Главная
Конференции
Современная наука: диалог естественно-научной и социально-гуманитарной субкультур
Использование технологии проектирования в познавательном развитии дошкольников

Использование технологии проектирования в познавательном развитии дошкольников

Автор(-ы):

Колесникова Светлана Петровна

Олейникова Лариса Витальевна

Шевченко Татьяна Борисовна

Махонина Валерия Геннадьевна

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

любознательность
активность
самостоятельность
проект
экспериментирование
совместная деятельность
проблемные задачи

Аннотация статьи

В статье представлен опыт использования технологии проектирования с дошкольниками, а именно конспект проекта в старшей группе дошкольного образовательного учреждения, в основе которого лежит поисково-исследовательская деятельность.

Текст статьи

Сегодня согласно ФГОС ДО на первый план выходит развитие у детей дошкольного возраста любознательности и активности, самостоятельности и инициативности.

В решении этих задач нам, педагогам, становится эффективным помощником технология проектирования.

Название проекта: «Звук и музыка». Участники проекта: дети старшей группы.

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: средней продолжительности (2 недели).

Задачи проекта:

Развивающие:

  1. Развивать интерес к восприятию музыкальных произведений искусства.
  2. Формировать умение самостоятельно планировать и осуществлять поисково-исследовательскую деятельность.
  3. Развивать самостоятельную творческую деятельность.

Обучающие:

  1. Знакомить со свойствами звука.
  2. Знакомить со строением человеческого органа – ухо.
  3. Знакомить с разнообразием музыкальных инструментов.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать партнерские взаимоотношения, стимулировать умение сотрудничать, договариваться.
  2. Воспитывать желание заботиться о младших.

Содержание проекта

Таблица 1

Задания для совместной деятельности

Задание
(действие и его содержание)

Способ предъявления задания

Способ презентации результатов задания

Давайте посмотрим, как устроено наше ухо

Словесные – рассказ, беседа, чтение художественной литературы.

Наглядные – рассматривание энциклопедий, просмотр презентаций

Участие в беседе, обмен впечатлениями от прослушанных художественных произведений, рассказы детей

Давайте узнаем, что такое звук и какие у него свойства

Постановка проблемных задач о свойствах воздуха, экспериментирование, исследование

Результаты экспериментирования, выводы детей

Решение проблемных задач (связь – ухо, звук (громкий, тихий), музыка)

Постановка проблемных задача, познавательно-поисковая деятельность

Высказывания детей

Давайте узнаем, какие музыкальные инструменты существуют

Предложение рассмотреть иллюстрации, энциклопедии, презентацию, послушать аудиозаписи звучания разных музыкальных инструментов, нарисовать их

Высказывания, рассказы, рисунки детей

Послушаете музыкальные произведения

Приглашение к прослушиванию музыкальной шкатулки. Прослушивание аудиозаписи музыкальных произведений

Высказывания детей

Нарисуете рисунки по теме прослушанных музыкальных произведений

Предложить отразить в рисунке впечатления от прослушанных произведений

Рисунки детей

Давайте сделаем музыкальные инструменты для малышей

Игровая ситуация «У малышей сломались музыкальные инструменты».

Демонстрация заготовок, подручного материала для изготовления музыкальных инструментов, алгоритма деятельности

Поделки детей

Материалы и оборудование

Письмо от детей младшей группы, детские энциклопедии, плакаты, презентации «Мое тело», «Музыкальные инструменты»,

Таблица 2

Конструктор совместной деятельности педагога и детей

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационно-целевой

1. Формирует суть предстоящего мероприятий в детском саду, коротко описывает организацию мероприятия в детском саду: «К нам в группу от малышей пришло письмо, у них сломались музыкальные инструменты, просят нас помочь. Давайте сделаем их и подарим малышам».

2. Фиксирует внимание на осмыслении данного мероприятия: «Как вы думаете, сможем это сделать? Хватает нам знаний, умений? Что необходимо сделать?»

3. Мотивирует детей на осуществление деятельности: «Что-то мы знаем, но этого недостаточно. Что будем делать?».

4. Определяет цель деятельности: «Предлагаю в группе создать исследовательскую лабораторию».

Осознают суть данного мероприятия.

Присваивают суть данного мероприятия, оценивают свои знания, умения.

Решают проблемную ситуацию.

Определяют, какие области знаний необходимо охватить.

Содержательно-деятельностный

Организует детей для работы: нахождение и усваивание познавательной информации; восприятие художественного слова. Экспериментальная деятельность. Решение проблемных задач.

Восприятие музыкальных произведений. Изобразительная деятельность. Художественно-продуктивная деятельность.

Участие в беседе, слушание познавательных рассказов, художественной литературы, просмотр наглядной информации. Проведение экспериментов.

Решение проблемных задач.

Рисование. Изготовление музыкальных инструментов.

Оценочно-рефлексивный

Побуждает детей к итогу проделанной работы: «Молодцы, ребята. Вы очень много узнали нового, хорошо потрудились и помогли малышам».

Организует процесс передачи изготовленных музыкальных инструментов детям младшей группы.

Оценивают свою работу. Встречаются с детьми младшей группы и дарят им поделки.

Проблемные задачи.

1. «Почему всё звучит?»

Цель: подвести к пониманию причин возникновения звука, колебания предметов.

2. «Как распространяется звук?»

Цель: подвести к пониманию как распространяются звуковые волны.

3. «Где живет эхо?»

Цель: подвести к пониманию возникновения эха.

4. «Как сделать звук громким?»

Цель: выявить причины усиления звука.

Список литературы

  1. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозайка-Синтез, 2008. – 112 с.
  2. Евдокимова Е.С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. – 2003. – No3.
  3. Анфисова С.А. Проект / С.А. Анфисова, М.В. Бабаева, С.В. Кузнецова. – Ульяновск, 2015. – 11 с.
  4. Щетинина В.В. Поисковая лаборатория / В.В. Щетинина, Т.И. Бартошевич, Н.П. Рахманова. – Ульяновск, 2015. – 63 с.

Поделиться

2344

Колесникова С. П., Олейникова Л. В., Шевченко Т. Б., Махонина В. Г. Использование технологии проектирования в познавательном развитии дошкольников // Современная наука: диалог естественно-научной и социально-гуманитарной субкультур : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 окт. 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. URL: https://apni.ru/article/1279-ispolzovanie-tekhnologii-proektirovaniya

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая