В век расцвета Интернета информация распространяется быстрее, чем когда-либо в истории человечества. Интернет позволяет людям мгновенно делиться своими мыслями, взглядами, давать оценку тем или иным процессам, происходящим в обществе. И хотя это может быть выгодно по ряду причин, но также таит в себе множество подводных камней.
Конкретное мнение или обсуждение острой темы могут стать «вирусными» и негативно повлиять на ситуацию. Часто пользователь, не понимая того сам, может оказаться втянутым в историю, которая нанесет ущерб его собственной или чьей-то репутации. Таким образом, в социальных медиа, помимо прямых и непредвзятых мнений, могут появляться сообщения, способные создать информационный риск, негативно повлиять на имидж человека и даже организации.
В этой статье мы узнаем больше о влиянии онлайн-общения на местные органы власти, о том, что именно отслеживать, а также рассмотрим некоторые преимущества мониторинга онлайн-СМИ для государственных и муниципальных учреждений.
Зачем государственным учреждениям отслеживать онлайн-общение? Ну хотя бы потому, что политика – одна из самых часто обсуждаемых тем в Интернете. С учетом электоральных циклов, выборных кампаний и перманентного процесса подготовки к ним, в сети, наряду с объективной информацией о деятельности органов власти, регулярно наблюдаются вбросы негатива, фейки, анонимные публикации, направленные на дискредитацию политических оппонентов и представителей власти.
Поэтому важность онлайн-мониторинга для органов власти любого уровня неоспорима. Мониторинг инфополя помогает анализировать ситуацию и формировать политические стратегии, управлять общественным мнением, решать проблемы в режиме реального времени.
Согласно исследованию DataReportal, по состоянию на январь 2025 года количество интернет-пользователей в России составило 133 миллиона человек, а уровень проникновения Интернета – 92,2%. В том числе 106 миллионов пользователей социальных сетей, это 73,4% от общей численности населения страны (рис.).
Рис. Обзор внедрения и использования подключенных устройств и услуг
Такие платформы, как «ВКонтакте» и Telegram, служат основными источниками новостей для населения. Количество подписчиков на популярные паблики может кратно превышать реальную зрительскую аудиторию ведущих телевизионных каналов, а охваты постов давно оставили позади некогда популярные телешоу.
Кроме того, 64% респондентов считают, что политики и чиновники, занимающие высокие руководящие посты, должны быть активны в социальных сетях для эффективного взаимодействия с общественностью. Отслеживая онлайн-общение, в частности комментарии под постами, политики или чиновники могут выявлять возникающие проблемы, оперативно решать их и формировать свои сообщения в соответствии с общественным запросом. Это дает возможность укреплять доверие, способствовать конструктивному диалогу и демонстрировать ответственность перед населением.
В этом контексте мониторинг СМИ и социальных медиа следует проводить – как наиболее близким к населению – следующим политическим институтам: администрациям муниципальных образований и главам, региональным министерствам и министрам, областному правительству и губернатору. Также получать обратную связь нужно и государственным учреждениям, и политическим партиям. Практически всем. Остается решить одну проблему – это огромный объем информации, который невозможно переработать вручную.
Помимо ежедневных новостей по актуальным темам, важным для региона или муниципалитета, специалистам администраций и ведомств необходимо также отслеживать по ключевым словам следующие запросы: название учреждения, имя руководителя (мэр, премьер-министр, директор), законы, нормативные акты и многое другое по степени актуальности. Такой мониторинг, сделанный человеком, не способен охватить и отразить объективно реальную новостную картину. В данном случае на помощь специалисту приходят автоматизированные системы мониторинга. Такие системы позволяют очень тонко настроить фильтры поисковых запросов, а затем круглосуточно собирать и систематизировать всю информацию, интересующую пользователя.
После того как вы введете ключевые слова, запросы и настроите поиск, система сформирует контекст упоминания, его источник, цитируемость, влияние, тональность и другие важные показатели, которые позже можно обобщить в базу данных и проанализировать. Одно из преимуществ онлайн-мониторинга – получение краткого обзора или более глубокого анализа упоминаний ваших ключевых слов, включая качественную инфографику, структурирование результатов, дашборды. С помощью инструментов мониторинга можно также настроить автоматическое оповещение в реальном времени о подозрительных скачках статистики. Таким образом, вовремя увидеть растущий негатив и снизить риски, приняв правильные управленческие решения.
Управление кризисами в режиме реального времени – это, пожалуй, одно из главных преимуществ отслеживания онлайн-упоминаний объекта мониторинга. Оповещение в режиме реального времени приходит на электронную почту или в мессенджер Telegram. Это позволяет оперативно выявлять потенциальные кризисы или возникающие проблемы, устранять или опровергать дезинформацию, сглаживать негативные настроения, то есть осуществлять проактивное управление кризисами, более эффективно взаимодействовать с общественностью.
Второй, не менее важный аспект – это общественное восприятие и управление репутацией. Самый простой способ получить доступ к мнениям потенциальных избирателей – это автоматизированный мониторинг соцмедиа. То есть новостные сайты, соцсети, форумы – все площадки, на которых есть возможность комментирования.
Комментарии дают ценную информацию об общественных настроениях и восприятии органов власти. Понимая, как их деятельность представляют и воспринимают в онлайн-общении, власти могут предпринимать упреждающие меры для устранения заблуждений, укрепления доверия общественности и формирования своей репутации.
Аналитика позволяет просматривать наиболее часто используемые слова в связке с отслеживаемым ключевым словом. Таким образом, можно легко определить, упоминается ли отслеживаемое ключевое слово или имя человека преимущественно в негативном контексте.
Принятие эффективных управленческих решений на основе полученных данных – это одна из ключевых целей мониторинга. Именно всесторонний и широкий поисковый охват информации с помощью автоматизированных систем позволяет сделать наиболее качественную аналитику.
Обилие четко систематизированных данных и аналитических выводов может стать основой для принятия эффективных решений. Анализируя тенденции, настроения и общественное мнение, органы власти могут глубже понять потребности и предпочтения своих граждан. Такой подход наиболее способствует грамотной разработке политики и инициатив, соответствующих общественным ожиданиям. Эти данные обычно доступны в различных типах отчетов.
Качественная инфографика, таблицы в нескольких форматах, возможность выгрузки данных в нужный формат позволяют удобно работать с данными. Отчеты, сформированные системой мониторинга, могут быть использованы при планировании дальнейших PR-мероприятий.
В заключение. Когда мы говорим о таких сферах деятельности, как политика или государственное и муниципальное управление, столь зависимых от связей с общественностью, автоматизированные инструменты мониторинга соцмедиа представляют собой ценный актив в повседневной работе. Используя возможности аналитики в режиме реального времени и принятия решений на основе данных, органы власти могут эффективно управлять кризисами, формировать общественное мнение и эффективно взаимодействовать с населением, в том числе с избирателями.