Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, в том числе развитие эстетического вкуса, композиционных навыков и гармонии при восприятии мира. Об этом говорится в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [12]. Особая роль в развитии композиционных навыков у детей младшего школьного возраста принадлежит искусству.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее – ФГОС НОО) выделена предметная область «Искусство», которая включает такой курс как «Изобразительное искусство». Одним из планируемых результатов обучения является овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании) [11]. В процессе изобразительной деятельности формируются композиционные навыки.
По мнению Т. С. Комаровой [4, с. 12-15], изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности.
Благодаря развитию композиционных навыков ребёнок начинает отчетливее видеть разницу между прекрасным и безобразным в жизни и в искусстве, понимать гармонию окружающего мира. Развитие композиционных навыков способствует повышению уровня мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения), развиваются умственные способности, формируется умение планировать свою деятельность, установление причинно-следственных связей. Всё это содействует полноценному развитию личности ребенка.
В работах М. В. Алпатова можно увидеть, что глубокое и всестороннее познание законов композиции возможно лишь при участии мышления, которое является высшим познавательным процессом [1].
В переводе с латинского compositi (композиция) трактуется как сложение, составление, соединение частей, приведение этих частей в порядок. Анализ литературы исследования показал, что композиция отражается практически во всех видах искусства: в живописи, скульптуре, архитектуре, графике, музыке, литературе, а также в кино и театре. Но в каждом из них имеются свои особенности.
В широком смысле слова «композиция» рассматривается как «структура, взаимосвязь важнейших элементов художественного произведения, от которой зависит весь его смысл и строй. Как правило, композиция строится на соподчинении с главным сюжетно-тематическим центром всех менее значительных композиционных элементов». В узком смысле слова, «композицию» как структуру рассматривали К. Ф. Юон и Н. Н. Волков. К.Ф. Юон считал, что композиция – это своеобразная конструкция, распределяющаяся частями на плоскости, и структура, которую образуют также плоскостные факторы. Н. Н. Волков определил композицию так: «композиция произведения искусства есть замкнутая структура с фиксированными элементами, связанная единством смысла» [3].
У композиции есть свои законы, складывающиеся в процессе художественной практики и развития теории. Р. В. Паранюшкин [9] называет эти законы признаками, выделяя следующие: целостность; подчинённость второстепенного главному, то есть наличие доминанты; уравновешенность.
Композиция в изобразительной деятельности связана с необходимостью передавать основной замысел, идею произведения и художественный образ. Важную роль в процессе рисования играет выражение связного содержания, приобретение навыка так расположить изображение, чтобы понятнее и красивее выразить задуманное, показать связь между действующими лицами.
Для оценивания развитости композиционных навыков необходимо использовать выделенные критерии и показатели Л. А. Батаевой [2, с. 124-126]:
Таблица
Критерии и показатели развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста по Л. А. Батаевой
Критерии | Показатели |
Целостное визуальное восприятие объекта в окружающей среде | Способность визуально воспринимать и фиксировать в изображении характер формы реальных объектов окружающего мира силуэтом – пятном определенной геометрической формы, т. е. способность обучающегося абстрагироваться – умение опознавать геометрические формы, в которые можно мысленно вписать объект натуры или изображение. Умение изображать симметричные формы характеризуется умением удерживать в поле зрения все изображение, цельно видеть предмет, правую и левую половину изображения одновременно для соотнесения и согласования между собой вновь возникающего изображения с изображением, уже имеющимся. |
Целостное восприятие группы предметов в произведениях искусства | Способность обучающихся целостно воспринимать и оценивать всю изображаемую группу предметов как единое целое с целью определения обобщенной геометрической формы, в которую возможно вписать эту группу. |
Композиционное мышление | Умение выделять композиционный центр (доминанту), способны решать различные творческие задачи, используя основные правила композиции, самостоятельно целостно воспринимать объекты и явления окружающего мира и воплощать свой художественный замысел в творческой композиции. |
Младший школьный возраст является благоприятным периодом развития композиционных навыков. Он в возрастной периодизации Д. Б. Эльконина охватывает период от 6-7 до 9-10 лет. Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Основной, ведущей деятельностью становится учение, важнейшей обязанностью –учиться, приобретать умения и навыки. Дети демонстрируют разные уровни сформированности умений и навыков, исходя из индивидуальных особенностей развития познавательных процессов, которые в начальной школе начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными. От этого зависит уровень сформированности композиционных навыков. В период обучения в начальной школе ребёнок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением, соответственно и совершенствует композиционные навыки.
