Главная
АИ #30 (265)
Статьи журнала АИ #30 (265)
Перспективы использования системной аналитики больших данных в работе МВД России

Перспективы использования системной аналитики больших данных в работе МВД России

Рубрика

Информационные технологии

Ключевые слова

аналитика
аналитика баз данных
МВД
информационные технологии
СМЭВ

Аннотация статьи

В статье автором проводится анализ, связанный с аналитикой больших данных, которые используются в рамках работы МВД России ввиду того, что каждый день сотрудники сталкиваются со значительным количеством информации из различных источников и баз, что, в свою очередь, требует более четкого и структурированного подхода к данной теме, а также возможности развития перспективных направлений для создания новых проектов и новых технологий в данной отрасли.

Текст статьи

В территориальных органах МВД на различных уровнях в перечень анализа служебной деятельности входит значительное число аналитических документов, которые необходимо предоставлять с определенной периодичностью [9, с. 24].

В настоящее время МВД России использует большое количество баз данных, которые имеют множество данных, с которыми ежедневно работают сотрудники органов внутренних дел, одна из которых ГИСМУ МВД РФ.

Целями формирования информационной системы являются:

  • обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности в сфере миграции;
  • обеспечение прав и законных интересов граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации (далее – иностранные граждане);
  • формирование полной, достоверной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан и осуществлении ими трудовой деятельности, необходимой для оценки миграционной ситуации на территории Российской Федерации, выработки и реализации мер, направленных на регулирование миграционных процессов на территории Российской Федерации [7].

Отметим, что многие структуры в подавляющем большинстве случаев работают с «большими данными», в том числе и правоохранительные органы, и эти «большие данные» накапливаются не только из своих внутренних баз и хранилищ информации, но и из открытых источников, которыми является интернет, от других организаций и структур, видео наблюдение и т. д., что, дает возможность комплексно анализировать и изучать полученный массив информации [13, с. 58].

Также, отметим, что международный опыт правоохранительной деятельности свидетельствует о том, что в 5% принимаемых решений получают в результате анализа внутренних баз данных оперативного подразделения, а остальные 95% приходится на поиск и анализ больших данных из открытых источников Интернета, социальных сетей, а также биометрии [12, с. 156].

В настоящее время для решения, в том числе и аналитических задач в Министерстве внутренних дел Российской Федерации существует информационная система обеспечения деятельности органов внутренних дел (далее – ИСОД), созданная в 2014 году, основными целями создания которой являлись [10, с. 75]:

  1. Повышение уровня информационно аналитического обеспечения деятельности подразделений Министерства внутренних дел России на основе использования информационно-телекоммуникационных технологий.
  2. Повышение экономической эффективности использования информационно-телекоммуникационных технологий при осуществлении функций, задач и полномочий, возложенных на Министерство внутренних дел России.

Следует согласиться с точкой зрения Карданова Р. Р. и Курина А. А., что несмотря на то, что в функционал ИСОД входит, в том числе и информационно аналитическое обеспечение, которое являет собой распределенный сбор разно форматных данных, проведение над ними модельных аналитических расчетов с целью получения новых знаний и предоставление результатов в наглядной форме (графики, диаграммы) функционал и ИСОД не раскрыт в полной мере, не возлагается решение текущих задач информационной работы [11, с. 176].

В настоящей статье хочу обратить внимание на использование системы аналитики больших данных касательно банка данных ФССП, который регламентирует Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» [2].

Федеральная служба судебных приставов создает и ведет, в том числе в электронном виде, банк данных, содержащий сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц (далее – банк данных).

Федеральная система судебных приставов содержит сведения в отношении иностранных граждан по факту уклонения от уплаты налога или административного штрафа, либо не возмещения расходов, связанных с административным выдворением за пределы Российской Федерации, либо депортацией иностранных граждан за пределы РФ, с помощью которых, в системе МВД принимаются решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, а также системы ГИБДД, в которой также используется система аналитики больших данных касательно не только регистрации транспортного средства, но и сведений о совершении административных правонарушений в области дорожного движения, в том числе, и иностранными гражданами, что позволяет нам получать сведения о совершенных правонарушениях иностранными гражданами в области дорожного движения, особое внимание с помощью определенных фильтров можно обратить на административные правонарушения, которые связаны с нарушением общественной безопасности которая представляет угрозу жизни и здоровью граждан Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [3].

