Физкультура и спорт интенсивно воздействуют на экономическую сферу жизни государства и общества - на качество рабочей силы, на структуру потребления и спроса, на поведение потребителей, на внешнеэкономические связи, туризм и другие показатели экономической системы [1, 3].
Экономическая роль физкультуры и спорта наиболее рельефно проявляется по нескольким основным направлениям:
- во-первых, физическая активность и оздоровительно-массовый спорт способствуют минимизации экономических потерь практически во всех сферах жизнедеятельности общества, выступают альтернативой вредным привычкам;
- во-вторых, физическая активность выступает значимым фактором увеличения продолжительности жизни населения, позитивно влияет на увеличение трудоспособного возраста людей;
- в-третьих, физкультура и спорт являются одним из основных компонентов подготовки качественных трудовых ресурсов, а, следовательно, и фактором обеспечения экономического роста;
- в-четвертых, физическая активность, спорт и туризм являются в настоящее время важнейшей сферой обширной предпринимательской деятельности, которая обеспечивает, с одной стороны, занятость многих людей в отраслях спортивной индустрии и туристического комплекса; с другой стороны, указанные отрасли предпринимательства пополняют федеральные и местные бюджеты за счет налоговых поступлений, что позволяет государству оперативно решать социальные проблемы населения.
Развитие физической культуры и спорта воздействует на экономический рост страны, региона. Так, производительность труда зависит от качества рабочей силы - от физических и интеллектуальных возможностей рабочих и служащих, их жизненной активности и творческой инициативы. Обеспечивая гармоничное физическое развитие, физкультура и спорт способствуют усилению естественных защитных сил организма, повышению его сопротивляемости большинству болезней. Таким образом, в результате регулярных занятий физкультурой и спортом в экономической системе снижается общее количество невыходов на работу по болезни, что оказывает несомненное позитивное влияние на рост ВВП и благосостояние общества.
Систематические занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом и другими видами физической культуры, существенно повышая физическую работоспособность человека, сказываются благоприятно и на умственной деятельности. По мнению экспертов, во многих случаях это связано с широким, неспецифическим спектром влияния физической деятельности на организм человека, способствующим развитию общей выносливости организма, укреплению здоровья, совершенствованию волевых и моральных качеств, созданию положительного эмоционального фона, то есть тех качеств, которые при прочих равных условиях способствуют успешной трудовой деятельности, в том числе и при умственном труде. Многочисленные экспериментальные и эмпирические данные свидетельствуют, что физкультура и спорт значительно продляют трудоспособный возраст человека, увеличивают продолжительность его жизни. В современных условиях, когда население многих стран неуклонно стареет, а количество родившихся детей имеет постоянную тенденцию к снижению, проблемы продления трудоспособного возраста, которые напрямую связаны с проблемами пенсионного обеспечения граждан, имеют первостепенное значение.
Общий критерий эффективности в сфере физической культуры и спорта определяется соотношением между результатами деятельности и затратами на неё (при общем стремлении повысить результаты и одновременно уменьшить все виды затрат) [1, 2].
Особенность физической культуры и спорта заключается в том, что они имеют как «внешний» (народнохозяйственный), так и «внутренний» (сфера физической культуры и спорта) аспекты деятельности [3].
Внешний аспект эффективности в сфере физической культуры и спорта проявляется в следующих факторах:
- в повышении престижа России. Спорт как социальный институт имеет очень высокий общественный статус, и победы в международных состязаниях связываются с показателями жизнеспособности и здоровья нации;
- в оказании влияния на воспитание масс. Спорт высших достижений в силу большого эмоционального воздействия на зрителей способен формировать определенные нравственные и этические идеалы и вкусы;
- в развитии общественных отношений. Спортивно-зрелищные мероприятия оказывают влияние и являются одной из форм взаимного общения различных социальных групп населения;
- в оказании влияния на материальное производство. Несмотря на то, что данная отрасль не имеет определенного материального выражения, она оказывает влияние на повышение производительности труда, обновление материального производства, выпуска спортивных товаров, продукции.
Таким образом, «внешний» аспект эффективности отражает место физической культуры и спорта в хозяйстве страны. Он может быть оценен в сопоставлении общественных потребностей в услугах, предоставляемых физической культурой и спортом, с одной стороны, и ресурсов общества, необходимых для достижения этих целей, с другой [4].
«Внутренний» аспект деятельности отражает эффективность функционирования самой сферы физической культуры и спорта, то есть наибольшую отдачу от применения всех видов ресурсов для дальнейшего их развития. Наибольшая эффективность при этом достигается при рациональном управлении и умелом использовании экономических методов и рычагов управления.
При оценке эффективности «внутреннего» аспекта физическую культуру и спорт необходимо рассматривать как отраслевой комплекс со смешанным характером хозяйствования, где наряду с материальным производством существует производство услуг [2, 5].
Область физической культуры и спорта охватывает: производство материального продукта (спортивное оборудование, инвентарь, товары), оказание материальных услуг (прокат инвентаря) и услуг в чистом виде (труд тренеров). Все эти виды деятельности, находясь в единстве, зависят друг от друга, и раздельно существовать не могут.
Главным специфическим видом деятельности в сфере физической культуры и спорта является оказание спортивных услуг.
Социальные и экономические результаты деятельности в сфере физической культуры и спорта являются продукцией данной отрасли [3, 4]. Это, прежде всего люди, занимающиеся физической культурой и спортом в течение определенного времени, с определенными результатами:
- спортсмены, имеющие высокий уровень подготовленности;
- специалисты, получившие навыки и знания в данной области;
- школьники и студенты, получившие физическое воспитание;
- люди, укрепившие здоровье в результате занятий физической культурой;
- зрители, проведшие досуг на спортивных зрелищах.
