Главная
Конференции
Интеграция технологий и общества: мультидисциплинарные решения для устойчивого развития
Технология активизирующего обучения речи как средство формирования качественной ...

Технология активизирующего обучения речи как средство формирования качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

культура речи
активизирующее обучение
связная речь
общение

Аннотация статьи

В статье раскрываются возможности использования технологии активизирующего обучения для развития речи дошкольников.

Текст статьи

Умение общаться – одна из ключевых ценностей в жизни человека. Чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, тем легче ему адаптироваться в любом коллективе. Человек, не испытывающий трудностей с речью, без труда находит общий язык с окружающими, четко излагает свои мысли, верно задает вопросы и успешно договаривается о совместных делах. 

Современные образовательные стандарты ставят четкую и чистую речь в качестве одного из главных параметр готовности ребенка к школе. Напротив, речевые недочеты часто ведут к неуспеваемости, снижают самооценку малыша и могут повлечь за собой более серьезные проблемы в будущем. Поэтому крайне важно не упустить благоприятный период для развития речи.

Формирование грамотной и выразительной речи у дошкольников является одной из первостепенных задач в системе дошкольного образования. В нынешних условиях традиционные методики обучения зачастую оказываются недостаточно эффективными и не отвечают требованиям новых стандартов. Это порождает потребность во внедрении инновационных подходов и технологий.

Именно новые методы открывают новые горизонты для развития детей, а их результаты ориентированы на успешную будущность каждого ребенка.

Рассмотрим одну из таких педагогических технологий – «Технологию активизирующего обучения речи Ольги Афанасьевны Белобрыкиной». Ее цель – совершенствование качества речевой деятельности детей в процессе взаимодействия.

Игра и общение являются основными видами деятельности дошкольника. Именно поэтому общение, интегрированное в игру, становится той необходимой основой, на которой происходит формирование и развитие речевой активности ребенка.

О. А. Белобрыкина подчеркивает, что ключевым условием для улучшения речевой деятельности дошкольников является создание позитивной и эмоционально насыщенной атмосферы, стимулирующей желание активно участвовать в диалоге. Поскольку игра и общение являются ведущими видами деятельности для дошкольника, игровое общение представляет собой необходимую базу для формирования и совершенствования его речевой активности.

Существует множество лингвистических игр, которые не только обогащают словарный запас ребенка, но и развивают его воображение и творческое мышление. Эти игры фокусируются не на внешней форме слова, а на его значении и содержании.

Одной из простых игр является подбор слов, относящихся к определенной смысловой группе. Ведущий определяет объем слов, которые нужно назвать. Участники становятся в ряд, и ведущий бросает мяч одному из них, задавая вопрос, например: «Сколько ты знаешь... (домашних животных, ягод, птиц и т. д.)?». Ребенок ловит мяч и, ударяя им об пол соответствующее количество раз (например, пять раз), отвечает: «Я знаю пять» и перечисляет их.

Игры с отгадыванием слов также содействуют формированию достойного словарного запаса. В них участвуют два человека. Желательно, чтобы сначала взрослый загадал простое слово, а ребенок пытался его отгадать, задавая наводящие вопросы.

Наиболее творческим направлением лингвистических игр являются те, где смысловое условие служит основой для создания новых слов или текстов. Хотя такие игры чаще предназначены для детей младшего и среднего школьного возраста, их можно адаптировать и для малышей.

«Разные слова» / «Что бывает?»: к прилагательному подбираются существительные. Например, для прилагательного «зелёный» это могут быть помидор, ель, трава, дом и т. д. Поэтические произведения могут служить эмоционально привлекательной основой и стимулом для этой игры.

«Добавление» / «Пропущенные слова»: ведущий произносит предложение с пропущенным словом, а дети должны его вставить. Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала…»; «Кошка поймала в саду…»; «Шерсть у кошки…». В дальнейшем ребенок и взрослый могут меняться ролями.

Эти игры, как и другие методики, направленные на активизацию речевой деятельности, помогают не только расширить лексический запас ребенка, но и сформировать у него умение строить связные высказывания, логически мыслить и выражать свои эмоции. Важно отметить, что эффективность таких игр напрямую зависит от творческого подхода педагога и его умения создать атмосферу доверия и поддержки. Когда ребенок чувствует себя комфортно и безопасно, он более охотно включается в процесс, не боится ошибиться и экспериментировать со словом.

Помимо перечисленных, технология О. А. Белобрыкиной включает в себя и другие формы работы, например игры на развитие фонематического слуха, артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры, которые также тесно связаны с развитием речи. Все эти элементы взаимосвязаны и направлены на комплексное формирование речевой компетенции дошкольника. Особое внимание уделяется развитию диалогической речи, умению слушать и слышать собеседника, отвечать на вопросы и задавать их самостоятельно. Это формирует основу для успешного общения в дальнейшем.

В контексте современных образовательных стандартов, где акцент делается на индивидуальный подход и развитие личности ребенка, такие технологии, как «Технология активизирующего обучения речи», становятся особенно актуальными. Они позволяют педагогу гибко реагировать на потребности каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности и темп развития. Главное – это создать условия, в которых ребенок будет чувствовать себя активным участником образовательного процесса, а не пассивным получателем информации.

Таким образом, внедрение инновационных педагогических технологий, основанных на игровых и коммуникативных методах, является залогом успешного речевого развития дошкольников. Это не только способствует их готовности к школе, но и закладывает фундамент для формирования уверенной в себе, социально адаптированной личности, способной к эффективному взаимодействию с окружающим миром. Работа по развитию речи в дошкольном учреждении – это инвестиция в будущее ребенка, которая обязательно принесет свои плоды.

Список литературы

  1. Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения»: метод. пособие. / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  2. Белобрыкина О.А. «Маленькие волшебники, или на пути к творчеству». / О.А. Белобрыкина. – Новосибирск, 1993.
  3. Белобрыкина О.А. «Речь и общение». / О.А. Белобрыкина. – Ярославль: Академия развития, 1998.
  4. Большева Т.В. «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники». / Т.В. Большева. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
  5. Давыдов В.В. «Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования». / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986.
  6. Корзун А.В. «Весёлая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками». / А.В. Корзун. – Минск, 2000.

Поделиться

139

Суслова М. М., Лавриненко В. С., Старокожева Е. В., Тереньтьева О. В., Рудычева Н. В. Технология активизирующего обучения речи как средство формирования качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения // Интеграция технологий и общества: мультидисциплинарные решения для устойчивого развития : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 августа 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. С. 76-78. URL: https://apni.ru/article/12837-tehnologiya-aktiviziruyushego-obucheniya-rechi-kak-sredstvo-formirovaniya-kachestvennoj-storony-rechevoj-deyatelnosti-detej-v-processe-obsheniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#39 (274)

Прием материалов

27 сентября - 3 октября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

8 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 октября