История резервных валют демонстрирует важные уроки. Страна с резервной валютой, несомненно, обладает властью, но это сопряжено со значительной ответственностью и может привести к серьезным неудачам.
В настоящее время монетарное влияние распространяется на гораздо более широкий круг стран. Однако опыт показывает, что неопределенное время перехода от одной резервной валюты к другой может способствовать расширению использования золота в денежной сфере. Взаимодействие политического и денежно-кредитного влияния – это еще один урок истории.
С тех пор как впервые появились деньги, время от времени появлялись доминирующие валюты. Их доминирование зависело от власти эмитента или от репутации валюты и содержания в ней металла. Однако такое использование валют отличается от того, что мы подразумеваем под резервной валютой. Доминирующие валюты в прошлые века использовались как для международной торговли, так и внутри страны, отдавая предпочтение национальным валютам, которые часто были обесценены или ненадежны.
Резервная валюта в современном смысле этого слова означает валюту, хранящуюся в составе валютных резервов центральных банков и других органов денежно-кредитного регулирования; валюту, которая используется в торговле, а не только с эмитентами [3, с. 58-59].
Золотовалютные резервы тесно связаны с национальной экономикой. Уровень валютных резервов связан с экономической мощью страны, но это не единственный фактор. Основная роль золотовалютных резервов заключается в поддержании стабильности обменного курса и финансового рынка. При оценке экономической мощи страны глобальный рейтинг золотовалютных резервов имеет значение, но это не единственный показатель. Для оценки общей экономической ситуации в стране необходимо всесторонне учитывать множество факторов.
Сохраняющаяся геополитическая напряжённость, вызванная конфликтами на Ближнем Востоке, затяжной войной в Украине и напряжёнными отношениями между США и Китаем, продолжает влиять на решения по управлению резервами. Несмотря на то, что глобальная инфляция демонстрирует признаки замедления, восстановление экономики остаётся неравномерным, а финансовая уязвимость – высокой. Процентные ставки, инфляционное давление и геополитическая нестабильность остаются ключевыми факторами в стратегиях центральных банков [6, с. 119-122].
Доля доллара США в мировых резервах продолжает снижаться. По мнению специалистов, ожидается сокращение доли доллара в ближайшие пять лет. Эта тенденция особенно заметна среди банков на развивающихся рынках. В то же время по мнению специалистов доля золота в мировых резервах увеличится в ближайшие пять лет [5, с. 105-107].
В 2025 году 83% центральных банков держат золото в своих резервах, в основном из-за его роли долгосрочной безопасной гавани/защиты от инфляции, эффективности в кризисные времена, эффективности в качестве инструмента диверсификации портфеля и отсутствия риска дефолта. Эти причины указывают на то, что историческая значимость золота снизилась, и теперь оно занимает пятое место в списке приоритетов.
Большинство центральных банков продолжают хранить свои золотые резервы отдельно от других активов, хотя в этом году доля таких банков сократилась с 83% до 67%. Причинами такого подхода являются исторический статус золота и его стратегическая роль. Лондонские слитки «Good Delivery» остаются стандартом для физического золота, и всё больше банков стремятся привести свои резервы в соответствие с этими стандартами [5, с. 105-107].
Количество внутренних хранилищ золота немного увеличилось. Самым популярным местом хранения остаётся Банк Англии. Центральные банки стали активнее управлять своими золотыми резервами: 37% центральных банков теперь активно управляют своими золотыми резервами. Основная цель такого активного управления – повысить доходность.
Интерес центральных банков к золоту остаётся высоким благодаря рекордным закупкам и сохраняющейся обеспокоенности по поводу геополитических и макроэкономических условий. Банки в странах с развивающейся экономикой, в частности, продолжают рассматривать золото как средство хеджирования финансовых и геополитических рисков, в то время как уверенность в сохранении доминирования доллара США ослабевает. В этих постоянно меняющихся условиях ожидается, что спрос на золото со стороны центральных банков останется высоким.
На первом месте находятся Соединённые Штаты – страна, чьи запасы золота огромны и превышают 8000 тонн. Эта цифра почти равна совокупным запасам трёх следующих по величине стран.
Управление золотыми резервами США имеет большое значение по нескольким причинам:
- Лидер по запасам золота в мире: США владеют почти таким же количеством золота, как следующие три страны вместе взятые, что свидетельствует о доминирующем положении страны на мировом рынке золота. Этот огромный запас является не только финансовым активом, но и символом экономической мощи и стабильности.
- Распределение золотых резервов: Большая часть золота США хранится в Форт-Ноксе в Кентукки, что символизирует внимание страны к безопасности и управлению стратегическими резервами. Дополнительные резервы хранятся на Монетном дворе Филадельфии, Монетном дворе Денвера, в Пробирной палате Сан-Франциско и в хранилище слитков Вест-Пойнта, что свидетельствует о диверсифицированном подходе к защите этих активов.
