Главная
АИ #19 (22)
Статьи журнала АИ #19 (22)
Речь как объект лингвистики. Публичная речь

Речь как объект лингвистики. Публичная речь

Автор(-ы):

Калачева Ирина Игоревна

Секция

Филология, иностранные языки, журналистика

Ключевые слова

речь
публичное выступление
публичная речь
монолог
диалог
внутренняя и внешняя речи

Аннотация статьи

В статье рассматривается речь как объект лингвистики. Особое внимание отводится публичной речи. Выделяются основные формы, виды речи в соответствии с которыми дается характеристика публичной речи.

Текст статьи

Предметом русского языка является слово, речь человека. Человеческая речь бывает внешней и внутренней. Внешняя – это произнесенная (услышанная) или записанная (прочитанная) речь. Внутренняя – речь, возникающая в процессе мышления и не имеющая устного или письменного оформления.

Следует отметить и взаимозависимость внутренней и внешней речи, которая выражается в том, что перед звуковым оформлением мысли во внутренней речи составляется план будущего высказывания. С помощью специальных электрофизиологических исследований установлено наличие скрытой артикуляции во время протекания внутренней речи (А.Н. Соколов), т.е. внутренняя речь выполняет важную подготовительную функцию для осуществления непосредственного внешнего высказывания.

Внешняя речь может быть устной и письменной. Остановимся подробнее на устной речи, которая имеет непосредственное отношение к публичному выступлению. Устная речь – речь звучащая, характеризующаяся сравнительно свободным отношением к литературной норме. Она включает в себя говорение, т.е. отправление речевых акустических сигналов, содержащих в себе некоторую информацию, и слушание, т.е. восприятие речевых акустических сигналов и их понимание. Устная речь реализуется в двух разновидностях: публичной и разговорной (обиходной). Для их разграничения Л.К. Цеплитис и Н.Я. Катлапе используют понятие ”речевая ситуация“ – множество обстоятельств, помогающих осуществлять речевое общение и влияющих на его форму и содержание [6, с. 14]. В зависимости от этого даются следующие определения: «... публичной речью назовем такой вид устного общения, для которого характерны следующие элементы речевой ситуации: 1) многочисленная аудитория; 2) официальная обстановка (спектакль, концерт, лекция, собрание, школьный урок, заседание суда и т.п.)».

Лингвисты Е.А. Земская, Е.Н. Ширяев выделяют в неразговорной (официальной) устной речи публичную речь (один говорящий и много слушающих) и непубличную (официальную, но лично адресованную, персональную, с меной ролей говорящий/слушающий) [3, с. 62-63]. Во многом это деление совпадает с делением на монологическую речь, которая значительно ближе к письменной речи, характеризуется своей организованностью, целостностью, и диалогическую, в которой даже в официальных условиях обнаруживается очень большая близость к разговорной речи. Публичная речь является, как правило, монологической. Это кодифицированная речь с отдельными отклонениями за счет устной формы. В ее основе лежит языковая норма, отражающая общие закономерности развития языка, предписывающая определенные правила отбора элементов языковой системы и их использования в практике публичной речи.

С.И. Ожегов подчеркивал, что высокое мастерство речи, опираясь на совершенное владение языковой нормой, включает в себя еще и умение находить для выражения мысли наиболее подходящие для каждой данной ситуации общения и наиболее выразительные, доходчивые средства языковой системы. Публичная речь будет действеннее, если она подкреплена соблюдением грамматических норм. Публичная речь не может быть отвлеченно-правильной, нейтральной. Она учитывает и отражает в себе социальную, профессиональную и другие особенности конкретных слушателей. В ее основе лежит отработка навыков, делающих речь выразительной, яркой, доходчивой, действенной.

Публичное выступление – акт речевой деятельности, в ходе которой мысль, формируясь, получает внешнее воплощение в звучащей фразе. На слушателя при этом оказывает воздействие логическая структура содержания и внешняя форма, выражающая это содержание в звуках устной речи.

Обиходная речь – «вид устного общения, речевую ситуацию которого образуют: 1) небольшое число слушателей; 2) неофициальная, повседневная обстановка» [3, с. 64].

Кроме вышеназванных характеристик разновидностей устной речи, отметим, что публичная речь может быть неподготовленной и подготовленной, но лишь по некоторым аспектам (например, речь на заранее известную тему, обдуманная в частях, намеченная в виде плана и т.п.), а разговорная (обиходная) речь бывает только неподготовленной.

Естественно желание лингвистов классифицировать возможные речевые действия человека. Например, А.К. Михальская выделяет типы речевых актов, в соответствии с речевыми целями говорящего, риторическими задачами.

Таблица

Типы речевых действий и дискурса

Цель говорящего
(речевое намерение)

Тип речевого акта
(речевого действия)

Тип речи
(дискурса)

1. Сообщить, информировать

Сообщение информации

Информирующий

2. Высказать и доказать свое мнение

Убеждение

Аргументирующий

3. Побудить к действию

Побуждение

Агитирующий

4. Обсудить проблему с помощью партнера, найти вместе с ним истину

Поиск смысла

Эвристический

5. Выразить свое видение (понимание) добра и зла, прекрасного и постыдного

Оценка (похвала и порицание)

Эпидейктический

6. Доставлять удовольствие себе и партнеру самим процессом речевого общения как таковым

Игровые речевые акты

Гедонистический

7. Выразить и возбудить эмоции, предложить свою «эмоциональную картину»

Эмотив

Поэтический

С. Бернштейн считал, что выбор языковых приемов изложения, языковой стиль в публичной речи должен определяться задачами выступления. Он выделял следующие ее типы: 1) агитационный (задача – заинтересовать слушателей, создать определенную настроенность, воздействовать на волю); 2) коммуникационный (задача – сообщить определенные знания слушателям, у которых уже предполагается наличие более или менее прочной заинтересованности). В этой рубрике выделяются две разновидности: объяснительная и информационная; 3) повествовательный (задача – вызвать у слушателей процессы образного мышления); 4) инструкционный (задача – дать слушателям практические указания для самостоятельных занятий или для известной практической деятельности) [1, с. 11-12].

Устная речь ситуативна. В связи с тем, что в ее процессе осуществляется непосредственный контакт с собеседником, говорящий может опускать то, что ясно из ситуации, регулировать речь в зависимости от реакции слушателей. Подготовленным характером устной речи объясняются такие присущие ей явления, как повторы, незаконченные синтаксические построения. Эти особенности свойственны, как правило, разговорной речи, но иногда встречаются и в публичной.

Кроме устной и письменной, различаются монологическая и диалогическая формы речи.

Что же касается публичной речи, то она чаще всего монологична. Диалог в ней, если и присутствует (например, дискуссия), то как «монологизированный», т.е. представляет собой обмен развернутыми текстами: участники дискуссии, как правило, заранее знакомы с темой обсуждения [5, с. 21].

Устная речь, используемая в общении с широкой аудиторией, т.е. публичная речь, сближается с письменной речью не только монологичностью, но и подготовленностью, продуманностью, организованностью, развернутостью высказываний.

Очень хорошо эта «промежуточность» публичной речи раскрыта Т.А. Ладыженской, указывающей на неправомерность предъявления к устной речи учащихся тех же требований, какие предъявляются к письменной речи. Методист квалифицирует присущее учащимся «именно как ее особенности, а не как нарушение норм литературного языка» [4, с. 14], рассматривает методику работы учителя по развитию навыков публичной речи, описывает приемы подготовки к устным высказываниям, приводит показатели уровня развития навыков связной речи и т.д.

Устная публичная речь предполагает, что говорящий не должен пользоваться теми языковыми средствами, которые его затрудняют при производстве речи. Публичная устная речь, в отличие от письменной, широко использует так называемые «лишние» слова, которые не только заполняют паузы, но и позволяют слушателям усвоить сказанное, осмыслить его.

