Залогом успешной профессиональной деятельности современного специалиста является его компетентность. Поэтому модернизация профессионального образования направлена на создание условий, способствующих максимальному развитию личности.
Коммуникативная компетенция и критерии её сформированности.
Критерии:
- Стремление понять другого человека в контексте требований конкретной ситуации;
- Умение чётко и убедительно излагать свои мысли;
- Стремление создавать атмосферу сотрудничества:
- Готовность проявлять гибкость в общении;
- Умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях;
- Способность создать благоприятный климат в коллективе.
Коммуникативная компетенция проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Коммуникативная грамотность и компоненты речевой ситуации:
- Собеседники, их социальные роли;
- Обстановка (официальная или непринужденного общения);
- Цель коммуникации.
Рис.
Существуют различные определения, раскрывающие сущность этих понятий.
Компетенция определяется как круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; как круг чьих-нибудь полномочий.
Компетенция рассматривается как круг полномочий какой-либо организации или должностного лица; круг вопросов, в которых данное лицо наделено познаниями, опытом.
Компетентность – способность данного лица производить определенный вид работы, наличие достаточного запаса знаний для вынесения обоснованного суждения по какому-либо вопросу.
Компетентность – обладание компетенцией; обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо.
Таким образом, мы видим, что в понятии «компетенция» основным является круг вопросов, а в понятии «компетентность» – способность решать эти вопросы.
Коммуникативная компетентность имеет определенную структуру:
- коммуникативная способность;
- коммуникативные умения;
- коммуникативные знания, которые должны быть адекватными коммуникативным задачам и достаточными для их решения.
Коммуникативные умения являются одним из основных компонентов педагогического мастерства учителя (Н. В. Кузьмина, О. А. Абдуллина), однако их трактовка, по мнению И. И. Рыдановой, ограниченная социально-психологическими рамками, лишена необходимой многосторонности.
Коммуникативные знания – это знания о том, что такое общение, его сущность, каковы его виды, фазы, закономерности развития, какие методы и формы используются и каково их назначение, возможности, какие действия они оказывают. Кроме того, к этой области относятся знания о степени развития своих коммуникативных умений и навыков.
Для более успешного освоения культурных навыков общения используют такое понятие, как формулы речевого этикета.
Функциональные разновидности речи:
- Разговорная речь;
- Научный и научно-популярный стиль;
- Публицистический стиль;
- Язык художественной литературы;
- Официально-деловой стиль.
Культура речи – это такой выбор и организация языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.
Качество хорошей речи:
- Правильность;
- Чистота;
- Точность;
- Ясность;
- Краткость;
- Полнота;
- Логичность;
- Уместность;
- Богатство;
- Выразительность.
Воздействие учителя в процессе многостороннего педагогического общения характеризуется как сложная система отношений, так как сфера его общения представлена широким спектром участников, детей и взрослых. От его коммуникативной компетентности в общении зависит легкость, результативность установления контактов с другими людьми, эффективность общения с точки зрения решения различного рода проблем. Умение следить за реакцией собеседника, самому адекватно реагировать на нее, получать удовольствие от общения, умение воспринимать и интерпретировать реакцию участников общения, анализируя поступающие зрительные и слуховые сигналы по каналу обратной связи, оцениваются как признак «хорошего коммуникатора».
Обладая определенным уровнем коммуникативной компетентности, учитель вступает в общение, имея определенный уровень самоуважения и самосознания. Он становится персонифицированным субъектом общения. Это означает не только искусство его адаптации к ситуации и свободу действий, но и умение организовывать личностно коммуникативное пространство и выбирать индивидуальную коммуникативную дистанцию. Персонификация общения проявляется также и на акциональном уровне – и как овладение кодом ситуативного общения, и как ощущение допустимого в импровизациях, уместность конкретных средств общения.
По мнению В. А. Болотова, В. В. Серикова, показателями коммуникативной компетентности учителя являются следующие:
- культура вербальной и невербальной экспрессии;
- экспрессия – выражение чувств, переживаний, выразительности;
- культура равнопартнерского диалога;
- знание психологических закономерностей развития межличностных отношений и технологии их целенаправленного формирования;
- творческий подход к системе педагогически целесообразных взаимоотношений;
- конструктивное решение конфликтов и противоречий;
- знание психологии общения.
Я считаю формирование коммуникативной компетентности требует не только повышения эффективности и качества существующих форм и методов работы, но и специальных комплексных целенаправленных педагогических программ.
Роль учителя ОБЗР в образовательном процессе.
Учитель ОБЗР – это не только преподаватель, но и наставник, который помогает детям понять значимость личной безопасности. Его задача – научить школьников не бояться чрезвычайных ситуаций, а грамотно и быстро на них реагировать.
Функции общения:
- Информационная;
- Воспитательная;
- Социальная.
Что делать педагогам, взаимодействующим с современными родителями и подростками?
- Укреплять свой психологический иммунитет;
- Повышать свою коммуникативную компетентность;
- Сотрудничать с родителями;
- Своевременно искать и принимать помощь специалистов;
- Помнить, что мы живем в 21 веке.
Коммуникативная компетентность педагога не допустит:
- Обсуждение личности ребенка, а не его конкретного поступка;
- Обсуждение проблемы ребенка при других родителях;
- Привлечение других родителей к публичному осуждению родителей и ребенка;
- Высказывание своих предположения (или убеждений) относительно семьи и отношений в ней;
- Разговор с родителями, как со школьниками;
- Втягивание в обсуждение других тем, проблем, происшествий.
Педагог должен уметь локализовать конфликт, если он хочет решить проблему.
Коммуникативная компетентность педагога:
- Универсальные навыки;
- Помните, что говорить можно только если вас хотят услышать;
- Вначале – достичь компромисса;
- Затем организовать сотрудничество;
- Избегать провокаций, быть профессионалом коммуникаций, быть лидером перемирия.
Учитель также активно участвует в формировании патриотической позиции учеников, организуя уроки, посвященные истории героизма и защиты Родины.
Современные уроки ОБЗР включают использование интерактивных технологий, таких как:
- Электронные симуляторы. Тренировки на виртуальных полигонах позволяют детям отрабатывать действия в различных сценариях, не подвергаясь реальной опасности;
- Видеоуроки. Наглядные материалы помогают лучше усваивать теоретическую часть;
- Практические мастер-классы. Ученики учатся использовать оборудование, применяя его на практике.
В будущем и настоящем коммуникативная компетентность – это важнейшая и необходимая компетентность педагогов современной школы и условие обеспечения безопасности образовательной среды.