Согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года [1], одним из стратегических направлений модернизации пенитенциарной системы является совершенствование медицинского обеспечения лиц, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Данный документ определяет ключевые векторы реформирования УИС, среди которых особое внимание уделяется вопросам организации и повышения качества медицинской помощи осужденным.
Проблема исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, страдающих различными заболеваниями, представляет собой значительную социально-правовую проблему как в международном масштабе, так и в Российской Федерации. Особую актуальность данная проблема приобрела в последнее десятилетие, что обусловлено комплексом факторов:
- организационно-правовыми особенностями системы исполнения наказаний, включая отрядную систему содержания осужденных;
- устойчивой тенденцией к увеличению численности осужденных с социально значимыми заболеваниями (туберкулез, ВИЧ-инфекция, наркомания);
- недостаточным уровнем материально-технического обеспечения исправительных учреждений;
- системными проблемами пенитенциарной медицины, включая дефицит финансирования.
Конституция Российской Федерации в статье 41 закрепляет неотъемлемое право каждого гражданина на охрану здоровья и получение медицинской помощи. Данная конституционная гарантия носит универсальный характер и в полной мере распространяется на лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. В системе уголовно-исполнительных учреждений создана специализированная медицинская инфраструктура, включающая лечебно-профилактические учреждения (стационарные больницы, специализированные психиатрические и туберкулезные лечебные учреждения) и медицинские части. Для содержания и амбулаторного лечения осужденных с диагностированными социально значимыми заболеваниями (открытая форма туберкулеза, алкогольная и наркотическая зависимость) функционируют лечебные исправительные учреждения, правовой статус которых закреплен в статье 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ).
Нормативно-правовое регулирование организации медицинской помощи осужденным в учреждениях уголовно-исполнительной системы осуществляется в соответствии с Приказом Минюста России от 16 августа 2006 года № 263. Данным нормативным актом утвержден исчерпывающий перечень специализированных лечебных учреждений УИС, включая ЛПУ № 5 УФСИН России по Республике Адыгея, Межобластную психиатрическую больницу УФСИН по Смоленской области, Областную туберкулезную больницу № 1 по Воронежской области и другие аналогичные учреждения.
Особый правовой режим в лечебных учреждениях УИС обусловлен спецификой контингента осужденных, характеризующегося значительной неоднородностью и наличием серьезных медицинских ограничений. При этом следует отметить существенный пробел в современной юридической науке – отсутствие комплексных исследований, посвященных вопросам правового регулирования исполнения наказаний в лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждениях. В частности, недостаточно изучены особенности применения основных средств исправительного воздействия в отношении осужденных, отбывающих наказание в данных специализированных учреждениях пенитенциарной системы.
Исполнение наказания в лечебно-профилактических и лечебно-исправительных учреждениях регламентируется как общими нормами уголовно-исполнительного законодательства, так и специальными нормативными актами в сфере здравоохранения. К числу основных правовых документов, регулирующих данный процесс, относятся: УИК РФ, Приказ Минюста России от 4 июля 2022 года № 110, утверждающий правила внутреннего распорядка пенитенциарных учреждений, а также Приказ Минюста России от 20 мая 2013 года № 72, содержащий инструкцию по профилактике правонарушений среди осужденных.
Особое внимание в правовом регулировании деятельности лечебных учреждений УИС уделяется вопросам ресоциализации осужденных, что нашло отражение в Приказе Минюста России от 29 ноября 2023 года № 350, разработанном в соответствии с Федеральным законом «О пробации в Российской Федерации».
Правовой статус лечебно-профилактических учреждений УИС характеризуется двойственной природой: с одной стороны, они выполняют пенитенциарные функции, а с другой – медицинские. При этом приоритет отдается лечебно-оздоровительным мероприятиям, что проявляется в следующих аспектах:
- медицинский статус осужденного превалирует над его статусом как лица, отбывающего наказание;
- все содержащиеся в ЛИУ и ЛПУ лица обязаны проходить назначенное лечение;
- соблюдение медицинских предписаний является обязательным требованием для осужденных.
