Главная
Конференции
Современная наука: диалог естественно-научной и социально-гуманитарной субкультур
Роль музейной практики в системе профессиональной подготовки учителя изобразител...

Роль музейной практики в системе профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

практика
музей
дисциплина история искусств
экскурсия
анализ произведений
оригинал

Аннотация статьи

В статье рассмотрено значение музейной практики в системе подготовки учителя изобразительного искусства. Представлены примеры заданий, предлагаемые студентам во время прохождения практики. Автор обращает внимание на необходимость развивать навыки проведения экскурсий, бесед по искусству, необходимые будущим учителям изобразительного искусства.

Текст статьи

Музейная практика является важной частью профессиональной подготовки студентов-бакалавров художественно-графического факультета МПГУ, обучающихся по различным направлениям («ДПИ и народные промыслы», «Дизайн», «Педагогическое образование и дополнительное образование») и формам подготовки (очная, очно-заочная, заочной). Практика проводиться на втором курсе (в четвертом семестре) в ведущих художественных музеях г. Москвы (Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительного искусства им. А.С. Пушкина) и рассчитана на 2 недели. Музейная практика осуществляется после изучения таких дисциплин как «Основы искусствознания», «История русского и зарубежного искусства», «Музееведение». Прослушав аудиторный лекционный курс по истории русского и зарубежного искусства, студенты МПГУ имеют редкую возможность познакомиться с оригиналами непосредственно в музейной среде Москвы. Так же во время проведения музейной практике можно решить некоторые проблемы дисциплины, как например, восполнить недостаточность аудиторных занятий ввиду постоянного сокращения часов по данной дисциплине.

Следует учитывать, что проведение музейной практики для каждого направления обучения преследует свои конкретные цели и задачи, связанные со спецификой будущей профессии, получаемой студентами. Рассмотрим задачи музейной практики для студентов, обучающихся по направлению «педагогическое образование», профиль «Изо и Дополнительное образование. Музейная практика позволяет еще в период обучения будущих педагогов применять те формы занятий, которые являются прообразом их будущей профессии и будут использоваться в дальнейшей педагогической работе. В музее студенты отрабатывают умения и навыки учителя изобразительного искусства, педагога-художника: учатся понимать, анализировать художественное произведение, проводить беседы по искусству, приобретают опыт общения с аудиторией и т.д.

Цель музейной практики – сформировать представление о музее, о различных направлениях его деятельности, понимания ценности музейного наследия в становлении личности будущего учителя изобразительного искусства и дополнительного образования. Также углубить и закрепить теоретические знания и умения, полученные в результате аудиторной работы по дисциплине «История русского и зарубежного искусства». Задачи музейной практики для будущих учителей изо – расширить представления студентов о профессии учителя изобразительного искусства, сформировать первоначальные педагогические умения при работе в условиях музея с оригиналом, приобрести практические навыки работы с группой, овладеть методами проведения школьных экскурсий.

Занятия в залах музея построены по принципу последовательного усложнения от простого к сложному. В начале практики ее руководитель, обучая студентов методами работы с произведениями искусства, читает лекции обзорного характера, затем – монографические, т. е. посвященные творчеству одного художника с последующим обсуждением в группе. Возможны также проведение сравнительно-исторических бесед, где предлагается сопоставительный анализ произведений, выполненных в различных стилях, направлениях и национальных школах. После лекций следует самостоятельное изучение студентами экспозиций с помощью опорных вопросов, составленных преподавателем. Завершает практику выступление студентов в роли экскурсоводов-педагогов. На занятиях возможно также использовать дидактические игры, в ходе которых студенты также практикуются в роли учителя. В период практики используются разнообразные виды занятий, которые построены от простого к сложному. Их тематика определяется содержанием лекционного курса по истории зарубежного и отечественного искусства. Первое задание - монологического характера: рассказать об отдельном произведении. Например, анализ и интерпретация произведение А. Иванова «Явление Христа народу» (Занятие проводится в залах Государственной Третьяковской Галереи). Второе задание-более сложное: сопоставительный анализ двух или нескольких произведений сходных или различных по типологическим принципам. Например, сравнительный анализ голландского и фламандского натюрморта 17 в. или трактовка образа Давида в произведениях Вероккио, Донателло, Микеланджио (занятия проводятся в залах Государственного Музея изобразительного искусства им. А.С. Пушкина).

