Главная
АИ #31 (266)
Статьи журнала АИ #31 (266)
Развитие словесного творчества у дошкольников: особенности и методы обучения

Развитие словесного творчества у дошкольников: особенности и методы обучения

Научный руководитель

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

дошкольный возраст
словесное творчество дошкольника
речевое творчество
развитие

Аннотация статьи

Статья посвящена развитию словесного творчества у дошкольников, его особенностям и методам обучения. Рассматриваются ключевые аспекты, влияющие на речевое развитие детей, такие как формирование словарного запаса, развитие воображения и социального общения через речь. Описание различных методов, включая словесные игры, чтение сказок, театральные постановки и диалоги, позволяет выделить эффективные подходы для развития творческих речевых способностей у детей. В статье подчеркивается важность активного вовлечения детей в процесс речевого самовыражения и создания сюжетов, что способствует не только развитию речи, но и общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Текст статьи

Словесное творчество – это процесс создания новых образов и идей с помощью слов. Развитие словесного творчества у детей дошкольного возраста играет ключевую роль в их общем развитии, влияя на формирование речевых навыков, воображения, мышления и социальной адаптации. В этом возрасте ребенок активно познает мир, и его способность к самовыражению через речь развивается интенсивно. Важнейшими аспектами этого процесса являются развитие словарного запаса, грамматической структуры речи и умение конструктивно взаимодействовать с окружающими через слова.

Особенности развития словесного творчества у дошкольников:

  • Восприимчивость к образности и эмоциональности речи взрослых. Дети легко воспринимают яркие образы и метафоры, что стимулирует их воображение и желание создавать собственные произведения.
  • Интерес к играм со словами и звуками. Дети любят экспериментировать со звуками и рифмами, что способствует развитию фонематического слуха и чувства ритма.
  • Потребность в общении и взаимодействии со сверстниками. Совместные игры и занятия способствуют обмену опытом и развитию коммуникативных навыков, что необходимо для успешного словесного творчества.

Методы обучения словесному творчеству у дошкольников:

1. Словесные игры: игры с буквами, словами и предложениями способствуют развитию у детей интереса к языку. Простейшие игры, такие как «Что можно сказать на букву...?», «Назови, что ты видишь», «Закончить фразу», позволяют детям осваивать разнообразие слов и развивать способность строить логические связи.

Наибольший эффект по развитию речи дошкольника будет получен, если проводить ее через многообразие игр. Словесные игры основаны на использовании слов и действий участников. В таких играх дети развивают навыки, основанные на имеющихся представлениях о предметах, углубляют свои знания о них, поскольку эти игры требуют использования ранее приобретённых знаний в новых контекстах и ситуациях. Дети самостоятельно решают различные мыслительные задачи, описывают предметы, выделяя их характерные особенности, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия между ними, а также группируют предметы по различным свойствам и признакам. В процессе участия в таких играх у детей развиваются речь, память, внимание, логическое мышление и зрительное восприятие. Они активно участвуют в словесно-речевых играх. В младших и средних группах игры направлены на развитие речи, формирование правильного произношения звуков, уточнение, закрепление и активизацию словарного запаса, а также развитие ориентации в пространстве. В старшем дошкольном возрасте у детей активно формируется логическое мышление, и игры подбираются для развития мыслительной деятельности и самостоятельности в решении задач: дети должны быстро находить правильные ответы, чётко формулировать свои мысли и применять знания в соответствии с заданием.

С помощью словесных игр у детей воспитывается интерес к умственному труду, что важно для подготовки дошкольников к школе. Для удобства использования словесных игр применяется четыре группы игр, предложенные Бондаренко А. К. [2].

Краткие характеристики каждой группы:

1 группа – игры, которые формируют умение выделять существенные признаки предметов и явлений: «Магазин», «Отгадай-ка?», «Радио», «Да – нет», «Чьи вещи?»

2 группа – игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать различия, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц?»

3 группа – игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому, что нужно?», «Назови три слова», «Назови одним словом».

4 группа – игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает», «Белого и черного не называть».

Словесные игры наиболее сложны: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.

2. Чтение и рассказывание сказок: сказки и рассказы являются основой для развития воображения, расширения словарного запаса и обучению правильному построению речи. Важно, чтобы детям читались не только известные сказки, но и новые истории, что помогает развивать их фантазию и способность к пересказу.

Танина Л. В. в своей диссертации «Развитие словесного творчества в художественной деятельности дошкольников» [1] рассматривает словесное творчество как основу восприятия литературных произведений и взаимосвязь его с другими видами художественной деятельности, такими как изобразительная, музыкальная и театральная деятельность. Она считает, что развитие словесного творчества затрагивает познавательную и эмоционально-волевую сферы ребёнка и начинается с опыта восприятия содержания и художественной формы литературных произведений.

Тяготение ребёнка к «явным нелепицам» и «перевёртышам» в детской и народной поэзии отметил и К. И. Чуковский в своей работе «От двух до пяти» [3]. В небылицах дети «разрывают» связи между предметами и явлениями, «отстраняются» от них, а затем связывают в новые сочетания, что активизирует мышление и воображение.

3. Рисование и создание историй: задания, связанные с рисованием или созданием историй на основе картинок, активно развивают творческое мышление и речевые способности. Дети учат себя выражать идеи через слово, создавая рассказы по своему воображению. Этот метод называют ещё сторителлингом.

Аннет Симмонс в своей книге «Сторителлинг. Как использовать силу историй» [4] рассказывает о том, что такое история, как она воздействует на слушателя, какие шесть основных сюжетов выделяет, о психологических механизмах воздействия историй и о влиянии на разных людей. Также в книге много примеров историй и их практического применения. Эта книга может быть полезна для использования в работе с дошкольниками, так как сторителлинг позволяет разнообразить образовательную деятельность с детьми, заинтересовать их, научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию, обогатить устную речь.

4. Театральные игры и драматизация: вовлечение детей в театральные постановки, ролевые игры помогает развить не только речь, но и навыки межличностного общения. Они учат детей воспринимать разные точки зрения, выражать эмоции и мысли, что способствует развитию как словесного, так и эмоционального интеллекта.

Лев Выготский говорил о словесном творчестве в театральной деятельности, рассматривая речь как материал для актёрского творчества. Он писал: «Звуки и интонации такой же материал для творчества актёра, как и краска для художника. Он волен распоряжаться ими, как ему велит его цель» [5]. Выготский подробно рассматривал различные аспекты речи, включая интонацию, тембр, голосовой диапазон, тон и другие характеристики. Особое внимание он уделял речевым стилистическим особенностям, разделяя их на бытовые стили и специфические речевые стили, связанные с актёрским мастерством. Также он подчёркивал необходимость специальной речевой техники для театральных жанров. По его мнению, театральные жанры не должны становиться простым отражением реальности, между ними должна быть определённая дистанция, которая не позволяет спектаклю превратиться в обычную жизненную историю.

5. Диалоги и беседы с детьми: важно активно общаться с детьми, задавая им вопросы, поощряя их к размышлениям и высказываниям. Регулярные беседы с ребенком помогают улучшить навыки формулирования мыслей и выражения их в речи, а также развивают способность слушать и понимать других.

В своих трудах специалисты, такие как З. Г. Сахипова, Н. А. Стародубова, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова, Н. С. Карпинская и Л. Б. Фесюкова, изучают особенности речевого развития детей дошкольного возраста и роль словесного творчества в этом процессе. Они подчёркивают важность создания оптимальных педагогических условий для развития творческого потенциала ребёнка. Диалог – это основная форма речевого общения. В процессе диалогов развивается связная речь. Развитие связной речи начинается с пересказа небольших рассказов и сказок и завершается составлением различных типов самостоятельных высказываний, сначала с использованием наглядных материалов, а затем и без них. Такой подход учитывает общие принципы формирования словарного запаса, грамматики, фонетики и связной речи.

