Главная
Конференции
Интеграция технологий и общества: мультидисциплинарные решения для устойчивого развития
Коммуникативная компетентность учителя ОБЗР: эффективное взаимодействие с обучаю...

Коммуникативная компетентность учителя ОБЗР: эффективное взаимодействие с обучающимися, родителями и представителями силовых структур

2 августа 2025

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

коммуникативная компетентность
компетентность педагога
культура речи
ОБЗР
интерактивные технологии
педагогическое общение

Аннотация статьи

В статье рассматривается ключевая роль коммуникативной компетентности как важнейшего компонента профессиональной готовности современного педагога, особенно в условиях стремительной трансформации образовательной среды и усиления требований к межличностному взаимодействию.

Текст статьи

Залогом успешной профессиональной деятельности современного специалиста является его компетентность. Поэтому модернизация профессионального образования направлена на создание условий, способствующих максимальному развитию личности.

Коммуникативная компетенция и критерии её сформированности.

Критерии:

  1. Стремление понять другого человека в контексте требований конкретной ситуации;
  2. Умение чётко и убедительно излагать свои мысли;
  3. Стремление создавать атмосферу сотрудничества:
  4. Готовность проявлять гибкость в общении;
  5. Умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях;
  6. Способность создать благоприятный климат в коллективе.

Коммуникативная компетенция проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Коммуникативная грамотность и компоненты речевой ситуации:

  1. Собеседники, их социальные роли;
  2. Обстановка (официальная или непринужденного общения);
  3. Цель коммуникации.

image.png

Рис.

Существуют различные определения, раскрывающие сущность этих понятий.

Компетенция определяется как круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; как круг чьих-нибудь полномочий.

Компетенция рассматривается как круг полномочий какой-либо организации или должностного лица; круг вопросов, в которых данное лицо наделено познаниями, опытом.

Компетентность – способность данного лица производить определенный вид работы, наличие достаточного запаса знаний для вынесения обоснованного суждения по какому-либо вопросу.

Компетентность – обладание компетенцией; обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо.

Таким образом, мы видим, что в понятии «компетенция» основным является круг вопросов, а в понятии «компетентность» – способность решать эти вопросы.

Коммуникативная компетентность имеет определенную структуру:

  • коммуникативная способность;
  • коммуникативные умения;
  • коммуникативные знания, которые должны быть адекватными коммуникативным задачам и достаточными для их решения.

Коммуникативные умения являются одним из основных компонентов педагогического мастерства учителя (Н. В. Кузьмина, О. А. Абдуллина), однако их трактовка, по мнению И. И. Рыдановой, ограниченная социально-психологическими рамками, лишена необходимой многосторонности.

Коммуникативные знания – это знания о том, что такое общение, его сущность, каковы его виды, фазы, закономерности развития, какие методы и формы используются и каково их назначение, возможности, какие действия они оказывают. Кроме того, к этой области относятся знания о степени развития своих коммуникативных умений и навыков.

Для более успешного освоения культурных навыков общения используют такое понятие, как формулы речевого этикета.

Функциональные разновидности речи:

  1. Разговорная речь;
  2. Научный и научно-популярный стиль;
  3. Публицистический стиль;
  4. Язык художественной литературы;
  5. Официально-деловой стиль.

Культура речи – это такой выбор и организация языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Качество хорошей речи:

  • Правильность;
  • Чистота;
  • Точность;
  • Ясность;
  • Краткость;
  • Полнота;
  • Логичность;
  • Уместность;
  • Богатство;
  • Выразительность.

Воздействие учителя в процессе многостороннего педагогического общения характеризуется как сложная система отношений, так как сфера его общения представлена широким спектром участников, детей и взрослых. От его коммуникативной компетентности в общении зависит легкость, результативность установления контактов с другими людьми, эффективность общения с точки зрения решения различного рода проблем. Умение следить за реакцией собеседника, самому адекватно реагировать на нее, получать удовольствие от общения, умение воспринимать и интерпретировать реакцию участников общения, анализируя поступающие зрительные и слуховые сигналы по каналу обратной связи, оцениваются как признак «хорошего коммуникатора».

Обладая определенным уровнем коммуникативной компетентности, учитель вступает в общение, имея определенный уровень самоуважения и самосознания. Он становится персонифицированным субъектом общения. Это означает не только искусство его адаптации к ситуации и свободу действий, но и умение организовывать личностно коммуникативное пространство и выбирать индивидуальную коммуникативную дистанцию. Персонификация общения проявляется также и на акциональном уровне – и как овладение кодом ситуативного общения, и как ощущение допустимого в импровизациях, уместность конкретных средств общения.