- Инициативы по работе с золотом на государственном уровне: Интересным аспектом подхода США к золоту является интерес к золотым резервам на государственном уровне. Например, в Техасе было создано собственное хранилище Texas Bullion Depository, чтобы обеспечить безопасное хранение золота инвесторов. Этот шаг отражает растущую тенденцию среди штатов по содействию инвестициям в золото и обеспечению их безопасности в пределах своей юрисдикции [5, с. 105-107].
Благодаря агрессивным закупкам Россия поднялась на пятое место, обогнав Китай. Стратегия, лежащая в основе этих приобретений, многогранна и обусловлена геополитическими соображениями и экономическими стратегиями.
С другой стороны, не все центральные банки увеличивают свои золотые резервы. Венесуэла, столкнувшаяся с экономическими проблемами, стала крупнейшим продавцом золота. Стремясь погасить свои долги, Венесуэла в прошлом году продала около 25 тонн золота.
Однако в нынешних условиях этот шаг является скорее исключением, чем нормой, поскольку центральные банки обычно рассматривают золото как стабильный и надёжный актив. Об этом свидетельствует снижение валовых продаж в официальном секторе, которые в прошлом году упали на 55 % и достигли самого низкого уровня с 2014 года.
В то время как некоторые страны скорректировали свои стратегии резервирования в ответ на глобальные события, другие сохраняли стабильные уровни резервирования, что отражает различные подходы к управлению резервами.
Динамика золотых резервов – это не просто цифры; она тесно связана с экономической политикой, геополитическими стратегиями и историческим контекстом.
В будущем золото будет играть большую роль, чем сегодня, но не доминирующую. В то время как некоторые центральные банки в прошлом сохраняли золотые резервы с целью создания «окончательного резерва», то есть для использования в крайних случаях с целью защищать валюту или финансировать импорт – вряд ли это было бы надлежащим использованием ресурсов. Там, где золото играло важную роль, оно рассматривалось как абсолютное убежище, средство защиты от геополитических рисков и, что особенно важно, средство защиты от резервной валюты (т. е. как средство защиты от доллара). В будущем эта роль может вновь выйти на первый план.
Центральные банки хранят золото по разным причинам – от сохранения стоимости до финансового страхования и диверсификации активов.
Анализ показывает разнообразие подходов к управлению золотовалютными резервами в разных странах. В целом, полученные данные подчеркивают важность создания специальных резервов стратегии, сочетающие стабильность и адаптивность, позволяют эффективно справляться с глобальной экономической неопределенностью.
Центральные банки будут более активно торговать золотом. Чтобы золото играло большую роль в будущем, оно должно стать предметом более активной торговли, в том числе со стороны центральных банков. Эти изменения в определенной степени станут самоподдерживающимися; для того, чтобы золото играло большую роль, им необходимо более активно торговать. Но как только торговля золотом становится более активной, оно само по себе играет большую роль. Прямая покупка и продажа будут идти рука об руку с более широким использованием золота центральным банком в официальные операции по заимствованию и кредитованию, а также в качестве обеспечения в некоторых сделках, отражают развитие частного сектора [1, с. 67-68].
Золото не заменит бумажные валюты; золотой стандарт не вернется. Ностальгия по предполагаемому золотому веку золотого стандарта вкупе с опасениями по поводу способности правительств манипулировать бумажными валютами иногда приводят к призывам или прогнозам о возвращении к золоту в качестве основы международной валютной системы. Это невозможно.
Золото будет все чаще использоваться для валютного хеджирования, а не только для хеджирования в долларах. По мере того как мир переходит к мультивалютной системе и золото де-факто становится частью этой системы, его особая связь с долларом будет ослабевать. Текущее негативное отношение к доллару распространится на другие резервные валюты, что в некоторой степени сделает его средством защиты от всех фиатных валют. Золото сохранит свои характеристики актива, не являясь чьим-либо обязательством. Более того, оно, вероятно, останется средством геополитического хеджирования.
Вероятно восстановление баланса золота в резервах центрального банка. Можно ожидать, что концентрация владения золотом среди официальных держателей резервов постепенно переместится с промышленно развитого Запада в страны с формирующимся рынком, особенно в Азию.
Больше внимания будет уделяться географическому расположению золотых хранилищ центрального банка. Крупные банки, которые активно строят хранилища в качестве средства поддержки деятельности частного сектора в области золота в стране, будут все чаще предлагать хранилища центральные банки развитых стран и стран с формирующимся рынком получат льготы, чтобы компенсировать традиционное доминирование Запада в этой области. Диверсификация запасов физического золота станет побочным эффектом более рассредоточенной схемы покупки и продажи золота центральными банками по всему миру. В соответствии с усилиями по повышению доступности золота для продажи в хранилищах центральных банков центральные банки и другие официальные учреждения будут уделять внимание хранению золота в тех областях, где этот металл легче использовать в качестве обеспечения и в других целях. Вопросы удобства, надежности и стоимости будут вызывать больший интерес у центральных банков, хранящих золото вдали от традиционных центров [2, с. 149-153].