В исследованиях Е. И. Игнатьева, В. С. Кузина, Е. В. Шорохова доказано, что развитие композиционных навыков, в первую очередь, связано с развитием композиционного мышления. По мнению О. Н. Чигинцевой [13], композиционное мышление – это вид наглядно-образного мышления, вначале связанный с поиском различных путей организации фиксированных элементов пространства – линий, цветовых пятен, объединённых общим чувством и смыслом, – а затем с выбором лучшего варианта, в котором состав и расположение частей целого приобретает характер композиционных закономерностей.
Продуктом композиционного мышления является изображение, соответствующее воплощаемому замыслу. Работая над композицией, дети должны сочинить художественное произведение, составить его части во взаимосвязи друг с другом, то есть ребёнок должен получить практику преобразования конструкции в композицию для создания целостного произведения. В. С. Кузин [5] отмечает, что мышление помогает познать общее в предметах и явлениях, закономерные существенные связи между ними, которые необходимы при расстановке фигур, многоплановости в композиции. В этот период происходит развитие основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выделения следствия и причин. В результате чего младший школьник уже способен оперировать относительно сложными понятиями, мыслить в отрыве от конкретных предметов, то есть владеть композиционными навыками: выделять сюжетно-композиционный центр, применять линию горизонта.
Д. Н. Узнадзе [2, с. 124-126] подчеркивал особую роль восприятия и представлений в детском рисовании. По его мнению, «ребенок не присматривается к оригиналу и рисует без натуры». Одной из особенностей восприятия является целостность, которая совершенствуется на протяжении младшего школьного возраста.
В младшем школьном возрасте восприятие превращается в целенаправленный управляемый процесс, становится расчленённым, характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте [14, с. 286-289]. Немаловажную роль играет развитие двигательной памяти младшего школьника. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений навыков. Совершенствование ручных движений человека, то есть мелкой и крупной моторики, способствует развитию композиционного навыка [8].
На общеобразовательное и воспитательное значение изобразительной деятельности указывали Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо и И. Г. Песталоцци. Рисунки являются продуктом мышления, то их содержание следует рассматривать в связи с особенностями мыслительных образов, свойственных ребёнку.
На каждом этапе важно учитывать законы композиции (целостность, подчинённость второстепенного главному, уравновешенность), которые способствуют развитию композиционных навыков.
Не только в произведениях искусства, но и в самых разных видах деятельности рисунок играет важную роль. Способствует развитию умения определять цель своей работы, выявлять этапы работы, находить соответствующие средства и инструментарий, осуществлять поэтапный контроль своих действий, уметь адекватно поставленной цели оценивать результат своей деятельности [7]. Благодаря рисунку мысль, наблюдение фиксируется на бумаге. Рисунок выявляет отношение обучающихся к изображаемому.
Ж.-Ж. Руссо [10] говорил, что рисование развивает «верный глаз» и «гибкую руку», соответственно восприятие и мелкую моторику.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что период младшего школьного возраста даёт прекрасные возможности для развития композиционных навыков в изобразительной деятельности. Для этого необходимо создавать специальные условия. Проанализировав труды Э. В. Ильенкова, В. В. Давыдова, Л. С. Выготского, А. Мелик-Пашаева, можно выделить следующие условия развития композиционных навыков в изобразительной деятельности: учёт физического и индивидуального развития детей; ориентацию на зону ближайшего и актуального развития детей; создание психологически комфортной атмосферы на занятиях; структурирование занятий в логике от общего к частному; в ходе занятий выделение генетически исходного понятия «композиция»; организацию «учебного сотрудничества»; создание ситуаций «открытого незнания»; моделирование детьми композиционных схем на занятиях.
Таким образом, развитие композиционных навыков является базовым умением в рисунке, так как закладываются основы элементарной грамотности восприятия произведений искусства и целостное восприятие мира [15].