По мнению В. А. Болотова, В. В. Серикова, показателями коммуникативной компетентности учителя являются следующие:

  • культура вербальной и невербальной экспрессии;
  • экспрессия – выражение чувств, переживаний, выразительности;
  • культура равнопартнерского диалога;
  • знание психологических закономерностей развития межличностных отношений и технологии их целенаправленного формирования;
  • творческий подход к системе педагогически целесообразных взаимоотношений;
  • конструктивное решение конфликтов и противоречий;
  • знание психологии общения.

Я считаю формирование коммуникативной компетентности требует не только повышения эффективности и качества существующих форм и методов работы, но и специальных комплексных целенаправленных педагогических программ.

Роль учителя ОБЗР в образовательном процессе.

Учитель ОБЗР – это не только преподаватель, но и наставник, который помогает детям понять значимость личной безопасности. Его задача – научить школьников не бояться чрезвычайных ситуаций, а грамотно и быстро на них реагировать.

Функции общения:

  1. Информационная;
  2. Воспитательная;
  3. Социальная.

Что делать педагогам, взаимодействующим с современными родителями и подростками?

  • Укреплять свой психологический иммунитет;
  • Повышать свою коммуникативную компетентность;
  • Сотрудничать с родителями;
  • Своевременно искать и принимать помощь специалистов;
  • Помнить, что мы живем в 21 веке.

Коммуникативная компетентность педагога не допустит:

  • Обсуждение личности ребенка, а не его конкретного поступка;
  • Обсуждение проблемы ребенка при других родителях;
  • Привлечение других родителей к публичному осуждению родителей и ребенка;
  • Высказывание своих предположения (или убеждений) относительно семьи и отношений в ней;
  • Разговор с родителями, как со школьниками;
  • Втягивание в обсуждение других тем, проблем, происшествий.

Педагог должен уметь локализовать конфликт, если он хочет решить проблему.

Коммуникативная компетентность педагога:

  • Универсальные навыки;
  • Помните, что говорить можно только если вас хотят услышать;
  • Вначале – достичь компромисса;
  • Затем организовать сотрудничество;
  • Избегать провокаций, быть профессионалом коммуникаций, быть лидером перемирия.

Учитель также активно участвует в формировании патриотической позиции учеников, организуя уроки, посвященные истории героизма и защиты Родины.

Современные уроки ОБЗР включают использование интерактивных технологий, таких как:

  • Электронные симуляторы. Тренировки на виртуальных полигонах позволяют детям отрабатывать действия в различных сценариях, не подвергаясь реальной опасности;
  • Видеоуроки. Наглядные материалы помогают лучше усваивать теоретическую часть;
  • Практические мастер-классы. Ученики учатся использовать оборудование, применяя его на практике.

В будущем и настоящем коммуникативная компетентность – это важнейшая и необходимая компетентность педагогов современной школы и условие обеспечения безопасности образовательной среды.

Список литературы

  1. Актуальные проблемы патриотического воспитания детей и молодежи: опыт, проблемы, направления развития: материалы регион. науч.-практ. конф. с межрегион. участием (г. Нижневартовск, 28 апр. 2017 г.) / отв. ред.: Р.З. Фаттахова; под общ. ред. В.И. Лутовинова. – Екатеринбург, 2017. – 398 с.
  2. Бахтин Ю.К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности / Ю.К. Бахтин // Молодой ученый. – 2014. – № 10. – С. 349-352.
  3. Гревцева Г.Я., Ипполитова Н.В. Воспитание гражданственности и патриотизма молодежи: исторический аспект // Г.Я. Гравцева, Н.В. Ипполитова / Вестник ЮУрГГПУ. 2015. № 6.

Поделиться

45

Курлов А. И. Коммуникативная компетентность учителя ОБЗР: эффективное взаимодействие с обучающимися, родителями и представителями силовых структур // Интеграция технологий и общества: мультидисциплинарные решения для устойчивого развития : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 августа 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/12760-kommunikativnaya-kompetentnost-uchitelya-obzr-effektivnoe-vzaimodejstvie-s-obuchayushimisya-roditelyami-i-predstavitelyami-silovyh-struktur

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#32 (267)

Прием материалов

9 августа - 15 августа

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

20 августа

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

3 сентября