Главная
АИ #31 (266)
Статьи журнала АИ #31 (266)
Формирование ценностно-смысловой сферы личности через изучение вопросов гражданс...

Формирование ценностно-смысловой сферы личности через изучение вопросов гражданской обороны и защиты Родины

Рубрика

Военное дело

Ключевые слова

классный руководитель
кибербезопасность
информационная безопасность
ОБЖ
ОБЗР
патриотическое воспитание
экстремизм
школьное образование
безопасность учащихся
гражданская ответственность

Аннотация статьи

В статье рассматриваются актуальные изменения в деятельности классного руководителя в условиях цифровизации и усложняющихся реалий современного мира. Особое внимание уделено формированию у школьников навыков кибербезопасности и внедрению в образовательный процесс нового учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР), который пришёл на смену ОБЖ. Раскрывается необходимость воспитания у молодежи гражданской ответственности, патриотизма и готовности к действиям в условиях различных угроз – от информационных до военных.

Текст статьи

В последние годы работа классного руководителя усложняется необходимостью адаптации к изменяющимся реалиям современного мира. Современные вызовы и угрозы, с которыми сталкиваются наши общества, требуют от нас не только актуализации знаний и умений учащихся, но и развития новых компетенций, которые помогут им успешно справляться с вызовами современного мира. Сегодняшнее поколение учащихся сталкивается с уникальными вызовами, которые часто выходят за пределы традиционного образования. Глобальная проблема – кибербезопасность, требует от нас новых подходов к обучению и воспитанию молодежи. Кибербезопасность важна для школьников, так как они активно взаимодействует с цифровым пространством через учебные платформы, социальные сети, мессенджеры и игры. Важно научить детей основам кибербезопасности, чтобы они могли защитить свои данные и личную информацию, а также сформировать навыки безопасного поведения в интернете. Это включает правила поведения, использование технических средств и беседы с детьми о кибербезопасности.

Правила поведения:

  • Создание надёжных паролей – они должны включать комбинации букв, цифр и символов, не быть слишком простыми (например, не стоит использовать дату рождения или имя).
  • Безопасное использование социальных сетей – объяснить, какие типы информации не стоит публиковать (место жительства, номер телефона, личные фотографии).
  • Не скачивать подозрительные файлы – избегать установки приложений из неофициальных источников, чтобы избежать заражения устройства вредоносным ПО.
  • Осторожное обращение с сообщениями от незнакомцев – объяснить, что нельзя открывать сообщения и ссылки от незнакомцев, особенно если это предложение об участии в розыгрыше или акции.
  • Настройка двухфакторной аутентификации – это дополнительный уровень защиты, который помогает предотвратить несанкционированный доступ.

Российская образовательная система вынуждена пересматривать свои приоритеты и переорганизовывать учебные планы, чтобы обеспечить учащимся необходимые знания и навыки для успешной адаптации к изменяющимся условиях вязанных с безопасностью школьников в школе, дома, на улице. Одним из ключевых шагов в этом направлении стало внедрение нового предмета «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР) в школьную программу. Формирование у школьников гражданственности и патриотизма через учебный предмет «Основы безопасности и защиты Родины» является важнейшей задачей современного образования. В условиях информационной открытости, когда дети и подростки подвергаются влиянию различных культурных и идеологических течений, становится особенно актуальным воспитание у них чувства принадлежности к своей стране, а также готовности защищать свои национальные интересы.

Основы безопасности и защиты Родины (ОБЗР) – это новый предмет, который был внедрен в школьную программу в рамках обновления образовательных стандартов. Этот предмет пришел на смену Основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), и внес значительные изменения в содержание обучения молодежи.

Задачи новой дисциплины направлены на обучение учащихся основам безопасности как на личном, так и на общественном уровне. Он призван формировать у школьников понимание важности соблюдения правил защищённости в повседневной жизни, а также готовить их к действиям в экстремальных ситуациях.

Изучение основ безопасности помогает учащимся осознать важность защиты своего дома, семьи и страны, формирует у них понимание того, что гражданская ответственность начинается с личной готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях. Это означает, что дисциплина направлена на обучение учащихся основам безопасности как в повседневной жизни, так и в контексте защиты Родины – Российской Федерации. Урок ОБЗР представляет собой подробное изучение вопросов безопасности как на личном, так и на общественном уровне, а также основ защиты Родины. Он включает в себя знания и навыки, необходимые для защиты себя, своих близких и своей страны от различных угроз. Учитывая изменения в современном мире включая кибербезопасность, терроризм и экстремизм, такое обновление предмета является очередным шагом в развитии образования.