Мир находится в состоянии потрясений, связанных с неустойчивым положением двух основных резервных валют - доллара и евро. В то же время золото – официальный актив, который формально не играет никакой роли в денежной системе, но готово вновь сыграть ключевую роль. Многие считают золото пережитком прошлого или недостаточным средством защиты от инфляции. Но с точки зрения управления активами, а также с точки зрения политического анализа, золото имеет много преимуществ; оно отрицательно коррелирует с долларом США, и ни один другой резервный актив, похоже, не застрахован от долларового шока. Золото может быть единственным активом, обладающим необходимыми размерами, влиянием, чтобы помочь избежать проблем, которые возникнут в мировой валютной системе.
В настоящее время Запад столкнулся с одним из сильнейших экономических кризисов, который подорвал естественные амбиции стран, которые раньше управляли миром, и ослабил естественное притяжение американской и европейской валют. Азия поднимается на экономическом и политическом небосклоне, чему способствует сопротивление азиатских экономик трансатлантическому финансовому кризису и решимость их правительств извлекать уроки из своих собственных и чужих прошлых ошибок. Китай и Азия сделали чрезмерные сбережения, эти страны накопили огромные излишки в виде огромных денежных резервов, которые стали наиболее мощным фактором диверсификации резервов за счет других активов, включая золото. С ростом курса юаня, несмотря на все очевидные недостатки, связанные с его потенциальным резервным статусом, у Азии появился защитник, способный противостоять господству западных валют. Ранее доминировавшие западные экономики попытались ликвидировать денежную роль желтого металла, но – по целому ряду причин – это полностью провалилось. Таким образом, золото готово заполнить вакуум, образовавшийся из-за очевидных недостатков доллара и евро и пока еще не востребованных амбиций юаня [6, с. 119-122].
При антициклическом переходе к доллару золото может улучшить стабилизирующие свойства Специальных прав заимствования (СДР). В частности, если угрозы для доллара и евро усилятся, может возникнуть срочная необходимость в крупном выпуске СДР, улучшенном за счет некоторого содержания золота, и в национальных валютах. В его отсутствие мир может столкнуться с серьезным дефицитом ликвидности, если сочетание недостатков США и Европы и естественных амбиций Азии приведет к атаке на основные валюты и создаст еще одну брешь в структуре мировых резервных систем валютные механизмы.
Золото полностью подготовлено к тому, чтобы вновь занять центральное место. Это может стать началом чрезвычайно важного этапа в истории мировых денег.
В заключении подчеркнем, что в целом, обоснование для хранения золота остаётся прежним.
Во времена кризиса золото выступает в качестве средства сбережения и поэтому считается надёжным активом для сохранения капитала
Золото служит защитой от инфляции. Другими словами, цена на золото имеет тенденцию к росту по мере увеличения инфляции
Золото обеспечивает некоторую диверсификацию официальных резервов – его корреляция с государственными облигациями и инструментами денежного рынка довольно низкая
Золото имеет внутреннюю ценность и, как следствие, не является ничьим обязательством. Будучи уникальным классом активов, оно не зависит от экономической политики и перспектив страны.
Хотя краткосрочные ставки по кредитам под залог золота в настоящее время очень низкие, так было не всегда, и эти ставки могут снова вырасти, а значит, золото не всегда будет активом, не приносящим доход. Кроме того, при инвестировании на более длительный срок кредиты под залог золота приносят положительную, хотя и низкую, прибыль по сравнению с другими классами активов
Золотые запасы можно рассматривать как страховку от маловероятных, но крайне разрушительных событий, таких как крах финансовой системы или дефолт по долгам крупных суверенных государств.
Центральные банки хранят золото в больших количествах по многим причинам. Основная из них - золото можно использовать в кризисы, это форма страхования, последний актив, который можно хранить в чрезвычайной ситуации. Таким образом, почти все центральные банки считали золото активом-убежищем. Из-за уникальных свойств физического золота, таких как ограниченное предложение и добыча, золото не подвержено риску контрагента или кредитному риску, а поскольку оно не выпускается правительствами, то и риску дефолта [4, с. 150-154].
Отмечают преимущества золота с точки зрения диверсификации портфеля. Поскольку на его цену не влияют экономические события, в отличие от цен на финансовые ценные бумаги, цена на золото слабо коррелирует с ценами на другие активы. Таким образом, золото обеспечивает стабильность портфеля резервных активов.
Учитывая широкую поддержку со стороны центральных банков мира идеи хранения физического золота в качестве актива-убежища, средства защиты от инфляции и формы диверсификации инвестиций, их интерес к золоту в 2025 году выглядит таким же сильным, как и в любое другое десятилетие современной эпохи.