Одной из главных трудностей психологического характера для студентов, начинающих заниматься в музейной среде, является сложность при общении с аудиторией, проблема строить диалог у произведений искусства. Поэтому студенту, выполняющего роль экскурсовода, мы советуем тщательно продумывать сценарий выступления и вопросы к сокурсникам. Необходимо вовлечь слушателей в круг проблем для того, чтобы постичь смысл живописи, графики, скульптуры и произведений ДПИ. Вопросы, обращенные к сокурсникам, стимулируют общение с группой, «экспериментальным прообразом» коллектива будущих школьных учеников. Для того, чтобы понять художественный образ произведения и правильно его истолковать, как верно отмечают авторы «Практикума по истории изобразительного искусства и архитектуры» Н. А. Яковлева и Т. П. Чаговец, С. С. Ершова, нужно провести группу через несколько этапов: 1) прелюдия, 2) непосредственный контакт, 3) вербализация пережитого, 4) анализ, 5) возвращение к целостному восприятию [3, с. 132].

Когда студент научится организовывать работу группы с экспонатами, проводить сравнительный анализ произведений искусства, он получает задание разработать монографическую или проблемную экскурсию.

Для самостоятельной разработки студентами экскурсий в музейном пространстве Государственной Третьяковской Галереи мы предлагаем следующие темы: «Русская художественная школа 18 в. Живопись портрета». «Пейзаж в русской живописи второй половины 19–начала 20 в.». В залах Государственного Музея Изобразительного Искусства им. А. С. Пушкина возможно рекомендовать экскурсии на темы: «Классический пейзаж во французском искусстве 17в.-первой трети 19 в». «Стиль барокко в европейской живописи 17 в.» и т.д. Цель экскурсии, разработанной студентами, – не только ознакомиться с памятниками истории и культуры, находящимися в экспозиции, предназначенные для улучшения и дополнения образовательного процесса в вузе, но прежде всего попробовать себя в роли экскурсовода-педагога.

Исходя из опыта проведения практики, приведем некоторые рекомендации. Основные требования к экскурсоводу-студенту сводятся к следующему: свободное владение темой экскурсии; умение устанавливать контакт с аудиторией и вести диалог, корректировать работу с группой, правильно рассматривать экспонаты. Мы рекомендуем подготовку к проведению учебной экскурсии начинать с продумывания и определения ее темы, изучения литературы и отбора наиболее значительных экспонатов, составления маршрута экскурсии. Руководитель практики советует студентами написать текст экскурсии, составить ее подробный план. В нем желательно отразить следующие разделы: название залов, разделов, составление маршрута, экспонаты, объекты показа, краткое содержания текста, методические указания, примечания, список литературы. Итоговым документом при подготовке экскурсии является ее методическая разработка, в которой мы рекомендуем определить методику проведения беседы и рассказа. По меткому определению К. Брюнинсгсхауз-Кнубель, «идеальный музейный педагог отвечает следующим требованиям – во-первых, он обладает знаниями о различных разделах коллекции. В отличии от хранителя, который обычно работает лишь с определенной частью собрания. Во-вторых, он должен быть учителем, способным донести свои знания до слушателей, должен следить за новейшими научными исследованиями и уметь доходчиво, ярко и талантливо рассказать об их результатах нескончаемому потоку непохожих друг на друга посетителей. Наконец, он должен быть социологом и специалистом по маркетингу, чтобы на основе знаний об особенностях социальных слоев общества и отдельных групп разрабатывать соответствующие программы. И конечно же, все эти таланты должны дополняться личным обаянием или магнетизмом (нечто вроде хозяйки, продавца и матери в одном лице), чтобы у посетителей складывалось впечатление, что они находятся в хороших руках» [2, с.14]. Считаем, что целесообразно делить всю экскурсию на 3 части. Во вступлении определить тему экскурсии, ее маршрут, обозначить время. Вторая часть (наиболее сложная) – сама экскурсия. В ней происходит синтез зрительного, вербального, моторного восприятия музейных объектов. Задача будущего учителя – помочь школьникам выстроить этот ряд и верно воспринимать образы экспозиции. Руководитель практики советует студентам при проведении экскурсии быть доброжелательным, заинтересованным в общении с группой, вести себя тактично, корректно и мотивировать слушателей к исследовательской деятельности. Для этой цели, рассказывая об историческом событии, послужившем сюжетом произведения, задавать вопросы и подводить зрителей к самостоятельным выводам, которые позволяет сделать рассматриваемые произведения. При этом необходимо заострять внимание на единстве содержания и формы произведения, использовании автором выразительных и изобразительных средств для раскрытия художественного образа, применяя эмоциональную, литературно-правильную речь. В конце экскурсии (в третьей части) экскурсовод-педагог должен ответить на вопросы слушателей.

