Главная
АИ #33 (268)
Статьи журнала АИ #33 (268)
Использование народных подвижных игр для формирования патриотических чувств у ст...

Использование народных подвижных игр для формирования патриотических чувств у старших дошкольников

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

игра
двигательно-игровая деятельность
патриотическое воспитание
воспитание дошкольников
народная культура

Аннотация статьи

В статье описывается опыт использования русских народных подвижных игр для формирования патриотических чувств у старших дошкольников.

Текст статьи

Современное воспитание предполагает интеграцию патриотизма в общий образовательный процесс, направленную на формирование личности, способной активно участвовать в жизни страны и служить ей.

В связи с этим, возрождение традиций и основ народного воспитания становится важной задачей. Отечественные исследования подтверждают потенциал народной педагогики в развитии социального опыта, передаче культурного наследия и формировании уважительного отношения к представителям других национальностей у старших дошкольников. Анализ научных работ и передового опыта показал ряд проблем: недостаточная разработанность теоретических и методических аспектов воспитания патриотизма у дошкольников в современных условиях; разрыв между важностью сохранения связи с народной культурой и снижением интереса к традициям и творчеству предков у части родителей, что усложняет формирование патриотических чувств у детей; недостаточная интеграция патриотического воспитания во все виды детской деятельности, особенно в двигательно-игровую. 

Использование народных подвижных игр в двигательно-игровой деятельности для развития патриотизма у старших дошкольников актуально, так как способствует духовному возрождению народных традиций и позволяет детям приобретать социальный опыт, наследовать традиции своего народа, повышать уровень культуры межнациональных отношений. Народные игры логично вписываются в технологию патриотического воспитания как средство и метод, основанный на русских национальных традициях и учитывающий культурные и духовные ценности. Они сочетают в себе педагогические принципы, элементы искусства и систему физического развития. Воспитатели дошкольных учреждений, хотя и знакомы с народными играми, часто используют их наравне с другими, не акцентируя внимание на их национальной специфике и не применяя их как полноценное средство патриотического воспитания. Исследования позволили выделить особенности педагогической деятельности по формированию патриотических чувств у старших дошкольников через двигательно-игровую деятельность, насыщенную народными играми. Современные образовательные программы включают задачи и содержание патриотического воспитания, но редко упоминают подвижные игры как важную часть игровой культуры, даже в специализированных программах, таких как «Мы живём в России», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» или «Растим патриотов России». 

Двигательно-игровая деятельность, обогащенная народными играми, наиболее благоприятна для формирования патриотических чувств у старших дошкольников. Народные подвижные игры являются ценным инструментом патриотического воспитания. Целью работы было изучение возможностей двигательно-игровой деятельности, насыщенной народными играми, в воспитании патриотизма у старших дошкольников. 

Опираясь на труды психологов, педагогов и методистов, были разработаны педагогические условия, необходимые для достижения поставленной цели. К ним относятся: учет возрастных особенностей дошкольников, интеграция народных игр в познавательные и художественно-эстетические маршруты, организация совместной детско-взрослой деятельности, предоставление возможности участия в социально значимых делах и создание эмоционально положительной атмосферы. Социологические подходы к воспитанию патриотизма, согласно определению В. К. Загвоздкина, включали опрос детей, беседы с бабушками, дедушками и другими взрослыми, что способствовало расширению их знаний об истории родного края. Совместные игры создавали позитивный эмоциональный настрой в процессе воспитания патриотизма.

В результате использования народных игр в двигательно-игровой деятельности, можно отметить успешное патриотическое воспитание старших дошкольников благодаря: Интеграции народных игр в познавательные и художественно-эстетические маршруты, расширяющие представления детей о родной стране. Организации совместной детско-взрослой деятельности, наполненной общим смыслом и способствующей освоению правил и содержания игр. Вовлечению детей в социально значимую деятельность, такую как праздники поселка и акция «Бессмертный полк». 

Созданию позитивной эмоциональной атмосферы во всей работе по воспитанию любви к Родине. Использованию региональных программ «Выходи играть во двор» и «Здравствуй, мир Белогорья», разработанных Л. Н. Волошиной и Л. В. Серых, что обогатило двигательно-игровой опыт детей. Формированию у детей понимания народных игр как части народной культуры, наряду со сказками и другими элементами фольклора. Включение народных игр в образовательный процесс повысило уровень знаний детей о национальной игровой культуре и обогатило их двигательный опыт. Эффективность патриотического воспитания обеспечивалась использованием региональных программ, обосновывающих целесообразность применения народных игр для физического и социально-нравственного развития. Практический опыт показал, что народные подвижные игры – это эффективный инструмент патриотического воспитания, позволяющий приобщить детей к народной культуре. Они сохраняют свои художественные, воспитательные и развивающие качества и способствуют всестороннему развитию детей. 

Однако, для решения проблемы патриотического воспитания необходимо интегрировать народные игры с другими видами деятельности: познавательными, речевыми, художественно-эстетическими. Их следует включать в занятия, прогулки и физкультурные минутки, что позволит расширить и закрепить знания детей о русском народном творчестве и традициях. В заключение можно сказать, что поставленная цель достигнута, а задачи выполнены.

Использование народных игр в образовательной деятельности значительно расширило представления о возможностях двигательно-игровой деятельности в патриотическом воспитании и стимулировало изучение истории родного края. Это стало важным этапом в профессиональном развитии педагога.

Список литературы

  1. Бережнова О.В., Бойко В.В. Парциальная программа физического развития детей 3–7 лет «Малыши-крепыши» [Текст] / О.В. Бережнова, В.В. Бойко. – М.: Издательский центр «Цветной мир», 2017. – 136 с.
  2. Волошина Л.Н. Оптимизация двигательной активности дошкольников в процессе реализации игровых программ и технологий [Текст] / Л.Н. Волошина // Культура физическая и здоровье. ‒ 2013. ‒ № 4 (46). ‒ С. 25-28.
  3. Князева О.Л., Махнева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа: Учебн.-метод. пособие. [Текст] / О.Л. Князева, М.Д. Маханёва. – СПб: Детство-пресс, 1998. – 304 с.

Поделиться

272

Кулибаба А. М., Усова Е. Д., Головина Е. А. Использование народных подвижных игр для формирования патриотических чувств у старших дошкольников // Актуальные исследования. 2025. №33 (268). С. 98-100. URL: https://apni.ru/article/12869-ispolzovanie-narodnyh-podvizhnyh-igr-dlya-formirovaniya-patrioticheskih-chuvstv-u-starshih-doshkolnikov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#39 (274)

Прием материалов

27 сентября - 3 октября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

8 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 октября