Договор хранения багажа в камерах хранения железнодорожных вокзалов тесно связан с оказанием услуг по перевозке пассажиров, которая зачастую вызывает необходимость хранения их багажа или другого имущества. Помимо общих положений о хранении, указанный специальный вид договора регулируется статьей 923 ГК РФ, а также постановлениями Правительства Российской Федерации, утверждающих правила работы транспортных организаций. Однако, вопрос о самостоятельности данного вида договора дискуссионный, так как существуют мнения о его смешанном характере: сочетании элементов аренды и услуг по охране.
П. А. Панкратов различает две разновидности подобного хранения. Первым подвидом договора хранения в камерах хранения транспортных организаций являются услуги по хранению вещей, собственно, в камерах хранения (разновидность договора хранения). Вторым подвидом является предоставление гражданам для использования автоматических камер хранения. Последний случай, как указывает автор, является не договором хранения, а смешанным договором, то есть имеет смешанный характер. Так, он включает в себя элементы аренды – автоматическая камера хранения предоставляется в пользование без контроля за содержимым со стороны транспортной организации, а также услуги по охране – транспортная организация всё же обязана обеспечить невозможность взлома автоматической камеры хранения [1, с. 112]. Подобная точка зрения имеет под собой основания, так как действительно в последнем случае транспортная организация не знает о содержимом камеры хранения и выполнить обязанности по хранению в полном объеме не представляется возможным – транспортная организация может лишь обеспечить сохранность самой камеры хранения как таковой, пресечение попыток её взлома, но не сохранность её содержимого.
Специальным видом договора хранения в данном случае будет являться договор хранения багажа в камерах хранения железнодорожных вокзалов, так как по условиям данного гражданско-правового соглашения поклажедателю предоставляются услуги по хранению вещей, собственно, в камерах хранения. Представляется, что главное отличие данного вида договора от договора предоставления гражданам для использования автоматических камер хранения – это осведомленность транспортной организации о содержимом камеры хранения. Данное условие позволяет обеспечить хранителю (транспортной организации) именно сохранность вещи. Рассмотрение данного условия подтверждается и судебной практикой. При рассмотрении споров из договора хранения багажа в камерах хранения железнодорожных вокзалов суды обращаются ко всей совокупности правового регулирования договора хранения. Так, Азанов А. Н. обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» о возмещении имущественного вреда и компенсации морального вреда. Суд, рассматривая дело, связанное с уничтожением сумки по истечении срока хранения, обращался именно к нормам о хранении. Азанов А. Н. в данном случае сдал 2 сумки на хранение, а не взял в аренду автоматизированную камеру хранения, так как транспортная организация была осведомлена о содержимом камер хранения [2].
Вторым признаком отграничения рассматриваемых договоров является объект хранения. В договоре хранения в камере хранения транспортной организации объектом хранения является содержимое камеры хранения (багаж, ручная кладь, иное имущество и т. д.), в смешанном договоре услуги по охране направлены на обеспечение сохранности самой камеры хранения, то есть на обеспечение невозможности её взлома. Подобная направленность не требует поддержания каких-либо условий хранения, так как за сохранность содержимого в данном случае транспортная организация фактически ответственности не несёт.
Таким образом, фактическое нахождение имущества в камере хранения не влечет применение норм о хранении к возникшим правоотношениям. Необходимо различать два вида договоров, регулирующих весьма близкие правоотношения: договор хранения багажа в камере хранения железнодорожных вокзалов и смешанный договор, сочетающий элементы аренды и услуг по охране (в автоматизированной камере хранения). Эти договоры различаются по двум критериям: известно ли транспортному оператору содержимое хранилища и объекту хранения. При заключении договора хранения багажа в камере хранения железнодорожного вокзала транспортная организация знает о содержимом камеры хранения (например, багаж, ручная кладь и т. д.), а в смешанном договоре подобная осведомленность отсутствует. Различаются и объекты хранения: в первом случае – это содержимое камеры хранения, а во втором – это собственно камера хранения.