Музейная практика на художественно-графическом факультете МПГУ включает также проведение экскурсий в архитектурной среде г. Москвы. Выбор памятников архитектуры зависит от цели экскурсии. Например, чтобы представить себе архитектуру эпохи модерн желательно выбрать творчество наиболее ярких представителей этого периода и сопоставить их работы с другими образцами архитектуры рассматриваемого времени. Обозначим некоторые темы пешеходных экскурсий: «Работы архитектора Ф. Шехтеля – московский вариант стиля модерн (экскурсию успешно разработала студентка 2 курса Мария Торина) или «Историзм в архитектуре г. Москвы. На примере ул. Арбат» (маршрут экскурсии по улице Арбат с описанием важнейших архитектурных сооружений разработала студентка 2 курса Ксения Якубович). При анализе архитектурных произведений необходимо выявлять воздействие архитектурно-художественного образа памятников на зрителя. Для пешеходной экскурсии в городской среде особенно важно тщательно продумать план-маршрут экскурсии, провести необходимый инструктаж по технике безопасности поведения студентов. Во время экскурсии стараться создать возвышенную эмоционально-творческую атмосферу, без которой общение с произведениями искусства и друг с другом невозможно. Более подробный материал об опыте преподавания спецкурса по истории архитектуры на художественно-графическом факультете и проведении архитектурных экскурсий в г. Москве изложен автором в статье «О содержании спецкурса «Архитектура Петербурга Х1Х века» [1].

Самостоятельно разработанные и успешно проведенные студентами экскурсии позволяют будущим педагогам изобразительного искусства приобрести практические навыки работы с аудиторией, освоить приемы осуществления экскурсий, методы проведения бесед об искусстве непосредственно в музейной и городской среде. А также закрепить знания по дисциплине «Истории зарубежного и отечественного искусства», сформировать эстетическое отношение к произведениям художников, понять их значимость для формирования личности и художественного вкуса будущего педагога. Общение с оригиналом: архитектурным, скульптурным. графическим и живописным произведениями является необходимым компонентом в подготовке педагога изобразительного искусства, особенно в условиях столицы, где сосредоточены крупнейшие художественные музеи и галереи, выдающиеся памятники зодчества и монументальной скульптуры. Подмечено также, что даже самые лучшие учебники и пособия не научат тому, чему студент может научиться непосредственно у педагога и однокурсников в музейном пространстве. После окончания художественно-графического факультета студенты будут проводить уроки по изобразительному искусству, беседы по искусству, школьные экскурсии, поэтому им помогут теоретические знания и педагогические навыки, приобретенные в период прохождения музейной практики. Именно поэтому занятия в музеях Москвы и экскурсии в архитектурной среде города – важная и неотъемлемая часть подготовки будущего учителя изобразительного искусства, художника-педагога.

Список литературы

  1. Андреева Е.А. О содержании спецкурса «Архитектура Петербурга ХIХ века» // Инновационные исследования и разработки в области гуманитарных и социально-экономических наук. Сб. науч. трудов по материалам научно-практ. конференции г. Белгород, 30 апреля 2019. Ч.1.Белгород, 2019. С. 48-52.
  2. Музеум. 1994. № 2.
  3. Яковлева Н.А., Чаговец Т.П., Ершова С.С. Практикум по истории изобразительного искусства. СПб, 2016.

Поделиться

3048

Андреева Е. А. Роль музейной практики в системе профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства // Современная наука: диалог естественно-научной и социально-гуманитарной субкультур : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 октября 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. URL: https://apni.ru/article/1274-rol-muzejnoj-praktiki-v-sisteme-professionaln

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#44 (226)

Прием материалов

26 октября - 1 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

6 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября