Главная
Конференции
Интеграция технологий и общества: мультидисциплинарные решения для устойчивого развития
Оптимизация процесса аттестации педагогических работников Забайкальского края в ...

Оптимизация процесса аттестации педагогических работников Забайкальского края в целях установления первой и высшей квалификационной категории

Секция

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

аттестация педагогических работников
квалификационная категория
профессиональные компетенции
качество образования
цифровизация аттестации
организационная оптимизация
методическая унификация

Аннотация статьи

В статье рассматриваются вопросы совершенствования процедуры аттестации педагогических работников в контексте повышения качества образования. Подчеркивается, что финансовые вложения в образовательную сферу и модернизацию инфраструктуры будут малоэффективны без соответствующего уровня профессиональных компетенций педагогов, обязанность повышения которых закреплена в ст. 48 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации». На основе анализа статистических данных по Забайкальскому краю и регионам Дальневосточного федерального округа за 2022–2024 гг. выявлены проблемные зоны, включая низкую долю педагогов с первой и высшей квалификационными категориями и негативную динамику их численности.

Текст статьи

Финансирование сферы образования, улучшение технической оснащенности учебных заведений и обновление учебной программы окажутся бессмысленными, если профессиональные компетенции преподавателей не соответствуют данным преобразованиям. Обязанность педагога «систематически повышать свой профессиональный уровень» закреплена ст. 48 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации».

Система аттестации педагогических работников является одним из важнейших элементов управления качеством образования. Она позволяет оценить соответствие профессиональных компетенций педагогов современным требованиям и стандартам, способствует повышению уровня квалификации и улучшению образовательного процесса в целом.

Основная цель аттестации заключается в повышении уровня профессионализма педагогов, а это в свою очередь способствует улучшению качества образовательного процесса. Аттестация способствует повышению мотивации педагогических работников, кроме того, аттестация стимулирует педагогов к постоянному совершенствованию своих профессиональных навыков, внедрению новых методик и технологий, что в свою очередь улучшает результаты обучения.

Аттестация педагогических работников позволяет руководству образовательной организации:

  • выявлять сильные и слабые стороны педагогического состава,
  • определять направления для дальнейшего совершенствования,
  • повышать ответственность педагогов за результаты своей работы.

Таким образом, аттестация оказывает непосредственное воздействие на качество образовательного процесса.

С 1 сентября 2023 года вступил в силу новый Порядок проведения аттестации педагогических работников и введение новых квалификационных категорий: «педагог-методист» и «педагог-наставник». Изменения затронули как нормативно-правовую основу, так и практическую сторону процедуры.

В современных условиях важным направлением становится оптимизация процесса аттестации – снижение административной нагрузки, сокращение сроков рассмотрения документов, внедрение цифровых инструментов и повышение объективности оценки.

Проведенный в июле 2024 года анализ позволил сравнить долю педагогических работников школ Забайкальского края, обладающих первой и высшей квалификационной категорией, с аналогичными показателями регионов Дальневосточного федерального округа и средними значениями по всей стране.

Анализ представлен в следующей таблице:

Таблица 1

Регион

2022 год

2023 год

квалификационная категория (доля педагогических работников)

квалификационная категория (доля педагогических работников)

высшая

первая

всего

высшая

первая

всего

РФ

30,22

28,03

58,30%

30,65

26,87

57,50%

Забайкальский край

11,04

12,97

24%

10,46

12,12

22,60%

Амурская область

21,58

25,59

47,20%

21,6

24,43

46%

Еврейский автономный округ

17,69

26,84

44,50%

18,34

24,84

43,20%

Камчатский край

16,37

19,23

35,60%

18,49

19,53

38%

Приморский край

19,93

22,15

42,10%

18,38

20,7

39%

Республика Бурятия

22,24

37,8

60%

22,62

36,95

59,60%

Республика Саха Якутия

34,49

24,06

58,60%

35,78

23,7

59,50%

Сахалинская область

23,2

28,14

51,30%

23,65

28,13

51,80%

Хабаровский край

24,32

15,5

39,80%

25,78

15,21

41%

Чукотский автономный округ

18,78

37,22

56%

18,71

37,76

56,50%

Основные наблюдения:

  1. «Отставание» Забайкальского края: доля педагогов с высшей квалификационной категорией значительно ниже средних показателей по стране и большинству регионов Дальнего Востока. Например, доля педагогов, имеющих квалификационную категорию, в Забайкальском крае составляет всего около четверти общего числа учителей, тогда как средние значения по стране приближаются к 60%.
  2. Негативная динамика: между 2022 и 2023 годами произошло снижение доли педагогов с высшей квалификационной категорией практически во всех регионах, включая Забайкальский край. Так, общая доля снизилась с 24% до 22,6%, что свидетельствует о негативной тенденции.
  3. Разрыв между регионами: некоторые регионы демонстрируют значительные различия в уровне квалификации педагогов. Например, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ и Республика Бурятия имеют существенно большую долю высококвалифицированных педагогов, чем Забайкальский край.

В Забайкальском крае, действительно, наблюдается более низкий процент педагогов, аттестованных на первую и высшую квалификационные категории, по сравнению со средними показателями по России и Дальнему Востоку. Это может быть связано с рядом факторов, включая специфику региона, особенности системы образования и мотивации самих педагогов.

Для полного понимания картины по краю в целом и по районам (округам) в частности был проведен дополнительный анализ за 3 года (2022–2024) доли педагогических работников, имеющих квалификационную категорию по 36 МОУО. Замечено, что показатель выше среднего – 15 районов и округов. Положительная динамика относительно предыдущего года – 16 районов и округов. Отмечено снижение доли аттестованных специалистов по сравнению с 2023 годом – 17 районов и округов.

В связи в этим произошло деление на три категории:

  • районы-лидеры: где уровень показателя стабильно высокий и превышает средний региональный показатель.
  • прогрессирующие районы: демонстрируют рост показателя, даже если он пока ниже среднего регионального уровня.·
  • проблемные районы: отмечены снижением доли аттестованных педагогических работников.

image.png

Рис. 1

Результаты Аккредитационного мониторинга 2024 года также показали низкие значения в образовательных организациях Забайкальского края по критерию «Доля педагогических работников, имеющих первую или высшую квалификационные категории, ученое звание и (или) ученую степень и (или) лиц, приравненных к ним, в общей численности педагогических работников, участвующих в реализации основной образовательной программы общего образования» по всем уровням общего образования.

Таблица 2

Наименование показателя мониторинга на уровне начального общего образования

Выполнен

Не выполнен

Доля педагогических работников, имеющих первую или высшую квалификационные категории, ученое звание и (или) ученую степень и (или) лиц, приравненных к ним, в общей численности педагогических работников, участвующих в реализации основной образовательной программы общего образования, – АП3

18%

82%

Наименование показателя мониторинга на уровне основного общего образования

Выполнен

Не выполнен

Доля педагогических работников, имеющих первую или высшую квалификационные категории, ученое звание и (или) ученую степень и (или) лиц, приравненных к ним, в общей численности педагогических работников, участвующих в реализации основной образовательной программы общего образования, – АП3

21%

79%

Наименование показателя мониторинга на уровне среднего общего образования

Выполнен

Не выполнен

Доля педагогических работников, имеющих первую или высшую квалификационные категории, ученое звание и (или) ученую степень и (или) лиц, приравненных к ним, в общей численности педагогических работников, участвующих в реализации основной образовательной программы общего образования, – АП3

36%

64%

Проведенный опрос «Удовлетворенность педагогических работников процессом аттестации» показал, что процедура аттестации нередко сопровождается избыточным документооборотом, затяжными сроками, сложностями при работе с экспертами, субъективизмом оценивания; недостаточной информационной поддержкой, низким уровнем автоматизации сбора и анализа данных, низкой мотивацией педагогов.

image.png

Рис. 2

Все это подтолкнуло к комплексному подходу решения проблем, включающему разработку единых индикаторов, внедрение автоматизированных систем, упрощение бюрократической процедуры и повышение уровня информационной открытости: принято решение о реализации на территории Забайкальского края проекта бережливого управления, направленного на оптимизацию процедуры аттестации на 1 и высшую квалификационную категорию. В рамках проекта бережливого управления создана рабочая группа, которая включила представителей разных структур организаций системы:Минобразования Забайкальского края, краевого центра оценки качества образования, Института развития образования Забайкальского края, Забайкальского педагогического сообщества. Такое взаимодействие позволило объединить усилия профессионалов разного профиля для решения общих задач и улучшения качества образования в регионе. Это также способствовало обмену опытом и знаниями между участниками группы, повышению прозрачности и открытости управленческих решений, созданию условий для устойчивого развития образовательных организаций.

Анализ процесса процедуры аттестации уже на начале реализации проекта выявил ряд проблемных вопросов.

Во-первых, высокая административная нагрузка. Значительное время уходило на необходимые разъяснения аттестуемому нормативно-правового акта, регламентирующего порядок аттестации, в связи с отсутствием в нем четких критериев по обозначенным показателям. Временные затраты педагога на подготовку: подтверждающих документов и оформление портфолио (рабочие программы и материалы к урокам, результаты проводимых в школе опросов и диагностик обучающихся; школьные тетради и результаты их проверок), а также на подготовку к проведению так называемых открытых учебных занятий, на основе которых, в том числе принималось решение об установлении первой или высшей категории (подготовка к аттестации в среднем от 60 до 180 дней).

Во-вторых, недостаток цифровизации. В ряде муниципальных образований края либо отсутствует возможность электронной подачи документов, либо или реализована частично.

В-третьих, субъективность экспертизы. По мнению аттестующихся педагогов имелась возможность расхождения в оценивании проводимого практического занятия экспертами.

В-четвертых, большое количество экспертов, привлекаемых для оценки профессиональной деятельности аттестуемых (887 экспертов по Забайкальскому краю). Значительные временные затраты членов экспертной группы на оценку представленных в большом объеме документов, как следствие – сложность координации работы экспертов, в том числе из-за территориальной удалённости.

В рамках реализации проекта установлены первопричины выявленных проблем, обозначены задачи и пути решения данных проблем и планируемый вклад в достижение цели проекта.

Определены ключевые направления оптимизации процедуры аттестации: цифровизация, организационная оптимизация и методическая унификация.

Цифровизация процесса

Осуществлено внедрение интерактивной формы приема заявлений на сайте ГУ «РЦОИиЦТ Забайкальского края» по пяти направлениям:

  • продление действующей квалификационной категории (для уже имеющих (имевших) квалификационную категорию, которая была установлена до вступления в силу нового порядка аттестации (до 1 сентября 2023 года) и имела срок действия на указанную дату – не истек);
  • для прохождения аттестации имеющих награды, звания, знаки отличия, ведомственные знаки отличия и иные награды, полученные за достижения в педагогической деятельности, либо являющихся призерами конкурсов профессионального мастерства педагогических работников;
  • в целях установления квалификационной категории «педагог-методист»;
  • в целях установления квалификационной категории «педагог-наставник»;
  • в целях установления первой и высшей квалификационной категории (впервые или после длительного перерыва).

Важным направлением оптимизации работы стала интеграция цифровых технологий, позволяющих автоматизировать процессы сбора и обработки данных (формирование из единой цифровой образовательной среды «Сетевой город. Образование», других технологических платформ, подтверждающих для аттестации отчетных форм).

Стало возможным проведение всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников с целью установления квалификационных категорий специалистами Аттестационной комиссии в дистанционном режиме, посредством личного кабинета официального сайта ГУ «РЦОИиЦТ Забайкальского края».

За время реализации проекта большая работа проведена специалистами краевого центра оценки качества образования (в настоящее время – ГУ «РЦОИиЦТ Забайкальского края»)в части внедрения в практику современных технологий обмена информацией, перевод в электронный вид регистрации поступивших на аттестацию документов. На рисунке представлен электронный формат подачи заявления, система связана с чат-ботом, благодаря чему специалист отдела аттестации в сиюминутном порядке видит поступившее заявление. Регистрация документов переведена исключительно в электронный вид, что позволяет значительно сократить время специалистов.

Организационные меры

Разработаны технологические карты (чек-листы) для представления педагогами результатов своей профессиональной деятельности, включающие в себя некие индикаторы, позволяющие сориентировать аттестуемого при подготовке информации (портфолио) о профессиональной деятельности и детально подготовиться к аттестации педагогическому работнику, а также снизить трудозатраты экспертов и членов аттестационной комиссии в процессе самой аттестации при оценке профессиональной деятельности аттестуемого.

