности страны. Так, в марте 2012 г. утверждена концепция создания Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности органов внутренних дел (далее – ИСОД) на 2012–2014 гг. [4], и начаты работы по ее реализации. С 2015 г. функционирует ИСОД, представляющая собой систему сервисов, необходимых для осуществления сотрудниками МВД России своих функций; обеспечено подключение к интегрированной мультисервисной ИКТ МВД РФ более 25 тыс. автоматизированных рабочих мест пользователей ИСОД; запущены мероприятия по организации удаленного доступа с мобильных устройств сотрудникам к сервисам ИСОД [19, с. 18]. Выработанные решения по оптимизации использования объектов программно-технических комплексов единого информационного пространства МВД России (далее – ПТК ЕИП) позволили объединить их в ИКТ-инфраструктуру, а также создать на их основе облачную инфраструктуру [7, с. 75-78].
Внедрение ИСОД в деятельность МВД России позволило: унифицировать подходы к созданию и развитию информационных систем для нужд МВД России; разработать централизованное решение для обеспечения автоматизации деятельности подразделений МВД России по направлениям деятельности; повысить эффективность выполнения МВД России государственных функций за счет централизации информационных ресурсов; обеспечить взаимодействие ИСОД с порталом государственных услуг посредством системы межведомственного электронного взаимодействия.
В 2016 г. проведены мероприятия по увеличению мощностей центра обработки данных и ПТК ЕИП. На увеличенных мощностях размещены созданные информационные ресурсы и банки данных. В 2020 г. утверждены «Основные направления дальнейшего развития единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России на период с 2020 по 2024 г.» [2] и программа цифровой трансформации МВД России на 2021–2023 гг. [3].
Рассмотрим отдельные проблемные вопросы внедрения сервиса обеспечения деятельности дежурных частей (СОДЧ) ИСОД МВД России.
Дежурная часть является одним из подразделений в структуре органов внутренних дел, которое непосредственно связано с процессом управления. Важнейшая особенность процесса управления заключается в его информационной природе. Управление начинается и заканчивается работой с информацией; сотрудники различных сфер управления до 70% рабочего времени затрачивают на поиск, сбор, обработку, передачу сведений [15, с. 55]. Применение ИКТ позволяет автоматизировать процесс обработки информации.
ИКТ в настоящее время являются неотъемлемой частью жизни общества. Цифровизация охватывает все области жизнедеятельности граждан, в том числе и правоохранительные органы. К задачам цифровизации МВД России можно отнести [11, 14]: создание единого информационного пространства на основе автоматизации информационных ресурсов и перехода к безбумажной технологии, интеграции автоматизированных информационных ресурсов в банки общего пользования и обеспечения к ним удаленного доступа в режиме реального времени; разработка программно-технических комплексов на базе современных ИКТ; обеспечение внутриведомственного и межведомственного информационного взаимодействия; оптимизация информационных ресурсов и надежное управление ими; повышение уровня информационной безопасности.
Одним из основных направлений цифровизации территориальных органов внутренних дел, являются дежурные части, как основной элемент структуры органов внутренних дел. Одним из первых направлений цифровизации дежурных частей органов внутренних дел является работа АПК «Безопасный город». О.А. Кислый под АПК «Безопасный город» понимает: «комплекс технических устройств, используемых совместно органами государственной власти, уполномоченными службами и подразделениями федеральных органов исполнительной власти, координирующий взаимодействие между ними» [12, с. 202]. Он призван обеспечить профилактику, пресечение, расследование и раскрытие противоправной деятельности, поддерживать общественную безопасность и охранять общественный порядок на территориях городов и районов.
Комплекс является своеобразным «покрывалом» видеосетей с выведением изображения на мониторы дежурных частей органов внутренних дел. Видеокамеры обозревают общественные места, где могут сосредотачиваться большие скопления людей, а сотрудники полиции, в первую очередь сотрудники дежурных частей, в режиме реального времени ведут наблюдение и реагируют на осложнение оперативной обстановки и принимают меры – задерживают лиц и транспортные средства, находящиеся в розыске, раскрывают не только по «горячим» следам кражи, грабежи, разбои и другие преступления, но и предотвращают их, вовремя нацеливая группы немедленного реагирования или просто переориентируя патрули. Система является «стержнем» гарантии охраны общественного порядка и безопасности в субъектах государства [24, с. 230].
