Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным –
сделайте его крепким и здоровым.
Пусть он работает, действует, бегает,
пусть он находится в постоянном движении.
Ж.-Ж. Руссо
Что такое степ-аэробика?
Степ-аэробика для детей – это целый комплекс упражнений различных по темпу и интенсивности, во время выполнения которых идёт работа всех мышц и суставов. Особенностью степ-аэробики является использование специальной степ-платформы, которая позволяет выполнять различные шаги (степ от англ. step-шаг).
Это нестандартное оборудование способствует формированию осанки, костно-мышечного корсета, развитию координации движения и дыхательной системы, укреплению сердечно-сосудистой системы, умению ритмически согласованно выполнять простые движения, которые выполняются легко и длительное время не вызывают утомления.
Что развивает степ-аэробика? Отвечая на поставленный вопрос, мы можем разделить ответ на три группы:
1 группа: для укрепления здоровья детей.
С помощью занятий степ-аэробики мы можем:
- Способствовать оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата.
- Повышать работоспособность и двигательную активность.
- Формировать правильную осанку.
- Содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем.
- Развивать потребность в систематических занятиях спортом.
2 группа: совершенствование психомоторных способностей.
Развивать двигательные качества:
- Мышечную силу, выносливость, быстроту и координационные способности.
- Развивать чувства ритма, музыкальный слух, память, внимание, умение согласовывать движения с музыкой.
- Развивать чувства уверенности в себе.
3 группа: повышение эмоционального уровня, психорегуляции.
- Воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощённости и творчества в движениях.
- Развивать чувство товарищества, взаимопомощи.
- Воспитывать коллективные движения (синхронность).
Актуальность заключается:
В дошкольном образовании выделены ведущие направления, которые обеспечивают социальную успешность детей. Одним из них является физическое развитие детей, целью которого является формирование у дошкольников начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей ЗОЖ; приобретение опыта в двигательной деятельности.
В связи с этим, применения нетрадиционных средств физического воспитания, направленных на активизацию двигательной деятельности, что обеспечит успешную адаптацию детей к разнонаправленным нагрузкам школьного обучения. Одним из этих средств являются занятия степ-аэробикой.
Новизна заключается в том, что наряду с традиционными формами упражнений, проводятся специальные упражнения по степ – аэробике, оптимальное сочетание которых в ходе занятий позволит решать не только задачи по физическому воспитанию, но и развивать координацию движений и речь, а так же формировать правильную осанку, оптимизацию роста и развитию опорно-двигательного аппарата.
Исходя из этого нами была выделена цель программы.
Цель: Содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами оздоровительно-спортивной степ-аэробики.
А так же можно выделить следующие задачи:
- Развивать двигательные способности детей и физические качества (быстроту, силу, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, координацию движений и функцию равновесия для тренировки вестибулярного аппарата ребенка).
- Формировать навыки правильной осанки развивать мышечную систему через упражнения на степ-платформах;
- Формирование умения ритмически согласованно выполнять простые движения под музыку.
- Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
- Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности.
- Воспитывать чувство уверенности в себе.
Основные этапы обучения степ-аэробики: когнитивный, ассоциативный, совершенствования.
Степ-аэробика в дошкольном возрасте, играет огромное значение.
Остановимся более подробно на этом:
- Стойкий интерес к занятиям физической культуры.
- Развитие уверенности, ориентировки в пространстве.
- Развитие общей выносливости.
- Совершенствование точности движений.
- Воспитание физических качеств: ловкости, быстроты, силы, гибкости, пластичности.
- Эффективность физической нагрузки.
Программа построена на общепринятых принципах:
- Принцип постепенности.
- Принцип индивидуальности.
- Принцип доступности.
- Принцип чередование нагрузки.
- Принцип наглядности.
- Принцип сознательности и активности.
- Принцип систематичности и последовательности-непрерывность материала и его повторения.
Степ-аэробика подразумевает разучиванию комплексом с различными степ-шагами. Которые имеют свои названия:
- Степ-ап.
- Мамбо.
- Ча-ча-ча.
- Бейсик-степ.
- Шаг-колено.
- Степ-кик.
- Степ-бик.
- Ви-степ.
- Стедл-ап.
- Тёрн-степ.
- Овер-зе-оп.
- Экросс.
Это основные шаги в степ-аэробике.
Для того чтобы освоить программу, не достаточно знать основные шаги. Существуют основные правила техники выполнения степ-тренировки:
- Выполнять шаги в центр степ-платформы;
- Ставить на степ-платформу всю подошву при подъеме, а спускаясь, ставить ногу с носка на пятку;
- Опускаясь со степ-платформы, вставать достаточно близко к ней;
- Делать шаг с лёгкостью, не ударять по степ-платформе ногами;
- Держать спину прямо, плечи развёрнутыми, колени расслабленны;
- Наклоняться вперёд всем телом;
- Выполняя упражнения сбоку от степа, начинать следует с ноги, стоящей вплотную к нему;
- Держать степ-платформу близко к телу при её переносе;
Ожидаемые результаты:
- Сформированность навыков правильной осанки;
- сформированность правильное речевого дыхания;
- Развитость двигательных способностей детей и физических качеств (быстроту, силу, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, координацию движений и функцию равновесия для тренировки вестибулярного аппарата ребенка);
- Сформированность умений ритмически согласованно выполнять степ - шаги под музыку;
- Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
- Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности;
- Помогут естественному развитию организма ребёнка и привитию потребности заботиться о своём здоровье;
- Разовьют опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы детей;
- Увеличат жизненную ёмкость лёгких, улучшат физическую, интеллектуальную работоспособность;
- Укрепят осанку и свод стопы;
- Сформируют у дошкольников навыки самостоятельного выражения движений под музыку, разовьют инициативу, трудолюбие.
На начало и конец учебного года проводиться диагностика физического развития детей.
- Грациозность (высокий уровень – 3б.: ребенок выполняет все упражнения красиво, грациозно; средний уровень – 2б: ребенок выполняет упражнения с помощью педагога; низкий уровень – 1б.: ребенок не может повторить упражнения за педагогом).
- Скоростно-силовые качества (высокий уровень – 3б.: ребенок подвижен, быстро выполняет упражнения; средний уровень – 2б: ребенок менее подвижен, выполняет упражнения с помощью педагога; низкий уровень – 1б.: ребенок медлителен, требуется постоянно помощь педагога).
- Заболеваемость (высокий уровень – 3б.: ребенок болеет в год 0-1 раз; средний уровень – 2б: ребенок болеет в год 1–3 раз; низкий уровень – 1б.: ребенок болеет в год 3 и более раз).
- Быстрота. Бег на дистанцию 30 метров.
- Ловкость – обегание предметов.
- Выносливость – приседание.
- Равновесие – поза Ромберга.
- Гибкость – наклон вперед.
- Статическая выносливость.
- Мышцы живота.
- Дыхательные пробы .
Занятия степ-аэробикой могут варьироваться, это могут быть:
- Полное занятие.
- Как часть занятия.
- Утренняя гимнастика.
- Степ-развлечение.
- Выступление на праздниках.
В нашем детском саду степ-аэробика проходит в виде тренировок с включением подвижных игр, упражнений, рефлексию на расслабление. А так же проводим открытые мероприятия для родителей и детей, участвуем в развлечениях ДОУ и спортивных праздниках. Занятия степ-аэробика проводится 25–30 мин. 1 раз в неделю.