Главная
АИ #30 (265)
Статьи журнала АИ #30 (265)
Преимущества автоматизированного мониторинга СМИ в органах власти

Преимущества автоматизированного мониторинга СМИ в органах власти

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

информационная политика
социальные сети
госпаблики
официальные страницы
аккаунты органов власти

Аннотация статьи

Взаимодействие с общественностью – важная задача государственных, региональных и муниципальных органов власти. За последнее десятилетие социальные сети превратились в мощный информационный ресурс. Страницы таких социальных сетей, как «ВКонтакте», «Одноклассники» и Telegram, активно используются для распространения местных новостей, информации о мероприятиях или событиях, а также для того, чтобы граждане имели возможность заглянуть за кулисы работы органов власти и государственных учреждений.

Текст статьи

В век расцвета Интернета информация распространяется быстрее, чем когда-либо в истории человечества. Интернет позволяет людям мгновенно делиться своими мыслями, взглядами, давать оценку тем или иным процессам, происходящим в обществе. И хотя это может быть выгодно по ряду причин, но также таит в себе множество подводных камней.

Конкретное мнение или обсуждение острой темы могут стать «вирусными» и негативно повлиять на ситуацию. Часто пользователь, не понимая того сам, может оказаться втянутым в историю, которая нанесет ущерб его собственной или чьей-то репутации. Таким образом, в социальных медиа, помимо прямых и непредвзятых мнений, могут появляться сообщения, способные создать информационный риск, негативно повлиять на имидж человека и даже организации.

В этой статье мы узнаем больше о влиянии онлайн-общения на местные органы власти, о том, что именно отслеживать, а также рассмотрим некоторые преимущества мониторинга онлайн-СМИ для государственных и муниципальных учреждений.

Зачем государственным учреждениям отслеживать онлайн-общение? Ну хотя бы потому, что политика – одна из самых часто обсуждаемых тем в Интернете. С учетом электоральных циклов, выборных кампаний и перманентного процесса подготовки к ним, в сети, наряду с объективной информацией о деятельности органов власти, регулярно наблюдаются вбросы негатива, фейки, анонимные публикации, направленные на дискредитацию политических оппонентов и представителей власти.

Поэтому важность онлайн-мониторинга для органов власти любого уровня неоспорима. Мониторинг инфополя помогает анализировать ситуацию и формировать политические стратегии, управлять общественным мнением, решать проблемы в режиме реального времени. 

Согласно исследованию DataReportal, по состоянию на январь 2025 года количество интернет-пользователей в России составило 133 миллиона человек, а уровень проникновения Интернета – 92,2%. В том числе 106 миллионов пользователей социальных сетей, это 73,4% от общей численности населения страны (рис.).

image.png

Рис. Обзор внедрения и использования подключенных устройств и услуг

Такие платформы, как «ВКонтакте» и Telegram, служат основными источниками новостей для населения. Количество подписчиков на популярные паблики может кратно превышать реальную зрительскую аудиторию ведущих телевизионных каналов, а охваты постов давно оставили позади некогда популярные телешоу.

Кроме того, 64% респондентов считают, что политики и чиновники, занимающие высокие руководящие посты, должны быть активны в социальных сетях для эффективного взаимодействия с общественностью. Отслеживая онлайн-общение, в частности комментарии под постами, политики или чиновники могут выявлять возникающие проблемы, оперативно решать их и формировать свои сообщения в соответствии с общественным запросом. Это дает возможность укреплять доверие, способствовать конструктивному диалогу и демонстрировать ответственность перед населением.

В этом контексте мониторинг СМИ и социальных медиа следует проводить – как наиболее близким к населению – следующим политическим институтам: администрациям муниципальных образований и главам, региональным министерствам и министрам, областному правительству и губернатору. Также получать обратную связь нужно и государственным учреждениям, и политическим партиям. Практически всем. Остается решить одну проблему – это огромный объем информации, который невозможно переработать вручную.

Помимо ежедневных новостей по актуальным темам, важным для региона или муниципалитета, специалистам администраций и ведомств необходимо также отслеживать по ключевым словам следующие запросы: название учреждения, имя руководителя (мэр, премьер-министр, директор), законы, нормативные акты и многое другое по степени актуальности. Такой мониторинг, сделанный человеком, не способен охватить и отразить объективно реальную новостную картину. В данном случае на помощь специалисту приходят автоматизированные системы мониторинга. Такие системы позволяют очень тонко настроить фильтры поисковых запросов, а затем круглосуточно собирать и систематизировать всю информацию, интересующую пользователя.