Статья 27 гласит о том, что въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации уклонились от уплаты налога или административного штрафа либо не возместили расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо депортацией.

Срок запрета – до осуществления соответствующих выплат в полном объеме. Порядок погашения иностранными гражданами и лицами без гражданства такой задолженности определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 26. «Въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства: 4) неоднократно (два и более раза) в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации».

Срок запрета в течение трех лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности.

Рассмотрим обработку больших данных банка данных, содержащий сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также обработку данных о наличии административных правонарушений в области дорожного движения содержащиеся в БД ГИБДД и передачу таких сведений в систему ГИСМУ МВД России в автоматическом режиме с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия [15] (СМЭВ) – информационная система, которая позволяет федеральным, региональным и местным органам власти, кредитным организациям (банкам), внебюджетным фондам и прочим участникам СМЭВ обмениваться данными, необходимыми для оказания государственных услуг гражданам и организациям, в электронном виде.

СМЭВ создана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [4].

Функции СМЭВ:

  1. Ведение реестра электронных сервисов;
  2. Ведение политик безопасности, применяемых к зарегистрированным электронным сервисам;
  3. Маршрутизация сообщений к зарегистрированным электронным сервисам при синхронном и асинхронном взаимодействии;
  4. Протоколирование обращений (входящих и исходящий сообщений) к электронным сервисам;
  5. Гарантированная доставка сообщений, осуществляемая за счет механизма повторных вызовов электронных сервисов при сбоях;
  6. Обеспечение оповещения Оператора СМЭВ о сбоях в функционировании электронных сервисов;
  7. Передача информации о событиях на СМЭВ по подписке заинтересованным Пользователям (информационным системам);
  8. Формирование динамически создаваемой статистики использования электронных сервисов;
  9. Подписание электронных сообщений электронной подписью;
  10. Форматно-логический контроль входящих сообщений;
  11. Контроль и мониторинг процессов межведомственного обмена с использованием СМЭВП.

Сведения о задолженности по исполнительным производствам, а также административным правонарушениям в области дорожного движения совершенные иностранными гражданами выгружаются в ГИСМУ МВД РФ, где происходит обработка поступивших данных и принимается решение о неразрешении въезда в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.01.2015 № 12 (ред. от 23.08.2021) «О порядке принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства» (вместе с «Правилами принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства» [8].

Таблица

Банк данных ФССП содержит в себе следующие сведения:

Должник (физ. лицо: ФИО, дата и место рождения; юр. лицо: наименование, юр. адрес, фактический адрес, ИНН)

Исполнительное производство (номер, дата возбуждения)

Реквизиты исполнительного документа (вид, дата принятия органом, номер, наименование органа, выдавшего исполнительный документ, ИНН взыскателя-организации)

Дата, причина окончания или прекращения ИП (статья, часть, пункт основания)

Предмет исполнения, сумма непогашенной задолженности

Отдел судебных приставов (наименование, адрес)

Судебный пристав-исполнитель, телефон для получения информации

Банк данных ГИБДД содержит в себе следующие сведения:

Штраф № 1

Дата и время нарушения:

27.01.2025 в 08:55

Статья КоАП РФ:

12.16 ч. 1 – несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2–5 статьи 12.16 КоАП РФ и другими статьями главы 12 КоАП РФ.

Подразделение:

ЦАФАП ОДД Госавтоинспекции ГУ МВД России по г. Москве

Постановление №

1881057725009876543 от 14.02.2025

Сумма штрафа:

750 руб.

