1. Понятие личности в праве
В общем смысле понятие «личность» в праве обозначает юридическое признание индивидуальности и уникальности человека, а также его прав и обязанностей перед обществом и государством. Структура данного понятия включает в себя компоненты, перечисленные ниже.
Во-первых, это гражданские права и обязанности [13, с. 110]. Личность в праве означает признание каждого индивида в качестве субъекта права, обладающего определенными гражданскими правами [7, с. 52] (например, право на собственность, право на частную жизнь, право на справедливый процесс) и несущего возложенные на него в соответствии с законом обязанности, целью которых является обеспечение порядка, безопасности и благосостояния общества. К указанным обязанностям относятся:
- соблюдение законов (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ) [1];
- уплата налогов (ст. 57 Конституции РФ) [1];
- воинская обязанность (ст. 59 Конституции РФ) [1];
- обязательства по содержанию семьи и воспитанию детей (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ) [1] и т. п.
Следующим компонентом правового понимания личности выступают права личности [13, с. 110], включающие в себя право на неприкосновенность личности (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ) [1], право на свободу слова и выражения мнения (ч. 1 ст. 29 Конституции РФ) [1], право на защиту от дискриминации (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ) [1] и нарушения личной жизни (ст. 23 Конституции РФ) [1] и др.
В качестве третьего компонента личности следует выделить «правовое признание» [7, с. 55], связанное с юридическим признанием статуса человека как субъекта права. Данный термин означает, что личность, в юридическом понимании, имеет способность к заключению договоров, участию в судебных процессах и обладанию имуществом [9, с. 41].
Четвертый компонент рассматриваемого явления – это «защита личности», в соответствии с которым правовой субъект – личность обладает правом использования различных механизмов защиты от незаконных действий других лиц или государства. В качестве примеров можно назвать правовые средства для защиты от клеветы (ст. 128.1 УК РФ) [3], нанесения ущерба репутации (ст. 152 ГК РФ) [2], нарушения конфиденциальности (ст. 14 ФЗ-98 «О коммерческой тайне») [4] и прочих аспектов личности.
И, наконец, последний (пятый) компонент, появившийся в эпоху цифровизации, – это право на защиту данных [10, с. 89], связанное, как следует из его названия, с правом на защиту персональных данных. Законы о защите данных регулируют сбор, хранение, использование и раскрытие личной информации, с целью обеспечения приватности и безопасности личности.
В целом, понятие личности в праве отражает уважение к индивидуальным правам и достоинству каждого человека, а также устанавливает рамки для обеспечения их защиты.
2. Дефиниция понятий «личные права» и «личные свободы»
«Личные права» и «личные свободы» – это два тесно связанных, но в то же время различных понятия, используемых в правовой терминологии для описания прав индивидуума.
Попробуем разобрать нюансы, выражающие их отличия друг от друга.
Понятие «Личное право гражданина» описывает набор правовых норм и положений, непосредственно касающихся личных интересов и связанных с правовыми отношениями между гражданином и другими субъектами (государством, частными лицами и т. д.) [5, с. 49].
Личное право гражданина может быть установлено как в конституции государства, так и в других правовых актах, регулирующих отношения в обществе.
«Личная свобода» – это состояние, описывающее свободу и автономию гражданина в его действиях и решениях в рамках правового государства [11, с. 32]. Данное понятие охватывает широкий спектр индивидуальных прав и свобод, таких как свобода передвижения (ст. 27 Конституции РФ) [1], свобода выражения мнения (ст. 29 Конституции РФ) [1], свобода собраний (ст. 31 Конституции РФ) [1] и т. п.
Рассматриваемый принцип является фундаментальным для демократического общества и правового государства, гарантируя гражданину возможность самостоятельно принимать решения и действовать в рамках установленных законом правил и норм.
Таким образом, основное различие между этими двумя понятиями заключается в том, что личное право гражданина относится к конкретным правовым нормам, регулирующим права и обязанности гражданина, в то время как «личная свобода гражданина» описывает общий принцип, обеспечивающий гражданину автономию и свободу в его действиях и выборе.
3. Механизмы защиты личных прав и свобод гражданина
Механизмы защиты личных прав представляют собой комплексные системы, направленные на обеспечение соблюдения и защиты прав и свобод личности. Они включают в себя различные методы и инструменты, обеспечивающие мониторинг, предотвращение и реагирование на возможные нарушения прав. Среди них необходимо назвать:
1) Законодательство и правовые нормы.
Один из наиболее важных механизмов защиты личных прав состоит в закреплении их в законодательстве. Законы, конституции и международные правовые акты устанавливают правовые гарантии, запрещающие дискриминационное воздействие и обеспечивающие защиту личных прав от их произвольного нарушения со стороны субъектов правового поля. В качестве примеров можно привести Всеобщую декларацию прав человека, принятую резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.; Венскую декларацию и Программу действий, принятую на всемирной конференции по правам человека 25 июня 1993 г. в Вене; Всеобщую декларацию ЮНЕСКО о культурном разнообразии, принятую Генеральной конференцией ЮНЕСКО 2 ноября 2001 г. и др.