Совершенствование и использование АПК «Безопасный город» сотрудниками дежурных частей органов внутренних дел необходимо для сокращения преступности и оперативного пресечения, предупреждения и раскрытия преступных деяний. Помимо АПК «Безопасный город» в деятельности дежурных частей в целях цифровизации системы МВД России следует внедрять следующие технологии: big data - обработка огромных объемов данных из разных источников (GPS-сигналы автомобилей, информация о транзакциях банков, поведение человека в социальных сетях и др.) [20, с. 57]; deep learning – розыск лиц, скрывающихся от правоохранительных органов, путем мониторинга социальных сетей и систем видеофиксации; findface security – система распознавания лиц и др.
Следующим направлением в цифровизации деятельности дежурных частей органов внутренних дел является использование и усовершенствование автоматизированные системы управления (далее – АСУ) «Дежурная часть» [25, с. 28]. АСУ «Дежурная часть» используется в деятельности подразделений и служб органов внутренних дел и предназначена для автоматизации управления в ходе оперативного реагирования на преступные посягательства и правонарушения.
О. Ю. Баринова и Г. Г. Мингазизова рассматривают использование ИКТ в деятельности дежурных частей органов внутренних дел в аспекте совершенствования языковых навыков сотрудников исследуемого подразделения [5, с. 40] (для осуществления профессиональной деятельности в дежурных частях, в том числе и с иностранными гражданами).
Проблемные аспекты внедрения и (или) совершенствования современных ИКТ в деятельность дежурных частей органов внутренних дел в первую очередь связаны с нехваткой профессиональных навыков и умений сотрудников дежурных частей при работе с ИКТ, а также некоторыми трудностями в обеспечении защищенности информации органов внутренних дел [24, с. 230-233]. В связи с этим предлагается проведение курсов (вебинаров) по повышению квалификации сотрудников полиции [14; 23, с. 4-8] (для совершенствования навыков работы с ИКТ при выполнении служебных обязанностей в дежурной части).
При использовании ИКТ в деятельности дежурных частей сотрудниками дежурной части должны быть соблюдены меры по защите информации. Так, одной из результативных мер защиты информации являются методы криптографической защиты, которые шифруют данные. Использование методов криптографической защиты информации приобретает популярность за счет активного совершенствования систем электронного документооборота и использования в них электронных подписей как механизма обеспечения целостности данных [14, с. 34].
СОДЧ ИСОД МВД России предназначен для автоматизации процессов приема и регистрации информации, поступающей в дежурные части территориальных органов МВД России, обеспечения надлежащего качества ее сбора, обработки и хранения [22, с. 33]. Применение данного сервиса особо актуально в условиях оптимизации штатной численности личного состава органов внутренних дел, в том числе дежурных частей МВД России.
Основными подсистемами (модулями), автоматизирующими деятельность дежурных частей территориальных органов (отделов, отделений, пунктов полиции) МВД России, являются: «управление силами и средствами», «оперативный дежурный», «оперативные ориентировки», «диспетчеризация «02», «доставления», «сводка». Для контроля за работой подчиненных подразделений и повышения эффективности управленческой деятельности по всем модулям предусмотрено формирование отчетов; обеспечивается взаимодействие компонентов между собой и с другими сервисами ИСОД МВД России.
Каждая подсистема выполняет определенные функции.
Подсистема «диспетчеризация «02» предназначена для приема и обработки информации, принимаемой по телефону службой «02», формирования карточек происшествий и направления их для организации реагирования в территориальные подразделения. По адресу происшествия автоматически определяется территориальный орган МВД России, в который следует отправить информацию, при необходимости имеется возможность скорректировать список оповещаемых подразделений. Подсистема позволяет отслеживать информацию о дате и времени выполнения каждой стадии отработки сообщения о происшествии в территориальном органе МВД России, просмотреть информацию о звонках абонента, если он уже обращался в службу «02» в течение последних 24 часов.
