19 сентября 2025 г. исполнится 90 лет со дня окончания жизненного пути К. Э. Циолковского – выдающегося русского мыслителя, первого идеолога и теоретика освоения человеком космического пространства. Важное место в его творчестве занимали связи Земли как живой планеты с окружающим макрокосмом. Предстоящая памятная дата является актуальным поводом выступить с необходимости систематизации истории изучения влияния космических факторов на сельское хозяйство. Аграрные аспекты гелиобиологии при всей своей значимости не столь известны, как медицинские и социокультурные.
Россия по праву гордится достижениями в сфере практического освоения космоса в форме различных полетов, однако куда менее популярны теоретические идеи отечественных ученых о взаимодействии Земли и космоса. Именно в нашей стране появилось само слово «гелиобиология», очерчивающее круг научных проблем, связанных с влиянием активности Солнца на биосферу Земли, сделан ряд важных наблюдений (в частности, эффект Чижевского-Вельховера). По сей день проблема влияния космической погоды на биосферу и техносферу разрабатывается главным образом отечественными исследователями [3, с. 95].
В то же время гелиобиологии пришлось пройти сложный путь становления [2, с. 54-62]. Такие факторы, как трудность исследования внеземных влияний, их неодинаковое проявление на разных биологических объектах и совмещение с другими явлениями земного происхождения, вызывали скепсис у многих исследователей. Он подкреплялся проблемами с воспроизводимостью результатов [6, с. 4-25]. Уже после официального признания гелиобиологии в системе академической науки СССР Л. И. Мирошниченко отмечал: «…в настоящее время мы еще ни экономически, ни психологически не готовы воспринять гелиобиологию и космическую биоритмологию как руководство к действию, ибо это потребовало бы перестройки многих сторон экономической и социальной жизни общества» [7, с. 143-144].
Эти слова были опубликованы в 1981 г., однако и по сей день рано говорить о принципиальных изменениях. До сих пор весьма неясная природа гелиогеофизических воздействий остается предметом серьезных дискуссий [9, с. 5-21]. Возможно, именно поэтому космическая погода и космическая ритмика до сих пор не нашли достойного представительства в учебной литературе, хотя, по словам Б. М. Владимирского, в наше время «развитие исследований по проблеме «солнечная активность – биосфера» вступило, кажется, в спокойную академическую стадию» [4, с. 119-131].
Практически все геофизические поля, существование атмосферы, гидросферы и биосферы Земли обусловлены постоянным притоком солнечной энергии. Поэтому вполне естественна мысль, что изменения в генерируемых Солнцем потоках электромагнитного излучения и заряженных частиц так или иначе сказываются на земных процессах [5, с. 137-141]. Столь тесно связанная с природной средой сфера деятельности, как сельское хозяйство, не является исключением, в его рамках накоплен богатейший эмпирический материал. Известно о влиянии изменений солнечной активности на рост годичных слоев деревьев и урожайность зерновых, размножение и миграцию насекомых, рыб и других животных, возникновение и обострение ряда их заболеваний, в т. ч. общих с человеком. Это значит, что при положительном исходе дальнейших исследований прогнозы резких колебаний солнечной активности будут учитываться в сельском хозяйстве, как сейчас – в космонавтике. По сути, речь идет об одном из проявлений «космизации» аграрного производства, где уже сегодня используются данные аэрокосмического зондирования для мониторинга посевов, принятия и исполнения агротехнических решений в системе т. н. точного (координатного) земледелия. Введение в прогнозы нового параметра позволит повысить их эффективность и тем самым рационально использовать ресурсы [1, с. 253-260]. Особенно это актуально в связи с изменением климата, которое не позволит прогрессу агротехнологий ослабить причинно-следственную связь между космической погодой и ценами на сельскохозяйственную продукцию, как можно было бы ожидать [8, с. 111-130].
