Главная
АИ #33 (268)
Статьи журнала АИ #33 (268)
Цифровые образовательные ресурсы как компонент процесса обучения младших школьни...

Цифровые образовательные ресурсы как компонент процесса обучения младших школьников

20 августа 2025

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

цифровые образовательные ресурсы
младшие школьники
обучение
начальная школа

Аннотация статьи

В статье рассматривается роль цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в процессе обучения младших школьников. Анализируются преимущества и особенности использования ЦОР в начальной школе, а также их влияние на качество образовательного процесса.

Текст статьи

Введение

В современном образовательном пространстве цифровые технологии занимают всё более значимое место. Цифровые образовательные ресурсы становятся неотъемлемой частью процесса обучения, особенно в начальной школе. Они предоставляют новые возможности для организации учебного процесса, способствуют повышению мотивации учащихся и улучшению качества образования.

Цифровые образовательные ресурсы – это электронные материалы, предназначенные для использования в образовательном процессе. К ним относятся электронные учебники, интерактивные задания, мультимедийные презентации, видеоуроки и другие материалы.

Уроки с использованием цифровых образовательных ресурсов особенно актуальны в начальной школе, т. к. ребенок должен за относительно небольшой промежуток времени научиться находить, выбирать и использовать для своей цели нужную ему информацию. В решении этой задачи мне помогает сочетание традиционных методов обучения и информационных технологий.

Современные дети активно используют цифровые технологии, почти у каждого ребенка моего класса есть телефон, планшет или компьютер и надо сделать так, чтобы дети пользовались ими не только для игры, но для обучения, потому что, используя их, дети учатся добывать знания самостоятельно: ищут информацию, анализируют её, отсеивают ненужное, выделяют главное. Учащиеся учатся работать с различными цифровыми инструментами, платформами и программами, которые они будут использовать в своей будущей профессиональной жизни.

Мои ученики умеют создавать презентации демонстрировать их на уроке, записывать и воспроизводить видео для класса. Если что-то у них не получается, они обращаются за помощью к учителям или к старшим товарищам.

Использование цифровых образовательных ресурсов позволяет сделать процесс обучения более интересным и привлекательным для учащихся, что повышает их мотивацию к учёбе.

Важнейшей задачей информатизации учебного процесса в нашей школе является повышение уровня обучения за счет включения в педагогическую практику современных информационно-коммуникационных технологий, использования цифровых образовательных ресурсов, которые способствуют формированию личности способной грамотно жить в информационном обществе.

Цифровые образовательные ресурсы позволяют сделать обучение доступным, интерактивным, наглядным.

Ученики 1–4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Учебные материалы доступны в любое время и в любом месте, где есть доступ к интернету. Это особенно важно для дистанционного обучения.

Мои ученики первый класс прошли в дистанционном обучении, все уроки, внеурочная деятельность и утренники проводились с помощью компьютеров. Во время дистанционного обучения первоклассники могли подключиться к уроку, включить презентацию экрана. Включить, выключить микрофон и камеру.

Не выходя из дома, дети учились общаться. Слушать друг друга, обсуждать различные темы, в этом нам помогали внеурочная деятельность, утренники и классные часы, которые тоже проводились дистанционно.

Использование ЦОР в начальной школе имеет ряд преимуществ:

  • повышение мотивации учащихся за счёт использования современных технологий;
  • разнообразие форм представления информации (текст, аудио, видео);
  • возможность индивидуализации обучения (адаптация материала под уровень каждого ученика);
  • доступ к большому объёму информации;
  • интерактивность и возможность взаимодействия с материалом.

Хочу остановиться на видах деятельности, которые я использую в своей работе.

Интерактивные задания, образовательные игры – это задачи и упражнения, в которых ученик активно участвует, взаимодействуя с компьютером или другими участниками обучения. Эти задания направлены не только на закрепление уже изученного материала, но и на изучение нового

В интернете много образовательных игр и интерактивных заданий, ничего не надо придумывать, забил в поисковую строку, какой материал нужно изучить, закрепить и проверить и получаешь то, что нужно.

Конечно, все игры и задания я сначала просматриваю, а потом выдаю их детям.

Все знают, как трудно детям учить таблицу умножения, каждое лето дети ее забывают, для запоминания я использую интерактивный тренажер. Его можно использовать и в телефоне, и на компьютере.

Ребенок может сам себя проверить и исправить ошибки. Этот тренажёр можно использовать как для индивидуальной работы, так и для совместной работы в классе, например на устном счёте.

Интерактивное задание можно найти на любое правило.

В 1 классе при обучении письму букв и цифр большую помощь оказывают интерактивные плакаты, где ручка "сама прописывает образцы букв и цифр" Особенно это было актуально, когда мы в первом классе учились читать и писать дистанционно.

