Современное воспитание предполагает интеграцию патриотизма в общий образовательный процесс, направленную на формирование личности, способной активно участвовать в жизни страны и служить ей.
В связи с этим, возрождение традиций и основ народного воспитания становится важной задачей. Отечественные исследования подтверждают потенциал народной педагогики в развитии социального опыта, передаче культурного наследия и формировании уважительного отношения к представителям других национальностей у старших дошкольников. Анализ научных работ и передового опыта показал ряд проблем: недостаточная разработанность теоретических и методических аспектов воспитания патриотизма у дошкольников в современных условиях; разрыв между важностью сохранения связи с народной культурой и снижением интереса к традициям и творчеству предков у части родителей, что усложняет формирование патриотических чувств у детей; недостаточная интеграция патриотического воспитания во все виды детской деятельности, особенно в двигательно-игровую.
Использование народных подвижных игр в двигательно-игровой деятельности для развития патриотизма у старших дошкольников актуально, так как способствует духовному возрождению народных традиций и позволяет детям приобретать социальный опыт, наследовать традиции своего народа, повышать уровень культуры межнациональных отношений. Народные игры логично вписываются в технологию патриотического воспитания как средство и метод, основанный на русских национальных традициях и учитывающий культурные и духовные ценности. Они сочетают в себе педагогические принципы, элементы искусства и систему физического развития. Воспитатели дошкольных учреждений, хотя и знакомы с народными играми, часто используют их наравне с другими, не акцентируя внимание на их национальной специфике и не применяя их как полноценное средство патриотического воспитания. Исследования позволили выделить особенности педагогической деятельности по формированию патриотических чувств у старших дошкольников через двигательно-игровую деятельность, насыщенную народными играми. Современные образовательные программы включают задачи и содержание патриотического воспитания, но редко упоминают подвижные игры как важную часть игровой культуры, даже в специализированных программах, таких как «Мы живём в России», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» или «Растим патриотов России».
Двигательно-игровая деятельность, обогащенная народными играми, наиболее благоприятна для формирования патриотических чувств у старших дошкольников. Народные подвижные игры являются ценным инструментом патриотического воспитания. Целью работы было изучение возможностей двигательно-игровой деятельности, насыщенной народными играми, в воспитании патриотизма у старших дошкольников.
Опираясь на труды психологов, педагогов и методистов, были разработаны педагогические условия, необходимые для достижения поставленной цели. К ним относятся: учет возрастных особенностей дошкольников, интеграция народных игр в познавательные и художественно-эстетические маршруты, организация совместной детско-взрослой деятельности, предоставление возможности участия в социально значимых делах и создание эмоционально положительной атмосферы. Социологические подходы к воспитанию патриотизма, согласно определению В. К. Загвоздкина, включали опрос детей, беседы с бабушками, дедушками и другими взрослыми, что способствовало расширению их знаний об истории родного края. Совместные игры создавали позитивный эмоциональный настрой в процессе воспитания патриотизма.
В результате использования народных игр в двигательно-игровой деятельности, можно отметить успешное патриотическое воспитание старших дошкольников благодаря: Интеграции народных игр в познавательные и художественно-эстетические маршруты, расширяющие представления детей о родной стране. Организации совместной детско-взрослой деятельности, наполненной общим смыслом и способствующей освоению правил и содержания игр. Вовлечению детей в социально значимую деятельность, такую как праздники поселка и акция «Бессмертный полк».
Созданию позитивной эмоциональной атмосферы во всей работе по воспитанию любви к Родине. Использованию региональных программ «Выходи играть во двор» и «Здравствуй, мир Белогорья», разработанных Л. Н. Волошиной и Л. В. Серых, что обогатило двигательно-игровой опыт детей. Формированию у детей понимания народных игр как части народной культуры, наряду со сказками и другими элементами фольклора. Включение народных игр в образовательный процесс повысило уровень знаний детей о национальной игровой культуре и обогатило их двигательный опыт. Эффективность патриотического воспитания обеспечивалась использованием региональных программ, обосновывающих целесообразность применения народных игр для физического и социально-нравственного развития. Практический опыт показал, что народные подвижные игры – это эффективный инструмент патриотического воспитания, позволяющий приобщить детей к народной культуре. Они сохраняют свои художественные, воспитательные и развивающие качества и способствуют всестороннему развитию детей.
Однако, для решения проблемы патриотического воспитания необходимо интегрировать народные игры с другими видами деятельности: познавательными, речевыми, художественно-эстетическими. Их следует включать в занятия, прогулки и физкультурные минутки, что позволит расширить и закрепить знания детей о русском народном творчестве и традициях. В заключение можно сказать, что поставленная цель достигнута, а задачи выполнены.
Использование народных игр в образовательной деятельности значительно расширило представления о возможностях двигательно-игровой деятельности в патриотическом воспитании и стимулировало изучение истории родного края. Это стало важным этапом в профессиональном развитии педагога.