Основы безопасности и защиты Родины – это обновленный курс, который заменил собой Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Этот шаг был предпринят в рамках пересмотра образовательных стандартов и в ответ на современные вызовы и угрозы, с которыми сталкиваются наши школьники.

Главной задачей ОБЗР является подготовка молодежи к защите Родины. На уроках ученики также изучают основы военной подготовки, включая тактику, строевую подготовку, правила обращения с оружием и оказание первой помощи в условиях боевых действий, защищённости в быту, на транспорте, в общественных местах, в природной среде и в информационном пространстве. ОБЗР не только обучает учащихся, но и формирует у них гражданскую позицию, готовность защищать свою Родину и противодействовать экстремизму и терроризму. Этот предмет ставит перед школьниками задачу быть готовыми к служению Отечеству и защите его интересов.

Программа ОБЗР включает в себя ряд основных модулей, которые охватывают широкий спектр тематики, необходимой для обучения школьников основам безопасности и защиты.

Вот основные направления изучения:

  • Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства: этот модуль нацелен на формирование у учеников понимания важности личной защищённости и безопасности общества в целом. Ученики узнают о различных аспектах безопасного развития себя, своей семьи и страны.
  • Основы военной подготовки: важной частью программы является подготовка школьников к возможности защиты Отечества. В этом модуле учащиеся узнают основы строевой подготовки, тактической подготовки, а также правила безопасного обращения с оружием и медицинской помощи на поле боя.
  • Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе: этот модуль охватывает важные аспекты надёжности в повседневной жизни: от основных пожарных правил до техник поведения на улице и в общественных местах.
  • Безопасность в быту: здесь школьники изучат основные правила защищённого поведения дома, в школе, а также в различных бытовых ситуациях, таких как природные катаклизмы или несчастные случаи.
  • Безопасность на транспорте: модуль о транспортной жизнедеятельности предназначен для формирования у школьников навыков поведения во время передвижения на транспорте, будь то общественный или личный. Защищённость в общественных местах: Этот раздел курса научит учеников правилам предохранения жизни в толпе, на мероприятиях, в общественных заведениях и других публичных местах.
  • Безопасность в природной среде
  • Основы медицинских знаний
  • Безопасность в социуме:
  • Безопасность в информационном пространстве:
  • Основы противодействия экстремизму и терроризму

В заключении можно сказать, что программа ОБЗР представляет собой комплексный подход к обучению защищённости, включающий в себя как практические навыки, так и теоретические знания, необходимые для жизни в современном мире. Она призвана подготовить учеников к различным ситуациям, с которыми они могут столкнуться как в повседневной жизни, так и в случае экстренных ситуаций или угроз безопасности.

Список литературы

  1. Актуальные проблемы патриотического воспитания детей и молодежи: опыт, проблемы, направления развития: материалы регион. науч.-практ. конф. с межрегион. участием (г. Нижневартовск, 28 апр. 2017 г.) / отв. ред.: Р.З. Фаттахова; под общ. ред. В.И. Лутовинова. – Екатеринбург, 2017. – 398 с.
  2. Бахтин Ю.К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности / Ю.К. Бахтин // Молодой ученый. – 2014. – № 10. – С. 349-352.
  3. Гревцева Г.Я., Ипполитова Н.В. Воспитание гражданственности и патриотизма молодежи: исторический аспект // Г.Я. Гравцева, Н.В. Ипполитова / Вестник ЮУрГГПУ. 2015. № 6.

Поделиться

33

Курлов А. И., Бердник Е. Н. Формирование ценностно-смысловой сферы личности через изучение вопросов гражданской обороны и защиты Родины // Актуальные исследования. 2025. №31 (266). URL: https://apni.ru/article/12772-formirovanie-cennostno-smyslovoj-sfery-lichnosti-cherez-izuchenie-voprosov-grazhdanskoj-oborony-i-zashity-rodiny

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Военное дело»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#31 (266)

Прием материалов

2 августа - 8 августа

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

13 августа

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

27 августа