Российское законодательство в этой части может быть представлено следующими примерами: Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» № 76-ФЗ от 10 июня 2008 г.; Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» № 59-ФЗ от 02 мая 2006 г.; Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» № 82-ФЗ от 30 апреля 1999 г. и др.
2) Судебная система. Граждане имеют право обращаться в суды с жалобами на нарушение своих прав, и суды рассматривают дела, выносят решения и назначают компенсации пострадавшим, обеспечивая таким образом защиту личных прав (Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» № 1-ФКЗ от 31.12.1996 г.).
3) Конституционные органы и омбудсмены. Многие страны имеют специальные органы, такие как конституционный суд, омбудсмены или комиссии по правам человека, чья задача – обеспечивать контроль за соблюдением личных прав и свобод человека. Перечисленные органы принимают жалобы от граждан, проводят расследования и выносят рекомендации вовлеченным в процесс государственным органам (Федеральный конституционный закон «О конституционном суде Российской Федерации» № 1-ФКЗ от 21.07.1994 г., Федеральный конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» № 1-ФКЗ от 26.02.1997 г.).
4) Средства массовой информации и общественное мнение также способны играть ключевую роль в обеспечении защиты прав и свобод путём обнародования случаев нарушения прав, привлекая внимание к проблемам прав человека и создавая давление на власти для принятия мер по их защите.
5) Важную роль играют также образование и обучение, – чем больше люди знают о своих правах и о том, как следует их защищать, тем более эффективным будет механизм защиты.
Вместе рассмотренные механизмы создают систему, обеспечивающую защиту личных прав и свобод, поддерживая основные принципы правового государства.
4. Особенности защиты личных прав и свобод на современном этапе развития общества
На современном этапе развития общества защита личных прав и свобод приобретает новые особенности и встречает новые вызовы, обусловленные развитием технологий, глобализацией и изменением социокультурной среды.
Глобализация приводит к увеличению международных контактов и перемещений людей через границы. При этом возрастает необходимость универсальных стандартов защиты прав и свобод, которые могут применяться по отношению к гражданам независимо от их места пребывания.
В то же время в связи с денонсацией Россией Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в настоящий момент возникает вопрос о защите прав и свобод граждан России с использованием международных механизмов.
В качестве альтернативных источников могут рассматриваться существующие договорные органы ООН, а именно 9 международных договоров ООН по правам человека с участием Российской Федерации, в компетенцию которых входит рассмотрение индивидуальных жалоб через созданные в рамках каждого из договоров комитеты.
К числу таких международных договоров относятся:
- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.);
- Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.);
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.);
- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.);
- Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов;
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
- Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990 г.);
- Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений (2006 г.);
- Конвенция о правах инвалидов (2006 г.).
После выхода Российской Федерации из-под юрисдикции Европейского Суда по правам человека, основным механизмом защиты прав и свобод граждан становится обращение в Комитеты ООН, сформированные в рамках перечисленных выше договоров [14, с. 152].
Комитеты, на основании действующих международных стандартов прав и свобод человека, анализируют представленные доказательства и аргументы и выносят решение с указанием на наличие нарушений конкретных прав и свобод.
Решения Комитетов ООН, содержащие рекомендации по устранению выявленных нарушений, являются окончательными и обязательными к исполнению.
На уровне государств – членов СНГ защита гражданских прав и свобод в настоящий момент основывается на положениях Конвенции СНГ 1995 г. и Комиссии СНГ по правам человека.
Среди правоведов также выдвигаются предложения по созданию органов, аналогичных ЕСПЧ на базе Содружества Независимых государств (далее: СНГ), Шанхайской организации сотрудничества(ШОС), Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и БРИКС [8, с. 169].
В мультикультурных обществах защита личных прав и свобод должна опираться на уважение к различиям в культурных и религиозных традициях, при этом обеспечивая равные права для всех членов общества.
В странах с политической нестабильностью и конфликтами задача защиты личных прав и свобод усложняется из-за возможности произвольного ограничения прав граждан в целях обеспечения безопасности или сохранения власти.
Одним из ключевых вопросов становится защита персональных данных и приватности в онлайн-пространстве, а также борьба с цифровым преследованием, кибербуллингом и другими формами онлайн-нарушений.
Современные общества все более осознают важность защиты личных прав и свобод, и активно выступают на их защиту через общественные движения, петиции и международные кампании.
В целом, защита личных прав и свобод на современном этапе требует комплексного подхода, включающего в себя не только правовые механизмы, но и социокультурные изменения и активное участие общества.