Так же я использую плакаты (слайды) – они могут содержать правила, формулировки, проверочные работы, их можно распечатать.

Это могут быть задания, предполагающие индивидуальную работу ребенка, для проверки изученных знаний или для закрепления знаний

Дидактические материалы можно использовать в словарной работе, устном счете, рефлексии. Здесь представлены материалы по математике и русскому языку практически на все правила. Материал я распечатываю и использую в своей работе. Например, игра пингвины и льдины, где повторяется деление с остатком. Дети считают примеры и прикрепляют его к выбранному пингвину. Для закрепления написания безударных гласных надо сложить цветы с написанными словами в корзину с правильной буквой, а потом дети записывают слова в тетрадь. Можно сначала написать слова, а потом их проверить, раскладывая их в корзины с буквами.

Понятно, что самые увлекательные и интересные задания платные, но можно найти и много бесплатного материала.

Я использую различные презентации и видеоролики – где можно остановить показ или вернуться назад, запустить заново, если детям что – то непонятно. К тому же звуковое сопровождение создает эмоциональный фон.

В своей работе я использую популярные образовательные ресурсы:

  • Яндекс Учебник.
  • Учи.ру.
  • Российская электронная школа.
  • МЭШ (Московская электронная школа).
  • Инфоурок.

Хочу кратко рассказать о некоторых из них.

Cервис ЯндексУчебник – (российская образовательная платформа для учителей и учеников). Сервис позволяет преподавателям использовать видео при объяснении нового материала, назначать и автоматически проверять домашние задания, отслеживать успеваемость отдельных учеников и всего класса, индивидуально работать с успешными и отстающими учениками.

Для самостоятельного обучения мои ученики зарегистрированы и проходят задания на платформе Учи.ру – это онлайн - платформа, где дети изучают школьные предметы в интерактивной форме. Здесь есть и уроки, и задания, и олимпиады.

Несомненно, что в пользу работы на «Учи.ру» говорит и повышение у детей мотивации к обучению, познавательной активности. Старания учеников поощряются грамотами и дипломами, что позволяет пополнять их портфолио.

Использование ЦОР может существенно повлиять на качество образовательного процесса. Они могут помочь учителям сделать уроки более интересными и разнообразными, а учащимся – лучше усвоить материал.

Работа с цифровыми образовательными ресурсами увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т. е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на уроках. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность.

Однако для достижения максимального эффекта необходимо правильно подобрать и использовать ЦОР, учитывая возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

При использовании ЦОР в работе с младшими школьниками необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, ведь продолжительное нахождение перед мониторами устройств подвергает детей риску возникновения проблем со зрением, снижению физической активности и ограничению социального взаимодействия в реальной жизни.

Материалы должны быть адаптированы под уровень восприятия детей, содержать яркие иллюстрации, аудио- и видеофрагменты.

Также важно обеспечить контроль за временем использования цифровых устройств, чтобы не навредить здоровью учащихся. Необходимо соблюдать режим работы за компьютером, чередовать виды деятельности

и постоянно напоминать детям о поведении и технике безопасности при работе с компьютерами, телефонами, планшетами.

Заключение

Цифровые образовательные ресурсы являются важным компонентом процесса обучения младших школьников. Их использование детьми влияет на учёбу следующим образом:

  • Повышение мотивации к учёбе. Материал подаётся в более интересном и удобном формате, его легче освоить.
  • Адаптация учебного процесса под нужды каждого ученика. Специальные программы и платформы настраиваются под уровень подготовки каждого ребёнка.
  • Развитие навыка самообучения. Дети учатся добывать знания самостоятельно: ищут информацию, анализируют её, отсеивают ненужное, выделяют главное.
  • Развитие цифровых навыков. Учащиеся учатся работать с различными цифровыми инструментами, платформами и программами, которые они будут использовать в своей будущей профессиональной жизни.

Список литературы

  1. Макасер И.Л. Игра как элемент обучения. Информатика в начальном образовании. – 2001. № 2. – С. 71-77.
  2. Цветкова М.С. Методические материалы по начальной школе. Методический вестник. – 2002. № 10/2. – С. 39-43.
  3. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).

Поделиться

8

Шатохина И. И. Цифровые образовательные ресурсы как компонент процесса обучения младших школьников // Актуальные исследования. 2025. №33 (268). URL: https://apni.ru/article/12881-cifrovye-obrazovatelnye-resursy-kak-komponent-processa-obucheniya-mladshih-shkolnikov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#33 (268)

Прием материалов

16 августа - 22 августа

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 августа

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 сентября