Общество – это динамическая структура, которая никогда не стоит на месте. С развитием жизни, культуры, усложняются и становятся более разнообразными и сложными взаимоотношения между людьми, а соответственно, требуется надлежащее совершенствование юридических норм.
Знание законов, а тем более умение применять их на практике, для большинства населения, которое не обладает профессиональными знаниями и подготовкой, становится затруднительным. Ввиду чего возникла необходимость в помощи человека, который хорошо знает нормы материального и процессуального права, т.е. особого «класса» лиц, профессионально занимающимся изучение отраслей права, обладающим способностью правозаступничества [11].
В истории Древнего Рима долгое время стороны не имели права возлагать защиту своих интересов на третьих лиц, граждане обязаны были выступать на процессе лично [3, с. 76] Спустя некоторое время, сделали исключение в силу пола, возраста, состояния здоровья, недееспособности и иных причин [9, с. 78].
Развитие института судебного (процессуального) представительства в России происходило под влиянием особенностей государства и общества, таких как: этносоциальные, политические, экономические, культурные и т.д. Главной, и основной, предпосылкой к становлению института адвокатуры в России многие ученые-цивилисты относят Судебную реформу 1864 г.
В истории отечественного государства и права становление и развитие института процессуального представительства можно условно разделить на четыре основных этапа:
1. Первый этап – адвокатура в период до 1864 г.
2. Второй этап – адвокатура с момента Судебной реформы и до 1917 г.
3. Третий этап – адвокатура с 1917 по 1991 гг. (советский период).
4. И, наконец, современная адвокатура.
Первый прообраз судебного представителя в письменной форме можно увидеть в законодательных актах XV века, а именно в Новгородской и Псковской судной грамотах.
Однако, произведя исторический анализ, можно сделать вывод о том, что в древней Руси, при самодержавии, государство и власть негативно относилось к созданию независимых и профессиональных объединений адвокатов.
Стешко Л.А. писал, что: «Все цари от Петра Первого до Николая Второго были настроены против создания в России адвокатской корпорации западного образца» [10, с. 16].
Екатерина II говорила, что русский законы написаны понятным языком для любого человека, даже для самого «посредственного ума», зачем же тогда нужны судебные представители? А Николай II и вовсе считал адвокатов врагами государства, отмечая: «Кто, кто погубил Францию, как не адвокаты? Кто были Мирабо, Марат, Робеспьер?! Нет. Пока я буду царствовать, России не нужны адвокаты, без них проживем!» [5].
Пренебрежительное отношение также можно проследить, например, в Псковской грамоте, согласно которой: «Лицо, нанятое стороной для участия в поединке, называлось наймитом» [12]. В то время как наймитами назывались разорившиеся крестьяне, беглые холопы и иные лица, находившиеся в непосредственной зависимости от нанимателя [2].
Согласно Псковской судной грамоте, правом воспользоваться наймитом могли только монахи, женщины, дети, священнослужители, старики и увечные. А вот в Новгородской судной грамоте правом воспользоваться процессуальным представителем обладал любой человек, без исключения.
Согласно Судебнику 1497 года стороны (истец или ответчик) имели право не являться в суд, пригласив вместо себя специального человека, поверенного [13]. В случае наступления определенных обстоятельств, указанный выше круг лиц, имели право поручить ведение дел в суде своему процессуальному представителю. Представлять интересы могли родственники, соседи и наймиты. Однако у наймитов были ограниченные права, поскольку они были лишены возможности воспользоваться правом «очистить себя присягой», которым обладал истец при недостатке доказательств. «А исцем целовати, а наймитами битися» [1, с. 55].
В Соборном уложении 1649 года царя Алексея Михайловича отмечалось, что в случае, если истец или ответчик заболеет и не сможет явиться в суд и присутствовать на судебном процессе, вместо него может явиться лицо, которому сторона доверяет, т.е. судебный представитель [14].
Геваргиз А.А. в своей научной статье писал, что: «По мере развития общества и появления политических, социальных и экономических предпосылок, деятельность по представлению чужих интересов и защите чужих прав, несмотря на отрицательное к ней отношение со стороны властей непременно возникает, и по мере развития общества объективно будет преобразована в правовой институт» [4, с. 208].
Впервые термин «адвокат» появился в Воинских уставах Петра I в наименовании одной из глав «Об адвокатах и полномочных», в которой определялись их задачи и полномочия. С 1716 года и до 1864 года (Судебной реформы) предпринимались попытки упорядочить и усовершенствовать деятельность процессуальных ходатаев.
Витком развития института судебных представителей стал Указ «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» Екатерины II, учредивший губернских стряпчих. Однако польза данного акта весьма сомнительна, ввиду того, что к стряпчим не предъявлялись какие-либо образовательные требования, отсутствовала регламентация их деятельности. И, фактически, губернским стряпчим мог стать человек ни то, что не имеющий соответствующего юридического, но и должного общего образования [15, с. 76].
И только положение 1832г. «Об учреждении коммерческих судов» отчасти упорядочило деятельность процессуальных представителей в коммерческих судах. В соответствии с данным положением был создан специальный институт присяжных стряпчих. Для того чтобы стать поверенным, необходимо было подать прошение о включение в список присяжных стряпчих при коммерческом суде. Вместе с прошением, желающие стать поверенными по делам между частными лицами, подавали иные документы, которые сочли бы нужными, например, послужной список, аттестаты, какие-либо другие свидетельства о звании. После внесения в списки, поверенные давали присягу.
