Степ-аэробика в ДОУ

2 августа 2025

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

степ-аэробика
дошкольники
физическое развитие
координация движений
ритмика
здоровый образ жизни
нетрадиционные средства физвоспитания
двигательная активность
осанка
моторика
музыкально-двигательные упражнения

Аннотация статьи

Статья посвящена комплексному рассмотрению степ-аэробики как эффективного средства физического воспитания детей дошкольного возраста. Раскрывается суть метода, ключевые особенности степ-аэробики, её влияние на здоровье, психомоторные способности и эмоциональное состояние ребёнка. Описана структура занятий, цели и задачи программы, этапы обучения, техника безопасности, а также ожидаемые результаты и формы диагностики физического развития.

Текст статьи

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным –
сделайте его крепким и здоровым.
Пусть он работает, действует, бегает,
пусть он находится в постоянном движении.
Ж.-Ж. Руссо

Что такое степ-аэробика?

Степ-аэробика для детей – это целый комплекс упражнений различных по темпу и интенсивности, во время выполнения которых идёт работа всех мышц и суставов. Особенностью степ-аэробики является использование специальной степ-платформы, которая позволяет выполнять различные шаги (степ от англ. step-шаг).

Это нестандартное оборудование способствует формированию осанки, костно-мышечного корсета, развитию координации движения и дыхательной системы, укреплению сердечно-сосудистой системы, умению ритмически согласованно выполнять простые движения, которые выполняются легко и длительное время не вызывают утомления.

Что развивает степ-аэробика? Отвечая на поставленный вопрос, мы можем разделить ответ на три группы:

1 группа: для укрепления здоровья детей.

С помощью занятий степ-аэробики мы можем:

  • Способствовать оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата.
  • Повышать работоспособность и двигательную активность.
  • Формировать правильную осанку.
  • Содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем.
  • Развивать потребность в систематических занятиях спортом.

2 группа: совершенствование психомоторных способностей.

Развивать двигательные качества:

  • Мышечную силу, выносливость, быстроту и координационные способности.
  • Развивать чувства ритма, музыкальный слух, память, внимание, умение согласовывать движения с музыкой.
  • Развивать чувства уверенности в себе.

3 группа: повышение эмоционального уровня, психорегуляции.

  • Воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощённости и творчества в движениях.
  • Развивать чувство товарищества, взаимопомощи.
  • Воспитывать коллективные движения (синхронность).

Актуальность заключается:

В дошкольном образовании выделены ведущие направления, которые обеспечивают социальную успешность детей. Одним из них является физическое развитие детей, целью которого является формирование у дошкольников начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей ЗОЖ; приобретение опыта в двигательной деятельности.

В связи с этим, применения нетрадиционных средств физического воспитания, направленных на активизацию двигательной деятельности, что обеспечит успешную адаптацию детей к разнонаправленным нагрузкам школьного обучения. Одним из этих средств являются занятия степ-аэробикой.

Новизна заключается в том, что наряду с традиционными формами упражнений, проводятся специальные упражнения по степ – аэробике, оптимальное сочетание которых в ходе занятий позволит решать не только задачи по физическому воспитанию, но и развивать координацию движений и речь, а так же формировать правильную осанку, оптимизацию роста и развитию опорно-двигательного аппарата.

Исходя из этого нами была выделена цель программы.

Цель: Содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами оздоровительно-спортивной степ-аэробики.

А так же можно выделить следующие задачи:

  • Развивать двигательные способности детей и физические качества (быстроту, силу, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, координацию движений и функцию равновесия для тренировки вестибулярного аппарата ребенка).
  • Формировать навыки правильной осанки развивать мышечную систему через упражнения на степ-платформах;
  • Формирование умения ритмически согласованно выполнять простые движения под музыку.
  • Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
  • Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности.
  • Воспитывать чувство уверенности в себе.

Основные этапы обучения степ-аэробики: когнитивный, ассоциативный, совершенствования.

Степ-аэробика в дошкольном возрасте, играет огромное значение.

Остановимся более подробно на этом:

  • Стойкий интерес к занятиям физической культуры.
  • Развитие уверенности, ориентировки в пространстве.
  • Развитие общей выносливости.
  • Совершенствование точности движений.
  • Воспитание физических качеств: ловкости, быстроты, силы, гибкости, пластичности.
  • Эффективность физической нагрузки.