Разработчиками сервиса СОДЧ предусмотрена возможность организации сетевой связанности между Системой-112 и СОДЧ в соответствии с протоколом обеспечения информационной безопасности, что позволяет организовать взаимодействие между системами с целью передачи карточки происшествия из Системы-112 в СОДЧ и возврата статуса карточки происшествия из СОДЧ в Систему-112.
Отдельные авторы отмечают, что подсистема «диспетчеризация «02» имела бы гораздо большую эффективность, если бы имелась возможность автоматизации процесса приема информации о происшествии. Например, по номеру телефона звонящего автоматически определялся бы адрес абонента, при поступлении звонка с мобильного телефона определялось бы местоположение абонента. Данный процесс дает возможность сократить время для заполнения карточки происшествия, а также позволяет системе определить ближайшие наряды для оперативного реагирования на происшествие. Подсистема должна иметь доступ к электронным картам местности и справочным информационным системам [9, с. 83-88].
Подсистема «оперативный дежурный» предназначена для приема и регистрации сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях (Книга учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (далее – КУСП), а также внесения необходимых данных по рассмотрению материала и решения по нему. С положительной стороны необходимо отметить возможность составления различных отчетов, которые формирует оперативный дежурный в оперативно-служебной деятельности [9, с. 83-88]. Доступны для формирования отчеты: «просрочен срок принятия решения по записи КУСП (от 3 суток до 10 суток)»; «просрочен срок принятия решения по записи КУСП (от 10 суток до 30 суток)»; «просрочен срок принятия решения по записи КУСП (свыше 30 суток)»; «выгрузка записей КУСП за период (выгрузка для предоставления данных в прокуратуру)»; рапорт оперативного дежурного о результатах дежурства; форма № 2-Е «Сведения о рассмотрении сообщений о преступлении»; форма № 4-Е «Отчет о результатах работы органа внутренних дел по обеспечению учетно-регистрационной дисциплины»; сверка уголовной статистики; акт сверки достоверности регистрации КУСП.
Работа по ведению подсистемы «оперативный дежурный» самая рутинная и трудоемкая по сравнению с другими модулями, так как связана с процессом обработки большого массива информации. Применение процессов автоматизации при введении в электронную базу сведений о происшествиях существенно облегчит работу сотрудникам дежурных частей. Большую часть времени оперативный дежурный тратит на введение установочных данных заявителей, потерпевших, свидетелей (фамилия, имя, отчество, адреса проживания и т. д.). Вся эта информация имеется в информационных базах МВД России. Возможность автоматического переноса данных в электронный КУСП сократит время обработки данных, исключит возможность внесения ошибочных или вымышленных данных. Несмотря на большой объем работы по внесению сведений в электронный КУСП, процесс усложняется еще и дублированием всей информации в КУСП [9, с. 83-88].
Остается нерешенным вопрос взаимодействия этих систем с сервисом СОДЧ ИСОД МВД России, что приводит к дублированию ввода и обработки информации. Информация (о происшествиях, о преступлениях, об оперативной обстановке) вносится как в сервис СОДЧ, так и в существующие системы, что приводит к дополнительным трудовым ресурсам и временным затратам, увеличению нагрузки на сотрудников дежурных частей по обработке информации. Пути решения данной проблемы видятся в расширении функциональных возможностей сервиса СОДЧ ИСОД МВД России в части информационного и технологического взаимодействия с уже существующими автоматизированными информационными системами дежурных частей МВД России [9, с. 88].