Вышеперечисленные виды продукции носят название социальных результатов. К ним относятся также победы в международных соревнованиях; спортивные результаты как личные достижения; спортивные зрелища с их сильным эмоциональным воздействием.
Таким образом, социальными результатами деятельности в сфере физической культуры и спорта, как в государственном масштабе, так и на уровне отдельных коллективов физической культуры является духовное и физическое развитие человека (укрепление здоровья, продление жизни, поддержание её интенсивности).
Наряду с социальными в сфере физической культуры и спорта достигаются и экономические результаты, которые делятся на два вида - косвенные и прямые [4, 6].
Косвенные экономические результаты проявляются за пределами сферы физической культуры и спорта. Они достигаются под влиянием активных занятий трудящихся физической культурой и спортом. В результате на отдельных предприятиях (за счёт повышения производительности труда) увеличивается объем общественного производства, повышается качество продукции, растёт прибыль, увеличивается количество фактически отработанного рабочего времени.
Косвенный экономический эффект проявляется и в виде экономии государственных средств за счет снижения заболеваемости. Помимо косвенных существуют прямые экономические результаты:
- прибыль от реализации услуг на предприятиях сферы физической культуры и спорта, действующих на основе хозрасчёта. Здесь, существенный экономический эффект может принести рациональная, рентабельная эксплуатация спортивных сооружений;
- получение средств от проведения массовых физкультурно-спортивных мероприятий, спортивных зрелищ, лотерей и т.д.;
- доходы от коммерческих мероприятий. В перечень таких мероприятий входят выступления наших профессиональных спортсменов за рубежом, пребывания иностранных туристов в России, подготовка на учебно-тренировочных сборах спортсменов из ближнего и дальнего зарубежья, под руководством российских тренеров и др.;
- доходы от производства и реализации товаров спортивного и туристического назначения.
Таким образом, в сфере физической культуры и спорта понятие «эффективность» шире, чем понятие «экономическая эффективность», так как помимо экономических, оно включает и социальные сферы [4, 5, 6].
Например, эффективность деятельности спортивного сооружения, как правило, представляет собой совокупность социального эффекта (укрепление здоровья трудящихся, рост их спортивных результатов и т.п.) и экономического эффекта (доходы от сдачи этих учреждений в аренду, проведение зрелищных платных мероприятий).
Важно отметить, что в сфере физической культуры и спорта социальные результаты выступают как приоритетные; экономические же оцениваются как сопутствующие, как средство достижения социальных целей.
Одновременный учет не только экономических, но и социальных результатов обусловливает необходимость их дифференцирования. Вместе с этим значимость социального результата, как правило, зависит от уровня экономических затрат, и наоборот.
Эффективность занятия физической культурой и спортом рассмотрим на примере деятельности детско-юношеской спортивной школы (ДЮСШ).
В соответствии с задачами, стоящими перед ДЮСШ, её деятельность следует учитывать и оценивать по следующим группам:
- показатели, характеризующие укрепление здоровья учащихся спортивных школ, улучшения их физического развития;
- показатели, характеризующие знания и умения, учащихся в области гигиены и первой медицинской помощи;
- показатели, характеризующие отношение к учебно-тренировочной деятельности;
- показатели успеваемости учащихся ДЮСШ (выполнение переводных и выпускных нормативов);
- показатели подготовки различных категорий общественных физкультурных кадров из числа учащихся ДЮСШ;
- показатели, характеризующие работу школы по выявлению детей, способных к спорту, по их начальной подготовке и передаче в школу высшего спортивного мастерства (ШВСМ) или в специализированную детско-юношескую спортивную школу олимпийского резерва (СДЮСШОР);
- показатели, характеризующие комплектование спортивной школы (оптимальное соотношение групп по возрасту, полу, годам обучения, сохранение контингента школы, согласно установленным нормативам, наличие в группах спортсменов определенной спортивной квалификации);
- показатели, характеризующие деятельность спортивной школы по оказанию методической помощи учебным заведениям в развитии массовой физической культуры и спорта.
Оценивая деятельность СДЮШОР по этим показателям, следует добавить группу показателей, характеризующих деятельность спортивной школы по подготовке спортсменов высокой спортивной квалификации для пополнения сборных команд страны, республик, команд мастеров по игровым видам спорта.
Оценивая деятельность ШВСМ, следует учитывать следующие показатели:
- уровень организации методического руководства деятельностью ДЮСШ и СДЮШОР;
- контроль за выполнением индивидуальных планов подготовки ведущих спортсменов;
- количество учащихся, выполнивших норматив мастера спорта Российской Федерации, мастера спорта международного класса;
- количество спортсменов ШВСМ, входящих в сборные команды Российской Федерации, г.г. Москвы и Санкт-Петербурга.
Улучшение качественных показателей работы спортивных школ связано со значительными затратами, поэтому критериями эффективности деятельности спортивных школ являются и показатели эффективности производимых затрат.
Критериями эффективности деятельности спортивных школ могут быть показатели взаимосвязи между показателями подготовки спортсменов различных разрядов и численностью учащихся.
При анализе различных критериев эффективности деятельности спортивных школ возможно выделение ведущих критериев, определяющих достижение основной цели.
Например, для ДЮСШ это показатели здоровья, и физического развития учащихся, а также показатели преемственности в работе по подготовке спортивных резервов ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ.
Система управления спортивными школами может оцениваться по затратам на подготовку определенного контингента спортсменов, по трудозатратам, по соотношению между временем основной и вспомогательной деятельности работников школ, по соотношению между творческими и строго регламентируемыми видами деятельности тренеров и должностных лиц [5].
Таким образом, прослеживается безусловная взаимосвязь развития физической культуры и спорта со здоровьем граждан, а также экономической составляющей жизни государства и общества.