Это позволяет системе ГИСМУ с помощью Системы межведомственного электронного взаимодействия получать большое количество данных на основании которых формируется предложение о принятии решение о неразрешении въезда в отношении иностранного гражданина, который нарушает действующее законодательство и применения к нему мер административного характера в виде ограничения на въезд в РФ, а также внесение его в реестр контролируемых лиц [6].

Статья 31.2. Реестр контролируемых лиц Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разъясняет нам о том, каким образом вносятся сведения в данный реестр:

«1. Учет иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации и не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, осуществляется путем внесения сведений о них, в том числе персональных данных, в реестр контролируемых лиц.

7) со дня вынесения федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом решения о сокращении срока временного пребывания, депортации, реадмиссии, нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, неразрешении въезда в Российскую Федерацию или об ограничении выезда за пределы Российской Федерации либо со дня поступления в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган копии решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или неразрешении въезда в Российскую Федерацию, вынесенного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или его территориальным органом, либо информации о решении, указанном в настоящем подпункте, вынесенном федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами безопасности, или его территориальным органом» [5].

Подводя итог, отметим, что несмотря на значительный объем данных в МВД России, развитие системы межведомственного электронного взаимодействия значительно упрощает поиск и анализ информации, поступающей сотрудникам в ходе выполнения обязанностей.

Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушения от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
  2. Федеральный закон от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Собрании законодательства Российской Федерации от 8 октября 2007 г. № 41 ст. 4849.
  3. Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Собрание законодательства РФ, 19.08.1996, № 34, ст. 4029.
  4. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Собрание законодательства РФ, 02.08.2010, № 31, ст. 4179.
  5. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, № 30, ст. 3032.
  6. Федеральный закон от 08.08.2024 № 260-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 12.08.2024, №33 (Часть I), ст. 4956.
  7. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2007 г. № 94 «О государственной информационной системе миграционного учета» // Собрании законодательства Российской Федерации от 19 февраля 2007 г. № 8 ст. 1012.
  8. Постановление Правительства РФ от 14 января 2015 г. № 12 «О порядке принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства» // Собрании законодательства Российской Федерации от 26 января 2015 г. № 4 ст. 654.
  9. Ульянов А.Д., Власов Б.Е. Теоретико-методологическое обеспечение аналитической работы в органах внутренних дел в современных условиях // Труды Академии управления МВД России, № 1, 2023, С. 24.
  10. Веремеенко Я.С. Современное состояние и перспективы развития ИСОД МВД России // Академическая мысль: ЭСИ, 2021 № 3, С. 75.
  11. Карданов Р.Р., Курин А.А. Аналитическая обработка криминалистически значимой информации // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России: научная практ. журн. 2019. № 2 (89). С. 176.
  12. Кубасов И.А., Лекарь Л.А. Внедрение перспективных систем мониторинга и анализа больших данных, полученных в сети Интернет, для обеспечения деятельности оперативных подразделений МВД России // Труды Академии управления МВД России, № 3 (67), 2023, С. 156.
  13. Лемайкина С.В. Актуальные вопросы использования «больших данных» в деятельности правоохранительных органов // ЮП. 2020. № 2, С. 58.
  14. https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=home&rnd=usX8zQ – СПС «КонсультантПлюс (некоммерческая интернет-версия)»
  15. https://base.garant.ru/199319/?ysclid=mdo2wz0fm61862490 – СПС «Гарант».
  16. https://cyberleninka.ru/?ysclid=mdoaszibbu452575161 – Научная электронная библиотека «КиберЛенинка».

Поделиться

105

Хрянин В. Г. Перспективы использования системной аналитики больших данных в работе МВД России // Актуальные исследования. 2025. №30 (265). Ч.I. С. 58-62. URL: https://apni.ru/article/12728-perspektivy-ispolzovaniya-sistemnoj-analitiki-bolshih-dannyh-v-rabote-mvd-rossii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Информационные технологии»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#32 (267)

Прием материалов

9 августа - 15 августа

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

20 августа

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

3 сентября