Главная
АИ #30 (265)
Статьи журнала АИ #30 (265)
Государственно- и муниципально-частное партнерство: сходство и дифференциация

Государственно- и муниципально-частное партнерство: сходство и дифференциация

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

государственно-частное партнерство
муниципально-частное партнерство
ГЧП
МЧП
инфраструктура
инвестиции
концессия
публично-частное сотрудничество
проектное финансирование

Аннотация статьи

В статье рассматриваются особенности государственно-частного и муниципально-частного партнерства как инструментов привлечения частного капитала в реализацию инфраструктурных и социальных проектов. Анализируются сходства и различия между ГЧП и МЧП по таким критериям, как уровень публичного партнера, масштаб и направленность проектов, источники финансирования, правовые механизмы и организационные особенности. Работа направлена на выявление факторов, влияющих на выбор формы партнерства в зависимости от целей и ресурсов территории.

Текст статьи

В условиях ограниченности бюджетных ресурсов и необходимости модернизации инфраструктуры государство все активнее привлекает частный капитал к реализации социально значимых проектов. Одним из ключевых инструментов такого взаимодействия выступают государственно-частное и муниципально-частное партнерства – механизмы, направленные на совместную реализацию инициатив между публичной властью и бизнесом. Несмотря на общую правовую основу и схожую структуру взаимодействия сторон, формы партнерства на государственном и муниципальном уровнях существенно различаются по масштабу, содержанию, процедурам и институциональной среде. В статье рассматриваются как общие черты этих моделей сотрудничества, так и их ключевые различия, определяющие особенности правоприменения и управления проектами в зависимости от уровня публичного партнера.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) и муниципально-частное партнерство (МЧП) представляют собой формы сотрудничества между публичной властью и частным бизнесом, направленные на реализацию социально значимых проектов, однако различаются по уровню вовлеченности публичного партнера [4, c. 2]. В рамках ГЧП публичной стороной выступают органы государственной власти – федеральные или региональные, в то время как в МЧП партнером частного сектора являются органы местного самоуправления. Это различие влияет на масштаб проектов, источники финансирования и степень регулирования: ГЧП обычно охватывает более крупные инфраструктурные проекты с привлечением значительных инвестиций, а МЧП реализуется на уровне отдельных муниципалитетов и направлено преимущественно на удовлетворение локальных потребностей – например, в сфере ЖКХ, образования или благоустройства. С точки зрения правового регулирования, оба типа партнерства подчиняются Федеральному закону № 224-ФЗ «О государственно-частном и муниципально-частном партнерстве…» [1], однако особенности инициирования проектов, порядок согласования и процедуры могут отличаться в зависимости от уровня власти [3, c. 3]. Кроме того, муниципалитеты, как правило, располагают меньшими финансовыми ресурсами и юридической экспертизой, что делает проекты МЧП, более ограниченными по масштабам, и требует более тесного взаимодействия с частным сектором для достижения эффективности.

Ниже приводится подробный разбор каждого ключевого различия между государственно-частным партнерством (ГЧП) и муниципально-частным партнерством (МЧП), которые были обозначены в кратком обзоре:

1. Уровень публичного партнера

Главное различие между ГЧП и МЧП заключается в уровне государственной власти, с которым взаимодействует частный сектор. В рамках ГЧП публичным партнером выступают органы федеральной или региональной власти [2, c. 31]. Это может быть, например, Министерство транспорта РФ, правительство субъекта федерации или иное ведомство, действующее от имени государства. У них, как правило, есть доступ к значительным ресурсам и возможность лоббирования интересов проекта на высшем уровне.

МЧП реализуется при участии органов местного самоуправления, таких как администрации городов, районов, сельских поселений и т. п. [5, c. 72] Муниципалитеты обладают более узкими полномочиями и ограниченными ресурсами, что сказывается на характере и масштабе проектов.

