Главная
АИ #33 (268)
Статьи журнала АИ #33 (268)
Объективная сторона злоупотребления полномочиями

Объективная сторона злоупотребления полномочиями

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

объективная сторона
злоупотребление полномочиями
состав преступления
существенный вред
причинная связь
коммерческая организация
уголовная ответственность

Аннотация статьи

В статье рассматриваются особенности объективной стороны злоупотребления полномочиями как обязательного элемента состава преступления, предусмотренного ст. 201 УК РФ. Автор акцентирует внимание на значении объективной стороны для квалификации деяния, указывая на её роль как криминализирующего фактора. Анализируются доктринальные подходы к пониманию действий, противоречащих законным интересам организации, выделяются узкий и широкий подходы, при этом делается вывод о целесообразности применения широкого понимания.

Текст статьи

Прежде чем исследовать объективную сторону злоупотребления полномочиями, необходимо изучить вопрос объективной стороны и её значения для анализа состава преступления. П. Н. Кобец по этому поводу отмечает, что объективная сторона влияет на общественную опасность, выступает криминализирующим фактором [1, с. 2].

Объективная сторона включает в себя признаки:

  1. Использование лицом полномочий вразрез законным интересам коммерческой или иной организации;
  2. Причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства;
  3. Причинную связь между использованием полномочий и наступившими последствиями. Причинная связь устанавливается, по мнению С. Б. Решетниковой, когда реальная возможность преобразовывается в действительность, а также когда последствия деяния являются именно результатом противоправного действия [2, с. 3].

В доктрине есть два подхода к пониманию действиям, противоречащим законным интересам организации. Так, А. В. Крылова отмечает, что их можно понимать в узком и широком смысле. Если рассматривать это понятие в узком подходе, то получается, что действия, противоречащие законным интересам, раскрываются как действия, противоречащие целям и задачам деятельности организации. Широкий подход включает в понятие действий, противоречащих законным интересам организации, любые незаконные действия, связанные с нарушением закона, то есть действия, ответственность за которые установлена законодательством [3, с. 132].

По нашему мнению, необходимо придерживаться широкого подхода, поскольку учитываться как незаконные должны все ситуации, при которых нарушается закон, а не только те, которые происходят вопреки целям и задачам организации.

Характеризуется объективная сторона, по мнению Д. А. Ельцова, действием или бездействием руководителя, или служащего соответствующей организации, состоящими в использовании управленческих полномочий в ущерб законным интересам организации, в нарушение её задач, которые вытекают из законодательства и учредительных документов организации [4, с. 2].

Уголовная ответственность может наступить только за использование конкретных полномочий, которыми наделено лицо, выполняющее функции по управлению в коммерческой или иной организации. Фактическое содержание действий или бездействий, в которых выражено злоупотребление полномочиями, может быть различным:

  1. Заключение заведомо невыгодной сделки;
  2. Грубое нарушение правил бухгалтерского учета;
  3. Нарушение технологий производства;
  4. Нарушение трудового законодательства [5].

Также необходимо учитывать, какими полномочиями обладал человек и какими из этих полномочий он пользовался. В результате использование возможностей, обусловленных важностью должности, дружеские отношения, сложившиеся между руководителями организаций, не образуют состава рассматриваемого преступления. Из этого можно сделать вывод о том, что диспозиция рассматриваемой нормы является бланкетной. 

Любое лицо, которое выполняет управленческие функции в коммерческой или иной организации, для осуществления возложенных на него функций наделяется соответствующими полномочиями. В этом случае такие полномочия должны осуществляться вопреки законным интересам организации, и только тогда можно говорить о злоупотреблении полномочиями, что логично, поскольку при нарушении законодательных положений речь может идти о преступлении. Таким образом, мы приходим к выводу, что наряду с другими особенностями состава такое применение полномочий не соответствует требованиям правовых норм, на основе которых должна осуществляться деятельность организации. Из этого можно сделать вывод о том, что диспозиция рассматриваемой нормы является бланкетной.

Обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого преступления является причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций, либо охраняемых законом интересам общества или государства, по мнению Д. А. Ельцова [4, с. 2].

Существенность вреда должна быть установлена правоприменителем отдельно в каждом отдельно взятом случае и должна быть подтверждена конкретными доказательствами. Существенный вред может быть как материальным, так и нематериальным. Частью 1 статьи 42 УПК РФ [6] установлено, что потерпевшим является юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Материальный вред может выражаться в нарушении конституционных прав и свобод, подрыве деловой репутации организации, причинении помех и сбоев в их работе, сокрытии руководителем организации хищений, которые были совершены в организации, причинении значительного ущерба имуществу. Значительный ущерб также может быть нанесен интересам граждан, организаций, общества или государства. При привлечении к уголовной ответственности в документах должно быть указание на конкретного адресата, которому был причинен вред [3, с. 132].

Между использованием лицом полномочий и наступлением общественно опасных последствий должна быть установлена причинная связь. Рассмотрим пример из судебной практики. Шукшина Т. А., являясь одним из учредителей ООО умышленно, из корыстных побуждений, организовала совершение директором ООО Щербаковой Н. В., ряда умышленных, последовательных действий вопреки законным интересам данной организации, в целях извлечения выгод и преимуществ для себя и Щербаковой Н. В., нанесения вреда другим участникам общества, а также руководила исполнением этих действий. Умышленные действия подсудимой были совершены в целях извлечения выгод и преимуществ для себя и других лиц и находятся в прямой причинной связи с наступившими последствиями в виде существенного вреда правам и законным интересам граждан и организаций. Действия были квалифицированы по ч. 1 ст. 201 УК РФ [7].

Состав преступления сделан по типу материальных, в связи с этим, обязательным признаком объективной стороны будет являться общественно опасные последствия в виде причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций, а также охраняемым законом интересов общества и государства. Признание вреда существенным осуществляется на усмотрение суда и зависит от характера и размера такого вреда, числа потерпевших и иных обстоятельств. Наступление вреда должно находиться в причинной связи с противоправным деянием виновного [4, с. 2].

Таким образом, по результатам рассмотрения особенностей объективной стороны злоупотребления полномочиями можно сделать вывод, что обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого преступления является причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций, либо охраняемых законом интересам общества или государства. Между деянием и последствиями должны быть установлена причинно-следственная связь. Состав преступления сконструирован по типу материальных, в связи с этим, обязательным признаком объективной стороны будет являться общественно опасные последствия в виде причинения существенного вреда. По своему характеру такой вред может быть имущественным, моральным, организационным. Признание вреда существенным осуществляется на усмотрение суда и зависит от характера и размера такого вреда, числа потерпевших и иных обстоятельств.

Список литературы

  1. Кобец П.Н. Значение объективной стороны преступления для разграничения преступлений и иных правонарушений // Инновационная наука. 2017. № 2. С. 2.
  2. Решетникова С.Б. Доктрины причинной связи в уголовном праве: проблемы практического применения // Отечественная юриспруденция. 2016. № 1. С. 3.
  3. Крылова А.В. Проблема толкования понятия законных интересов организации в составе злоупотребления полномочиями (ч. 1 ст. 201 УК РФ) // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2015. № 3. С. 132.
  4. Ельцов Д.А. Указ. соч. С. 2.
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ) от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 3.
  6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 18.02.2020 г.) // СЗ РФ. 2001. № 52. Ст. 4921.
  7. Приговор Вологодского городского суда Вологодской области от 20 февраля 2017 г. по делу № 1-1166/2015 // Режим доступа: https://sudact.ru/regular/doc/SPx77ShuXFND/ (дата обращения: 15.04.2022).

Поделиться

226

Чернавский В. Р. Объективная сторона злоупотребления полномочиями // Актуальные исследования. 2025. №33 (268). С. 70-72. URL: https://apni.ru/article/12868-obuektivnaya-storona-zloupotrebleniya-polnomochiyami

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#39 (274)

Прием материалов

27 сентября - 3 октября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

8 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 октября