Однако закон по-прежнему существенно ограничивал права стряпчих, держа их в сильнейшей зависимости от судей. Так, например, стряпчие могли быть исключены из списка без объяснения причин, а также не имели абсолютно никакой государственной поддержки.
Ввиду вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что существование судебного представительства в России до Судебной реформы 1964г., как таковой, не существовало. Фактически существовали лишь поверенные и ходатая, которые были значительно ограниченны в правах и не обладали достаточным профессионализмом и квалификацией.
В период правления Александра II, во второй половине XIX века, происходят значительные изменений российского государства и общества в целом. Такое значимое событие, как отмена крепостного права, послужило отправной точкой для ряда реформ: земской, военной, городской, крестьянской, и, самой главной – судебной реформы, в результате которой и был создан институт судебного представительства.
Актом «Учреждение судебных установлений», утвержденным Александром II, учреждался институт присяжных поверенных, который был создан в качестве особой корпорации при судебных местах (палатах) [16, с. 257]. Несмотря на то, что организация судебных поверенных была подконтрольна суду, она была самоуправляемой. Органом самоуправления выступал совет или собрание поверенных.
Также в данным актом предъявлялись требования к присяжным поверенным: наличие высшего юридического образования и обязательный стаж работы по специальности не менее пяти лет. Кроме того, поверенными не могли быть: граждане, не достигшие возраста 25 лет; иностранные граждане; признанные несостоятельными граждане (банкроты); граждане, состоящие на службе от государства; священнослужители; судимые граждане; лица женского пола.
В «Учреждение присяжных поверенных» отражался порядок вступления в ряды присяжных поверенных. Для того чтобы стать поверенным необходимо подать прошение в орган самоуправления (совет присяжных поверенных или общее собрание), а также документы, подтверждающие наличие юридического образования и содержащие информацию и стаже работы. После рассмотрения прощения выносилось постановление о принятии просителя, либо же об отказе в принятии в ряды присяжных поверенных, о чем выдавалось свидетельство. После принятия в число присяжных поверенных принимаемый кандидат приносил присягу и вносился в специальный список. Стоить отметить, что присяжные поверенные по-прежнему не рассматривались как государственные служащие, а были лицами свободной профессии.
В то время зародилась классификация поверенных, которая нашла отголоски и в современной классификации судебных представителей. Так, например, поверенный по уголовным делам мог приступать к работе по соглашению с подсудимым или же по назначению председателя судебного места. По гражданским делам присяжные поверенные могли выступать на основании доверенности, по назначению председателя судебного места или советом присяжных, по словесным заявлениям в суде от тяжущегося. Гонорар за выполненную работу определялся соглашением сторон между присяжным поверенным и доверителем. Данное соглашение заключалось обязательно в письменной форме.
Однако, присяжные поверенные были ограничены в своих правах. Им запрещалось:
1. Выступать в суде против своих родственников (жены, родителей, детей и т.д.). Данный запрет основывался на нормах нравственности и морали.
2. Одновременно выступать поверенным от обеих сторон, открывших спор. Так же не разрешалась смена доверителей, участвующих в одном деле.
3. Запрещалось разглашать информацию, полученную от доверителя в связи с производством по его делу.
Затем, в XIX-XX веках, были предприняты попытки усовершенствования законодательства, регулирующего деятельность судебного представительства. Однако эти попытки не увенчались успехом.
Декларацией Временного правительства от 03.03.1917 г. было разрешено женщинам участвовать в судебных тяжбах в качестве присяжного поверенного в военных судах, а также были отменены все ограничения (сословные, национальные, вероисповедальные).
Но, несмотря на такую положительную тенденцию в развитии, Октябрьский переворот 1917г. практически уничтожил существовавшую адвокатуру.
Декрет Совнаркома от 24.11.1917г. «О суде» упразднил судебную систему, убрав институт присяжных поверенных, не оставив ей какой-либо замены [6]. Согласно Декрету, защитником в судебном заседании могли выступать любые неопороченные граждане, вне зависимости от пола. Как следствие, требование о наличии специального юридического образование больше не существовало. Данный Декрет послужил огромным шагом назад в развитии института судебных присяжных к дореформенным временам.
В условиях Гражданской войны, охватившей Россию, была принята попытка восстановления адвокатуры. Инструкцией Наркомюста РСФСР от 19.12.1917г. «О Революцiонномъ Трибунале, его составе, делахъ, подлежащиъ его веденiю, налагаемыхъ имъ наказанiяхъ и о порядке веденiя его заседанiй» были созданы коллегии правозаступников при революционном трибунале [8].
Декретом ВЦИК от 07.03.1918г. №2 «О суде» коллегии правозаступников были созданы уже при Советах рабочих, крестьянских и солдатских депутатов [7].
В 60-х годах начинается систематизация советского гражданского законодательства, происходит кодификация материального и процессуального гражданского права. В ГК РСФСР, равно как и в ГПК РСФСР 1964 г. большое количество норм посвящено регламентации института судебного представительства.
24 октября 1991 года была утверждена концепция Судебной реформы РСФСР, а 24 октября 1993 года Всенародным голосованием принята Конституция Российской Федерации.
Нельзя не согласиться с мнением Крючкова М.С., который писал, что с помощью данных актов «… была подготовлена фундаментальная правовая основа для реформы российской базы законодательства и создания национального права в новых как экономических, так политических и социальных условиях. Одним из первых законов значится и ГК Российской Федерации 1996 года, сохранивший и усовершенствовающий институт представительства» [11].