Весьма вероятно воздействие космических факторов не только на сельское хозяйство, но и на промышленность через вовлеченность в химические процессы. Так, итальянским химиком Дж. Пикарди обнаружено влияние изменений активности Солнца на состояние коллоидных растворов, что может влиять на ход технологических процессов и качество продукции [3, c. 16-17]. «Как ни трудно с этим согласиться, почти не вызывает сомнений, что многие отрасли промышленности с тонкой технологией (химическая, фармацевтическая и др.) подвержены влиянию внешних факторов, прямо или косвенно связанных с солнечной активностью» - заметил Л. И. Мирошниченко [7, с. 143]. Тем самым уместно ставить вопрос шире, говоря об истории изучения влияния солнечной активности на агропромышленную деятельность (т. к. промышленность и сельское хозяйство особенно тесно связаны именно в рамках этого комплекса).
Перечисленные выше факты говорят о том, что научный поиск по данной проблеме будет продолжаться. Поэтому его историческое осмысление не только давно назрело, но и сохранит актуальность.
Возможные направления исследований по обсуждаемой тематике представлены в таблице.
Таблица
Направления исследований истории взаимодействия гелиогеофизических факторов и сельскохозяйственных объектов и материалов
Направление | Предмет исследования в эволюционном аспекте |
Тематические (отраслевые) | |
1. Растениеводство (в т. ч. лесное хозяйство) [10, с. 140-142] |
|
2. Животноводство |
|
3. Биофизические основы действия космических факторов | Накопление в практике сельского хозяйства эмпирического материала по биоэлектромагнитным явлениям, способствующего прояснению природы солнечно-земных связей |
Функциональные | |
1. Библиографические, наукометрические исследования | Отражение темы в научных произведениях, в т. ч. защищенных диссертациях и периодике |
2. Научные школы | Опыт работы различных коллективов (лабораторий, отделов) |
3. Научно-организационный аспект | Деятельность научных структур (советов, конгрессов, съездов и т. п.) |
Мы разделяем мнение Б. М. Владимирского о первоочередности создания обзоров-справочников, им же определены и требования к подобному рода изданиям [3, с. 94]. Применительно к аграрной проблематике на страницах такой книги, на наш взгляд, должны быть отражены имена А. Л. Чижевского (за установление корреляции между циклами деятельности Солнца с эпизоотиями и эпифитотиями), Ф. П. Кеппена, Н. М. Кулагина, Б. П. Уварова, Н. С. Щербиновского (связь вспышек размножения саранчовых с циклами солнечной активности), заслуженного профессора Московского университета В. Б. Чернышева (роль гелиогеофизических факторов в регуляции эндогенных ритмов животных на примере насекомых), Н. В. Ловелиуса (солнечная активность и изменчивость прироста деревьев) и многих других.
Должна быть и очень краткая вводная «биофизическая» глава, которая бы отражала эволюцию раскрытия самого механизма солнечно-земных связей. Историографы физики и общей биологии, в свою очередь, подготовят гораздо более полные издания с именами физиков, астрономов, медиков, микробиологов и пр. Представители аграрных наук и здесь внесли свой вклад. Для изучения воздействия электрических, магнитных и электромагнитных полей на биологические объекты была предложена комплексная дисциплина «биоэлектромагнитология» (к сожалению, это название позже было присвоено псевдонаукой и сегодня в науке реальной почти не фигурирует). В значительной степени она выросла из опыта агроинженерии, а одним из её основоположников и пропагандистов был видный ученый в области электрификации сельского хозяйства, академик ВАСХНИЛ Л. Г. Прищеп.
Наиболее быстро можно подготовить обзор-указатель диссертаций, поэтому, вероятно, начать освоение проблемы следует с него.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что изучение истории гелиобиологической проблематики в т. ч. применительно к сельскому хозяйству необходимо в любом случае. Оно послужит информационной базой дальнейших исследований и будет способствовать внутренней целостности гелиобиологии. Помощь профессионалов-историков науки здесь давно необходима [3, с. 94]. С учетом ранее подчеркнутой роли русских и советских ученых немаловажен также и воспитательный аспект. Если же в итоге сама идея гелиобиологии обнаружит свою несостоятельность, то вниманию общественности предстанет ретроспектива искренних (или не очень) заблуждений, что также весьма поучительно и ценно для становления целостной картины истории науки.