2. Масштаб и направленность проектов

Из-за различий в уровне публичного партнера ГЧП и МЧП разнятся по масштабности и стратегической значимости. ГЧП-проекты зачастую направлены на развитие крупной инфраструктуры – транспортной (автомагистрали, железные дороги, аэропорты), энергетической (ТЭЦ, сети электроснабжения), социальной (многопрофильные больницы, федеральные университеты) и других систем. Они имеют более широкий охват и могут быть включены в государственные программы развития [5, c. 72].

МЧП, в свою очередь, реализуется на локальном уровне и фокусируется на удовлетворении конкретных нужд местного сообщества. Это может быть строительство детских садов, модернизация городского освещения, благоустройство парков, обновление систем водоснабжения, ЖКХ и т. п. Такие проекты, хотя и менее масштабны, напрямую влияют на качество жизни жителей конкретной территории [5, c. 72].

3. Источники финансирования и экономический масштаб

ГЧП-проекты характеризуются большими инвестиционными объемами, что требует привлечения внешнего финансирования – банковских кредитов, государственных субсидий, инфраструктурных облигаций. Часто государство предоставляет софинансирование или гарантии по обязательствам [7, c. 64].

МЧП-проекты, напротив, реализуются в условиях ограниченных бюджетов муниципалитетов, что делает участие частного капитала особенно важным. Частный партнер часто не только инвестирует, но и берет на себя значительную долю рисков и операционной деятельности. Также в таких проектах может активнее использоваться механизм концессии с минимальными инвестициями со стороны муниципалитета [7, c. 65].

4. Правовое регулирование и процедура заключения соглашений

И ГЧП, и МЧП регулируются Федеральным законом № 224-ФЗ, однако особенности их реализации отличаются.

Для ГЧП-проектов характерна более сложная и многоуровневая процедура согласований: требуется одобрение на федеральном или региональном уровне, соблюдение отраслевых нормативов, проведение стратегических экспертиз и согласование с министерствами. Также возможна предварительная квалификация участников, конкурсные процедуры и согласование условий с контрольными органами [3, c. 5].

МЧП менее формализовано, и, хотя закон требует соблюдения всех процедур (инициатива, публичные слушания, конкурс и т. д.), на практике реализация может быть более гибкой и быстрой, особенно если проект реализуется в рамках типового соглашения или на базе уже имеющейся концессионной практики [3, c. 5].

5. Институциональные и административные различия

Федеральные и региональные органы, участвующие в ГЧП, как правило, обладают специализированными подразделениями, компетенцией в вопросах инвестиционного планирования, юридической экспертизы и международного сотрудничества [8, c. 93].

Муниципалитеты же часто сталкиваются с дефицитом квалифицированных кадров и институциональных механизмов сопровождения проекта – у них нет полноценных инвестиционных агентств, аналитических служб, они ограничены в праве распоряжаться собственностью. Это делает МЧП, более зависимым от инициативности частного партнера и внешних консультантов, а также повышает риски недооценки или неверной оценки условий соглашения [8, c. 93].

Ниже приводится сравнительная таблица, отражающая ключевые различия между государственно-частным партнерством (ГЧП) и муниципально-частным партнерством (МЧП).

Таблица

Основные различия реализации государственно-частного и муниципально-частного партнерства

Критерий

Государственно-частное партнерство (ГЧП)

Муниципально-частное партнерство (МЧП)

Уровень публичного партнера

Федеральные и региональные органы власти

Органы местного самоуправления

Масштаб проектов

Крупные инфраструктурные и стратегические объекты (автодороги, ТЭЦ, порты и т. д.)

Локальные и социально значимые объекты (школы, детсады, ЖКХ, парки и пр.)