Ключевые требования к защищенной инфраструктуре цифровой полиции. Можно выделить следующие ключевые требования к создаваемой защищенной инфраструктуре цифровой полиции [18, с. 85-89]: совершенствование нормативной правовой базы создания и эксплуатации защищенной инфраструктуры цифровой полиции; безопасность обмена и хранения данных (внедрение зашифрованных каналов связи, виртуальных частных сетей, двухфакторная аутентификация и биометрия для доступа к инфраструктуре); адекватное реагирование на инциденты в сочетании с возможностями цифровой криминалистики (установление процедур сбора, сохранения и анализа цифровых доказательств для поддержки уголовных расследований) [13, с. 179-183]; постоянное обучение сотрудников полиции передовым методам кибербезопасности [16, с. 96-101]; непрерывный мониторинг и оценка безопасности в режиме реального времени. Пересмотр и обновление политик, процедур и технологий безопасности гарантируют, что инфраструктура цифровой полиции останется надежной и эффективной [17, с. 52-57].
Внедрение ИКТ в деятельность дежурных частей осуществляется интенсивными темпами, поскольку МВД РФ рассматривает увеличение уровня организационного обеспечения различных управленческих решений на базе комплексной разработки и использования современных ИКТ как важнейший резерв и приоритетное направление повышения результативности деятельности дежурных частей [10, с. 89-93]. Особое значение придается информационному обеспечению процессов разработки управленческих решений, которые должны основываться на актуальной, достоверной, структурированной, достаточной и своевременной информации.
Общая тенденция развития информатизации деятельности дежурных частей показывает, что приоритеты компьютерной среды смещаются от разрозненных локальных сетевых приложений и архитектур к массовым приложениям и глобальным сетям, которые интегрированы в единое информационное пространство [6, с. 130-135]. Системы данного класса быстро развиваются от слабосвязнных к универсальным сильносвязнным компьютерным сетям, обладающим инвариантными к числу и составу связываемых устройств системообразующими свойствами [21, с. 195-202].
Для совершенствования информационного обеспечения деятельности дежурных частей требуется повышение эффективности применения информационно-вычислительных ресурсов, существующих в настоящее время. По данному направлению реализуется следующий комплекс мероприятий [8, с. 107-111]:
- актуализация хранимых и обрабатываемых сведений, в том числе благодаря организации и усилению надзора за нормативно-правовым регулированием порядка, в котором осуществляется обновление информации в банках данных;
- оцифровка бумажных информационных носителей, включая документы, хранящиеся в архивных фондах;
- внедрение современных ИКТ, благоприятно зарекомендовавших себя в повседневной деятельности подразделений органов внутренних дел;
- пересмотр внутриведомственных нормативно-правовых актов, определяющих ответственных исполнителей и выполняемые ими функции по разным направлениям развития ИКТ для обеспечения более результативного проведения технической политики и дальнейшего перехода к единой системе управления ИКТ;
- обеспечение удаленного доступа к базам данных общего пользования с установленных в дежурных частях терминалов с условием поддержания требуемого уровня информационной безопасности;
- оснащение современным программно-техническим оборудованием;
- повсеместное внедрение автоматизированных систем.
Таким образом, применение ИКТ для целей сбора, хранения, анализа, передачи и представления данных выступает неотъемлемой частью успешной деятельности дежурных частей, повышая тем самым, эффективность деятельности дежурной части.
Оптимизация информационных процессов, проводящийся в автоматическом режиме анализ больших массивов сведений и оперативный доступ всех сотрудников к распределенным информационным ресурсам повышает эффективность выполнения служебных обязанностей, поскольку автоматизация ряда информационных процессов освобождает сотрудников дежурных частей от выполнения трудоемких рутинных операций и позволяет им посвятить основное время аналитической работе и повышению профессиональных навыков с целью совершенствования собственной деятельности.
На основании изложенного можно сделать вывод, что использование телекоммуникационных технологий в органах внутренних дел осуществляется через Единую систему информационно-аналитического обеспечения МВД России. Эта система формирует единое информационное пространство, оптимизирует работу, обеспечивает оперативный доступ к информации на всех уровнях управления и повышает качество информационного взаимодействия внутри МВД России и с общегосударственной телекоммуникационной системой. Система предоставляет преимущества: формирование единого информационного пространства для всей структуры МВД России, максимальная оптимизация работы каждого сотрудника, оперативный доступ к необходимой информации на всех уровнях управления, а также существенное улучшение информационного взаимодействия внутри органов внутренних дел и с общегосударственной телекоммуникационной системой.