Такая правовая конструкция отражает гуманистическую направленность современной уголовно-исполнительной политики, сочетая карательное воздействие с восстановительной функцией пенитенциарной системы.
Организация режима в лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждениях УИС имеет комплексный характер, сочетая общие принципы содержания осужденных с учетом их особого медицинского статуса. Особенностью данных учреждений является совместное содержание различных категорий осужденных, которые сохраняют условия отбывания наказания, установленные в первоначальном исправительном учреждении.
Система обеспечения режима безопасности в ЛИУ и ЛПУ включает:
- применение технических средств контроля и надзора;
- проведение оперативно-розыскных мероприятий;
- реализацию профилактического учета осужденных;
- организацию регулярных обысков и досмотров;
- введение режима особых условий при необходимости.
Деятельность сотрудников режимных подразделений строится на основе плановых мероприятий, направленных на:
- предупреждение правонарушений;
- поддержание правопорядка;
- пресечение противоправных действий;
- обеспечение безопасности.
При этом персонал обязан учитывать двойственную природу контингента. С одной стороны, это лица, нуждающиеся в медицинской помощи. С другой – потенциально опасные осужденные, в том числе с инфекционными заболеваниями.
Данная специфика находит отражение в специальных инструктажах для сотрудников и индивидуальном подходе к организации надзорной деятельности. Особое внимание уделяется мерам защиты персонала при работе с инфекционными больными, что требует дополнительных профилактических мероприятий и средств индивидуальной защиты.
Обеспечение режима исполнения и отбывания наказаний в лечебных учреждениях уголовно-исполнительной системы сталкивается с комплексом специфических проблем, выходящих за рамки общих трудностей пенитенциарных учреждений. Наряду с типичными организационными сложностями (недостаточная эффективность оперативно-розыскной деятельности, проблемы с досмотровыми мероприятиями) существуют особые ограничения, обусловленные медицинским характером данных учреждений.
К числу ключевых проблемных аспектов относятся:
- архитектурно-планировочные ограничения, связанные с отсутствием изолированных участков для содержания осужденных по типу колоний-поселений;
- технические сложности организации раздельного содержания различных категорий осужденных;
- ограниченные возможности применения традиционных мер воздействия в связи с медицинскими показаниями осужденных.
Особую сложность представляет необходимость учета социально значимых заболеваний и текущего состояния здоровья осужденных при реализации режимных мероприятий. В частности, существуют значительные ограничения на:
- применение физической силы и специальных средств к осужденным с инвалидностью;
- использование штрафных изоляторов для лиц, нуждающихся в постоянном медицинском наблюдении;
- стандартные меры дисциплинарного воздействия.
Данные ограничения создают потенциальные риски формирования у осужденных чувства безнаказанности. В этой связи представляется целесообразным смещение акцента с карательных мер на систему поощрений правопослушного поведения. В частности, перспективным направлением может стать расширение возможностей коммуникации с родственниками (дополнительные телефонные переговоры, видеосвязь) для осужденных, соблюдающих медицинские предписания и режимные требования.
Таким образом, обеспечение исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в лечебных учреждениях ФСИН России представляет собой специфическую форму пенитенциарного воздействия, сочетающую карательные и восстановительные элементы. Особый режим отбывания наказания в таких учреждениях обусловлен необходимостью обеспечения медицинской помощи осужденным, что вносит коррективы в традиционные методы исправительного воздействия. Несмотря на существующие организационно-правовые и материально-технические сложности, современное регулирование стремится к соблюдению баланса между ограничительным характером лишения свободы и обязательствами государства по охране здоровья лиц, находящихся в местах заключения. Дальнейшее развитие данной системы требует совершенствования нормативной базы, усиления ресурсного обеспечения и разработки специализированных подходов к ресоциализации осужденных с учетом их медицинского статуса.