Программа построена на общепринятых принципах:

  • Принцип постепенности.
  • Принцип индивидуальности.
  • Принцип доступности.
  • Принцип чередование нагрузки.
  • Принцип наглядности.
  • Принцип сознательности и активности.
  • Принцип систематичности и последовательности-непрерывность материала и его повторения.

Степ-аэробика подразумевает разучиванию комплексом с различными степ-шагами. Которые имеют свои названия:

  • Степ-ап.
  • Мамбо.
  • Ча-ча-ча.
  • Бейсик-степ.
  • Шаг-колено.
  • Степ-кик.
  • Степ-бик.
  • Ви-степ.
  • Стедл-ап.
  • Тёрн-степ.
  • Овер-зе-оп.
  • Экросс.

Это основные шаги в степ-аэробике.

Для того чтобы освоить программу, не достаточно знать основные шаги. Существуют основные правила техники выполнения степ-тренировки:

  1. Выполнять шаги в центр степ-платформы;
  2. Ставить на степ-платформу всю подошву при подъеме, а спускаясь, ставить ногу с носка на пятку;
  3. Опускаясь со степ-платформы, вставать достаточно близко к ней;
  4. Делать шаг с лёгкостью, не ударять по степ-платформе ногами;
  5. Держать спину прямо, плечи развёрнутыми, колени расслабленны;
  6. Наклоняться вперёд всем телом;
  7. Выполняя упражнения сбоку от степа, начинать следует с ноги, стоящей вплотную к нему;
  8. Держать степ-платформу близко к телу при её переносе;

Ожидаемые результаты:

  • Сформированность навыков правильной осанки;
  • сформированность правильное речевого дыхания;
  • Развитость двигательных способностей детей и физических качеств (быстроту, силу, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, координацию движений и функцию равновесия для тренировки вестибулярного аппарата ребенка);
  • Сформированность умений ритмически согласованно выполнять степ - шаги под музыку;
  • Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
  • Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности;
  • Помогут естественному развитию организма ребёнка и привитию потребности заботиться о своём здоровье;
  • Разовьют опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы детей;
  • Увеличат жизненную ёмкость лёгких, улучшат физическую, интеллектуальную работоспособность;
  • Укрепят осанку и свод стопы;
  • Сформируют у дошкольников навыки самостоятельного выражения движений под музыку, разовьют инициативу, трудолюбие.

На начало и конец учебного года проводиться диагностика физического развития детей.

  1. Грациозность (высокий уровень – 3б.: ребенок выполняет все упражнения красиво, грациозно; средний уровень – 2б: ребенок выполняет упражнения с помощью педагога; низкий уровень – 1б.: ребенок не может повторить упражнения за педагогом).
  2. Скоростно-силовые качества (высокий уровень – 3б.: ребенок подвижен, быстро выполняет упражнения; средний уровень – 2б: ребенок менее подвижен, выполняет упражнения с помощью педагога; низкий уровень – 1б.: ребенок медлителен, требуется постоянно помощь педагога).
  3. Заболеваемость (высокий уровень – 3б.: ребенок болеет в год 0-1 раз; средний уровень – 2б: ребенок болеет в год 1–3 раз; низкий уровень – 1б.: ребенок болеет в год 3 и более раз).
  4. Быстрота. Бег на дистанцию 30 метров.
  5. Ловкость – обегание предметов.
  6. Выносливость – приседание.
  7. Равновесие – поза Ромберга.
  8. Гибкость – наклон вперед.
  9. Статическая выносливость.
  10. Мышцы живота.
  11. Дыхательные пробы .

Занятия степ-аэробикой могут варьироваться, это могут быть:

  • Полное занятие.
  • Как часть занятия.
  • Утренняя гимнастика.
  • Степ-развлечение.
  • Выступление на праздниках.

В нашем детском саду степ-аэробика проходит в виде тренировок с включением подвижных игр, упражнений, рефлексию на расслабление. А так же проводим открытые мероприятия для родителей и детей, участвуем в развлечениях ДОУ и спортивных праздниках. Занятия степ-аэробика проводится 25–30 мин. 1 раз в неделю.

Поделиться

35

Макаренко А. Н. Степ-аэробика в ДОУ // Актуальные исследования. 2025. №30 (265). Ч.II. С. 73-76. URL: https://apni.ru/article/12757-step-aerobika-v-dou

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#32 (267)

Прием материалов

9 августа - 15 августа

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

20 августа

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

3 сентября