За счёт перехода работы экспертов в электронную среду в целом сократился срок аттестационного периода для аттестуемого. Отменено проведения открытых уроков (практических занятий) с целью уменьшения эмоциональной и бюрократической нагрузки на педагогов, что также позволило снизить и затраты времени специалистов, проводящих всесторонний анализ педагогической деятельности аттестуемого непосредственно на месте его профессиональной деятельности, и в целом сократить количество таких экспертов.

Организовано применение ротации независимых экспертов для исключения личностных факторов при оценке; использование онлайн-интервью и дистанционной экспертизы, что особенно актуально для отдалённых районов Забайкальского края.

Методическая унификация

Помимо единых технологических карт с подробными чек-листами для проведения аттестации педагогических работников организаций, разработаны шаблоны информационных справок (аттестуемого, руководителя образовательной организации, руководителя методического объединения), которые аттестуемый имеет возможность применить для описания результатов своей профессиональной деятельности. При этом осталась возможность предоставлять материал в форме привычного портфолио (аттестуемый вправе выбрать сам), однако структура портфолио также структурирована в соответствии с установленными законодательством показателями, на основании которых может быть установлена квалификационная категория.

Утвержден новый регламент работы Аттестационной комиссии по аттестации педагогических работников: исключена демонстрация опыта работы через открытое мероприятие как малоинформативная процедура, но требующая значительных временных затрат аттестуемого, его эмоционального напряжения, возможности применения репетиционных моментов и пр.

Проект по оптимизации процедуры аттестации прошел апробацию, для чего определены пилотные муниципальные образования (городского и сельского типа). Среди аттестовавшихся в рамках реализации проекта педагогов проведен опрос на предмет удовлетворенности процедурой аттестации. Результат удовлетворенности опрошенных данной процедурой составил 100%

image.png

Рис. 3

В результате реализации проекта сокращены сроки на изучение нормативной базы, подготовки документов, рассмотрения заявлений и проведение анализа представленных материалов для аттестации, повышена прозрачность оценивания.

image.png

Рис. 4

Кроме основных показателей реализация проекта позволила достичь и дополнительные эффекты:

  • уже сейчас наблюдается увеличение доли педагогических работников, повысивших квалификационную категорию;
  • сократилось количество замечаний экспертов к правильности оформления документации для аттестации, исключена необходимость возврата таких документов на доработку;
  • и самое главное – удовлетворенность процессом аттестации педагогическими работниками.

Список литературы

  1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.03.2023 № 196 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: https://publication.pravo.gov.ru.
  2. Приказ Министерства образования и науки Забайкальского края от 26.02.2025 № 175 «Об утверждении регламента работы Аттестационной комиссии по аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, на территории Забайкальского края, в целях установления квалификационных категорий» // Официальный сайт ГУ «РЦОИиЦТ Забайкальского края». – URL: https://egechita.ru/index.php?do=zabdoc&mod=29.
  3. Методические рекомендации по организации и проведению аттестации педагогических работников / Минобрнауки РФ, ФИОКО. – М., 2023. – 48 с.
  4. Приказ Министерства образования и науки Забайкальского края от 28.02.2025 № 180 «Об утверждении технологических карт и форм для проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Забайкальского края, в целях установления квалификационных категорий (первой/высшей)» // Официальный сайт ГУ «РЦОИиЦТ Забайкальского края». – URL: https://egechita.ru/index.php?do=zabdoc&mod=29.

Поделиться

178

Козлова В. А. Оптимизация процесса аттестации педагогических работников Забайкальского края в целях установления первой и высшей квалификационной категории // Интеграция технологий и общества: мультидисциплинарные решения для устойчивого развития : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 августа 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. С. 82-90. URL: https://apni.ru/article/12853-optimizaciya-processa-attestacii-pedagogicheskih-rabotnikov-zabajkalskogo-kraya-v-celyah-ustanovleniya-pervoj-i-vysshej-kvalifikacionnoj-kategorii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#39 (274)

Прием материалов

27 сентября - 3 октября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

8 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 октября