Цели

Развитие экономики и инфраструктуры на национальном и региональном уровнях

Повышение качества жизни населения на местном уровне

Источники финансирования

Государственный и частный капитал, часто с привлечением федеральных субсидий и инфраструктурных облигаций

Муниципальные бюджеты и частные инвестиции; софинансирование ограничено

Правовое регулирование

Федеральный закон № 224-ФЗ; зачастую применяется более сложная нормативно-правовая база

Тот же федеральный закон, но применяется на уровне муниципалитета; реализация может быть более гибкой

Процедура согласования

Многоступенчатая: включает согласование на уровне министерств, ведомств, а также стратегические экспертизы

Проще; проводится в рамках компетенций местной администрации, но также требует конкурсных процедур

Административный ресурс

Развитая институциональная база, профильные органы, инвестагентства, юридические службы

Ограниченные ресурсы, часто нехватка компетенций и нужда в привлечении внешних консультантов

Типичные формы реализации

Концессионные соглашения, инвестиционные соглашения, жизненный цикл проектов (DBFO, DBFM)

Чаще всего концессии, аренда с инвестиционными обязательствами; реже – проекты жизненного цикла

Роль частного партнера

Реализация, финансирование, эксплуатация; возможны государственные гарантии

Частный партнер берет на себя большую часть рисков, чаще сам инициирует проект

Государственно- и муниципально-частное партнерство представляют собой эффективные механизмы взаимодействия власти и бизнеса, позволяющие решать задачи модернизации инфраструктуры и повышения качества публичных услуг. Несмотря на общую правовую базу и единые принципы функционирования, ГЧП и МЧП имеют принципиальные различия, связанные с масштабом, источниками финансирования, институциональными возможностями и процедурами реализации. Понимание этих различий позволяет более точно выбирать форму партнерства в зависимости от уровня проекта и специфики территории, обеспечивая сбалансированное распределение рисков и ресурсов между участниками.

Список литературы

  1. Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 224-ФЗ (последняя редакция). – КонсультантПлюс: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/.
  2. Артяков В.В., Чурсин А.А. Основы управления проектами государственно-частного партнерства: Учебник. – М.: Инфра-М, 2023. – 192 с.
  3. Бит-Шабо И.В. Публично-правовая и частно-правовая природа института государственно-частного (муниципально-частного) партнерства // Безопасность бизнеса. – 2020. - № 4. – С. 3-7.
  4. Брянцев И.И., Гребенникова А.А. Государственно-частное и муниципально-частное партнерство: Учеб. пособ. – Саратов: Вузовское образование, 2022. – 68 с.
  5. Гусева Н.В., Кондратенко З.К. Государственно-частное и муниципально-частное партнерство: понятие, принципы и основные задачи // В сборнике: Поколение будущего: взгляд молодых ученых – 2020. Сборник научных статей 9-й Международной молодежной научной конференции: в 5-и томах. Юго-Западный государственный университет. Курск, 2020. С. 72-74.
  6. Дячук Е.В. Актуальные проблемы развития механизмов муниципально-частного и государственно частного партнерства // В сборнике: Экономика и управление: вопросы теории и практики. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2020. С. 33-45.
  7. Иванов О.В. Механизмы государственно-частного партнерства в экономической политике России. – М.: Едиториал УРСС, 2018. – 408 с.
  8. Механизмы государственно-частного партнерства: Учебник и практикум / Под общ. ред. Е.И. Марковской. – М.: Юрайт, 2025. – 492 с.
  9. Шор И.М. Теория и практика применения форм государственно-частного партнерства в регионах России: Монография. – М.: КноРус, 2023. – 204 с.

Поделиться

67

Саранин В. М. Государственно- и муниципально-частное партнерство: сходство и дифференциация // Актуальные исследования. 2025. №30 (265). Ч.II. С. 52-55. URL: https://apni.ru/article/12724-gosudarstvenno-i-municipalno-chastnoe-partnerstvo-shodstvo-i-differenciaciya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#32 (267)

Прием материалов

9 августа - 15 августа

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

20 августа

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

3 сентября