После того как вы введете ключевые слова, запросы и настроите поиск, система сформирует контекст упоминания, его источник, цитируемость, влияние, тональность и другие важные показатели, которые позже можно обобщить в базу данных и проанализировать. Одно из преимуществ онлайн-мониторинга – получение краткого обзора или более глубокого анализа упоминаний ваших ключевых слов, включая качественную инфографику, структурирование результатов, дашборды. С помощью инструментов мониторинга можно также настроить автоматическое оповещение в реальном времени о подозрительных скачках статистики. Таким образом, вовремя увидеть растущий негатив и снизить риски, приняв правильные управленческие решения.

Управление кризисами в режиме реального времени – это, пожалуй, одно из главных преимуществ отслеживания онлайн-упоминаний объекта мониторинга. Оповещение в режиме реального времени приходит на электронную почту или в мессенджер Telegram. Это позволяет оперативно выявлять потенциальные кризисы или возникающие проблемы, устранять или опровергать дезинформацию, сглаживать негативные настроения, то есть осуществлять проактивное управление кризисами, более эффективно взаимодействовать с общественностью.

Второй, не менее важный аспект – это общественное восприятие и управление репутацией. Самый простой способ получить доступ к мнениям потенциальных избирателей – это автоматизированный мониторинг соцмедиа. То есть новостные сайты, соцсети, форумы – все площадки, на которых есть возможность комментирования.

Комментарии дают ценную информацию об общественных настроениях и восприятии органов власти. Понимая, как их деятельность представляют и воспринимают в онлайн-общении, власти могут предпринимать упреждающие меры для устранения заблуждений, укрепления доверия общественности и формирования своей репутации.

Аналитика позволяет просматривать наиболее часто используемые слова в связке с отслеживаемым ключевым словом. Таким образом, можно легко определить, упоминается ли отслеживаемое ключевое слово или имя человека преимущественно в негативном контексте.

Принятие эффективных управленческих решений на основе полученных данных – это одна из ключевых целей мониторинга. Именно всесторонний и широкий поисковый охват информации с помощью автоматизированных систем позволяет сделать наиболее качественную аналитику.

Обилие четко систематизированных данных и аналитических выводов может стать основой для принятия эффективных решений. Анализируя тенденции, настроения и общественное мнение, органы власти могут глубже понять потребности и предпочтения своих граждан. Такой подход наиболее способствует грамотной разработке политики и инициатив, соответствующих общественным ожиданиям. Эти данные обычно доступны в различных типах отчетов.

Качественная инфографика, таблицы в нескольких форматах, возможность выгрузки данных в нужный формат позволяют удобно работать с данными. Отчеты, сформированные системой мониторинга, могут быть использованы при планировании дальнейших PR-мероприятий.

В заключение. Когда мы говорим о таких сферах деятельности, как политика или государственное и муниципальное управление, столь зависимых от связей с общественностью, автоматизированные инструменты мониторинга соцмедиа представляют собой ценный актив в повседневной работе. Используя возможности аналитики в режиме реального времени и принятия решений на основе данных, органы власти могут эффективно управлять кризисами, формировать общественное мнение и эффективно взаимодействовать с населением, в том числе с избирателями.

Список литературы

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2022 года № 2523-р.
  2. Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
  3. [Электронный ресурс] // [сайт]. – URL: https://web-canape.ru// (дата обращения: 12.05.2024).
  4. [Электронный ресурс] // [сайт]. – URL: https://datareportal.com// (дата обращения: 12.05.2025).
  5. [Электронный ресурс] // [сайт]. – URL: https://brandanalytics.ru// (дата обращения: 05.05.2025).
  6. [Электронный ресурс] // [сайт]. – URL: https://reginform.orb.ru// (дата обращения: 22.05.2024).

Поделиться

59

Филимонов Н. Н. Преимущества автоматизированного мониторинга СМИ в органах власти // Актуальные исследования. 2025. №30 (265). Ч.II. С. 56-59. URL: https://apni.ru/article/12732-preimushestva-avtomatizirovannogo-monitoringa-smi-v-organah-vlasti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#32 (267)

Прием материалов

9 августа - 15 августа

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

20 августа

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

3 сентября