Диалог – основная форма речевой коммуникации. В процессе диалога развивается связная речь. Развитие связной речи начинается с пересказа небольших историй и сказок и заканчивается составлением разных видов самостоятельных высказываний, сначала с опорой на наглядность, а затем и без неё. Этот подход учитывает общие закономерности формирования словаря, грамматического строя, фонетики и связной речи.

6. Развитие мелкой моторики: развитие пальцев и координации движений имеет косвенное влияние на развитие речи. Игры с песком, пластилином, конструктором способствуют развитию мелкой моторики, что в свою очередь влияет на артикуляцию и произношение звуков. Это связано с тем, что двигательные и речевые зоны коры головного мозга расположены рядом. Речевые области активно развиваются под воздействием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Василий Сухомлинский утверждал, что речь ребёнка находится на кончиках его пальцев. Это означает, что развитие мелкой моторики напрямую связано с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком развитием мелкой моторики детских пальчиков.

Вот ещё несколько авторов, которые говорили о словесном творчестве:

  • М. М. Алексеева и Б. И. Яшина отмечали взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, которые взаимодействуют на основе развития поэтического слуха [11];
  • Н. А. Ветлугина говорила о правомерности распространения понятия «творчество» на деятельность ребёнка и выделяла три этапа формирования детского художественного творчества [12];
  • И. А. Киршин говорит о том, что словесное творчество – это «сложный вид творческой деятельности ребенка, рассматривается как деятельность, возникающая под влиянием восприятия произведений искусства и проявляющаяся в создании успешных сочетаний – рассказов, сказок, стихов. Словесное творчество понимается как двуединый процесс накопления впечатлений в процессе педагогической деятельности и творческой переработки их на язык словесных знаков» [14].

Развитие словесного творчества у дошкольников – это важный и многогранный процесс, который требует внимания и систематической работы со стороны педагогов и родителей. Применение разнообразных методов и техник, от игры до театрализованных действий, помогает развить не только речь ребенка, но и его креативные способности, способность к взаимодействию с окружающими, что, в свою очередь, способствует успешной социализации в будущем.

Список литературы

  1. Танина Л.В. Развитие словесного творчества в художественной деятельности дошкольников: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: диссертация на соискание кандидат педагогических наук / Л.В. Танина. – Москва, 1999. – 167 с.
  2. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду / А.К. Бондаренко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Просвещение, 1977. – 95 с.
  3. Чуковский К.И. От двух до пяти / К.И. Чуковский. – доп. изд. – Москва: Педагогика, 1990. – 381 с.
  4. Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 177 с.
  5. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. – Общ. ред. Вяч. Иванова [Предисл. А.Н. Леонтьева] Коммент. Л.С. Выготского, Вяч. Вс. Иванова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Искусство, 1968. – 576 с.
  6. Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух // Дошкольное образование. – 2008. – № 8. – С. 23-35.
  7. Русакова А.С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. – М.: Обруч, 2015. – 192 с.
  8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2007. – 92 с.
  9. Фомина Е. Развиваем связную речь. [Текст] / Е. Фомина, Л. Шадрина. – М.: Сфера, 2012. 128 с.
  10. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] / Е.И. Тихеева // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2009. – 214 с.
  11. Алексеева М.М., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: Учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, И. Яшина. – М.: Академия, 2008 – 400 с.
  12. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. – М.: Педагогика, 1972. – 288 с.
  13. Гайдук О.С. Формирование творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2012. – № 14. – С. 124-129.
  14. Киршин И.А. Педагогически условия развития детского словесного творчества (в сфере дополнительного об гобразования): автореф. дисс. канд. пед. наук [Текст] / И.А. Киршин. – Калининград, 2009. – 17 с.

Поделиться

299

Коночкина Е. С. Развитие словесного творчества у дошкольников: особенности и методы обучения // Актуальные исследования. 2025. №31 (266). Ч.II. С. 70-73. URL: https://apni.ru/article/12812-razvitie-slovesnogo-tvorchestva-u-doshkolnikov-osobennosti-i-metody-obucheniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#39 (274)

Прием материалов

27 сентября - 3 октября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

8 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 октября