По принятому нами определению, речь – последовательность языковых знаков, организованная по «правилам» языка и в соответствии с потребностями выражаемой информации. Такую последовательность создает говорящий или пишущий, воспринимает слушатель или читатель. Более полному и лучшему осуществлению коммуникативных задач служат коммуникативные качества речи, совокупность которых образует речевую культуру общества и отдельного человека.

По определению Б.Н. Головина, «речь оказывается явлением не только лингвистическим, но и психологическим и эстетическим» [2, с. 23].

В числе теоретических предпосылок верного понимания и успешного описания речевой культуры, качеств хорошей речи сказывается умение видеть системные отношения речи, ее языковой структуры к неречевым структурам. Это необходимо потому, что речь в процессе ее построения и понимания всегда решает те или иные коммуникативные задачи и соотнесена с внешними по отношению к ней структурами (языка, сознания в целом, мышления, предметной действительности и т.д.).

Основу любого публичного выступления составляет его содержание. Нередко подготовка публичного выступления сводится к разработке содержания, а вопрос о форме, в которой оно должно проявиться, и методах его реализации в аудитории даже не ставится. Воплощением этой тенденции является стремление считать подготовку текста выступления, т.е. письменное изложение его содержания, подготовкой самого выступления, что неизбежно приводит к превращению его из творческого акта живого взаимодействия с аудиторией в устное изложение заранее заготовленного и зафиксированного на бумаге текста.

Публичное выступление, хотя и сохраняет видимые внешние признаки монологической речи (предварительную подготовленность, последовательность изложения взаимосвязанных мыслей и т.д.), по существу, является диалогом. Рассуждение окончательно формируется в своей речевой структуре в самом процессе живого взаимодействия с собеседником. Оно имеет своей целью включить слушателей в ход совместного размышления, направить их мысли в сторону формирования верного вывода, повлиять на него с определенной целью и тем самым подвести к осознанному восприятию излагаемого содержания. В процессе публичного выступления должен быть использован механизм обратной связи, позволяющей регулировать ход рассуждения в зависимости от реального восприятия партнером излагаемых мыслей.

Процесс подготовки полезно разделить на две взаимосвязанные между собой части: 1) разработка содержания будущего выступления; 2) подготовка к творческому воплощению этого содержания в конкретной ситуации публичного выступления.

Первую часть подготовки нередко называют исследовательским процессом (определение проблемы, выяснение ее актуальности, практической значимости, установление круга вопросов, которые помогут выявить содержание темы, уточнить свою позицию в решении проблемы). Анализ источников, поиск и отбор фактического материала, его оценка и обобщение, выстраивание логической системы аргументации, формулировка выводов – основные задачи, решаемые на этом этапе.

Подготовка текста представляет собой глубокую и всестороннюю разработку сущности темы, выстраивание логики ее развития. Предварительная подготовка материала в виде подробно разработанного конспекта содержания всей темы, а не отдельного выступления предоставляет выступающему возможность прогнозирования различных аспектов проблемы, закладывающих содержательную основу выступления.

Список литературы

  1. Бернштейн С.И. Язык радио. – М.: Наука, 1977. – 47 с.
  2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – 2-е изд., испр. – М.: Высш. школа, 1988. – 319 с.
  3. Земская Е.А., Ширяев Е.Н. Устная публичная речь: разговорная или кодифицированная// ВЯ, 1980, № 2. – С. 61-72.
  4. Ладыженская ТА. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М. : Педагогика, 1975. – 256 с.
  5. Супрун А.Е. Лекции по лингвистике: Учебное пособие. Минск: Изд-во БГУ им. В.И. Ленина, 1980. – 144 с.
  6. Цеплитис Л.К., Катлапе Н.Я. Теория публичной речи. – Рит: Зинатне, 1974. – 120 с.

Поделиться

6774

Калачева И. И. Речь как объект лингвистики. Публичная речь // Актуальные исследования. 2020. №19 (22). С. 31-34. URL: https://apni.ru/article/1287-rech-kak-obekt-lingvistiki-publichnaya-rech

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Филология, иностранные языки, журналистика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля