Сегодня согласно ФГОС ДО на первый план выходит развитие у детей дошкольного возраста любознательности и активности, самостоятельности и инициативности.
В решении этих задач нам, педагогам, становится эффективным помощником технология проектирования.
Название проекта: «Звук и музыка». Участники проекта: дети старшей группы.
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: средней продолжительности (2 недели).
Задачи проекта:
Развивающие:
- Развивать интерес к восприятию музыкальных произведений искусства.
- Формировать умение самостоятельно планировать и осуществлять поисково-исследовательскую деятельность.
- Развивать самостоятельную творческую деятельность.
Обучающие:
- Знакомить со свойствами звука.
- Знакомить со строением человеческого органа – ухо.
- Знакомить с разнообразием музыкальных инструментов.
Воспитывающие:
- Воспитывать партнерские взаимоотношения, стимулировать умение сотрудничать, договариваться.
- Воспитывать желание заботиться о младших.
Содержание проекта
Таблица 1
Задания для совместной деятельности
Задание |
Способ предъявления задания |
Способ презентации результатов задания |
---|---|---|
Давайте посмотрим, как устроено наше ухо |
Словесные – рассказ, беседа, чтение художественной литературы. Наглядные – рассматривание энциклопедий, просмотр презентаций |
Участие в беседе, обмен впечатлениями от прослушанных художественных произведений, рассказы детей |
Давайте узнаем, что такое звук и какие у него свойства |
Постановка проблемных задач о свойствах воздуха, экспериментирование, исследование |
Результаты экспериментирования, выводы детей |
Решение проблемных задач (связь – ухо, звук (громкий, тихий), музыка) |
Постановка проблемных задача, познавательно-поисковая деятельность |
Высказывания детей |
Давайте узнаем, какие музыкальные инструменты существуют |
Предложение рассмотреть иллюстрации, энциклопедии, презентацию, послушать аудиозаписи звучания разных музыкальных инструментов, нарисовать их |
Высказывания, рассказы, рисунки детей |
Послушаете музыкальные произведения |
Приглашение к прослушиванию музыкальной шкатулки. Прослушивание аудиозаписи музыкальных произведений |
Высказывания детей |
Нарисуете рисунки по теме прослушанных музыкальных произведений |
Предложить отразить в рисунке впечатления от прослушанных произведений |
Рисунки детей |
Давайте сделаем музыкальные инструменты для малышей |
Игровая ситуация «У малышей сломались музыкальные инструменты». Демонстрация заготовок, подручного материала для изготовления музыкальных инструментов, алгоритма деятельности |
Поделки детей |
Материалы и оборудование
Письмо от детей младшей группы, детские энциклопедии, плакаты, презентации «Мое тело», «Музыкальные инструменты»,
Таблица 2
Конструктор совместной деятельности педагога и детей
Этап |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
---|---|---|
Мотивационно-целевой |
1. Формирует суть предстоящего мероприятий в детском саду, коротко описывает организацию мероприятия в детском саду: «К нам в группу от малышей пришло письмо, у них сломались музыкальные инструменты, просят нас помочь. Давайте сделаем их и подарим малышам». 2. Фиксирует внимание на осмыслении данного мероприятия: «Как вы думаете, сможем это сделать? Хватает нам знаний, умений? Что необходимо сделать?» 3. Мотивирует детей на осуществление деятельности: «Что-то мы знаем, но этого недостаточно. Что будем делать?». 4. Определяет цель деятельности: «Предлагаю в группе создать исследовательскую лабораторию». |
Осознают суть данного мероприятия. Присваивают суть данного мероприятия, оценивают свои знания, умения. Решают проблемную ситуацию. Определяют, какие области знаний необходимо охватить. |
Содержательно-деятельностный |
Организует детей для работы: нахождение и усваивание познавательной информации; восприятие художественного слова. Экспериментальная деятельность. Решение проблемных задач. Восприятие музыкальных произведений. Изобразительная деятельность. Художественно-продуктивная деятельность. |
Участие в беседе, слушание познавательных рассказов, художественной литературы, просмотр наглядной информации. Проведение экспериментов. Решение проблемных задач. Рисование. Изготовление музыкальных инструментов. |
Оценочно-рефлексивный |
Побуждает детей к итогу проделанной работы: «Молодцы, ребята. Вы очень много узнали нового, хорошо потрудились и помогли малышам». Организует процесс передачи изготовленных музыкальных инструментов детям младшей группы. |
Оценивают свою работу. Встречаются с детьми младшей группы и дарят им поделки. |
Проблемные задачи.
1. «Почему всё звучит?»
Цель: подвести к пониманию причин возникновения звука, колебания предметов.
2. «Как распространяется звук?»
Цель: подвести к пониманию как распространяются звуковые волны.
3. «Где живет эхо?»
Цель: подвести к пониманию возникновения эха.
4. «Как сделать звук громким?»
Цель: выявить причины усиления звука.