Введение
В современном образовательном пространстве цифровые технологии занимают всё более значимое место. Цифровые образовательные ресурсы становятся неотъемлемой частью процесса обучения, особенно в начальной школе. Они предоставляют новые возможности для организации учебного процесса, способствуют повышению мотивации учащихся и улучшению качества образования.
Цифровые образовательные ресурсы – это электронные материалы, предназначенные для использования в образовательном процессе. К ним относятся электронные учебники, интерактивные задания, мультимедийные презентации, видеоуроки и другие материалы.
Уроки с использованием цифровых образовательных ресурсов особенно актуальны в начальной школе, т. к. ребенок должен за относительно небольшой промежуток времени научиться находить, выбирать и использовать для своей цели нужную ему информацию. В решении этой задачи мне помогает сочетание традиционных методов обучения и информационных технологий.
Современные дети активно используют цифровые технологии, почти у каждого ребенка моего класса есть телефон, планшет или компьютер и надо сделать так, чтобы дети пользовались ими не только для игры, но для обучения, потому что, используя их, дети учатся добывать знания самостоятельно: ищут информацию, анализируют её, отсеивают ненужное, выделяют главное. Учащиеся учатся работать с различными цифровыми инструментами, платформами и программами, которые они будут использовать в своей будущей профессиональной жизни.
Мои ученики умеют создавать презентации демонстрировать их на уроке, записывать и воспроизводить видео для класса. Если что-то у них не получается, они обращаются за помощью к учителям или к старшим товарищам.
Использование цифровых образовательных ресурсов позволяет сделать процесс обучения более интересным и привлекательным для учащихся, что повышает их мотивацию к учёбе.
Важнейшей задачей информатизации учебного процесса в нашей школе является повышение уровня обучения за счет включения в педагогическую практику современных информационно-коммуникационных технологий, использования цифровых образовательных ресурсов, которые способствуют формированию личности способной грамотно жить в информационном обществе.
Цифровые образовательные ресурсы позволяют сделать обучение доступным, интерактивным, наглядным.
Ученики 1–4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Учебные материалы доступны в любое время и в любом месте, где есть доступ к интернету. Это особенно важно для дистанционного обучения.
Мои ученики первый класс прошли в дистанционном обучении, все уроки, внеурочная деятельность и утренники проводились с помощью компьютеров. Во время дистанционного обучения первоклассники могли подключиться к уроку, включить презентацию экрана. Включить, выключить микрофон и камеру.
Не выходя из дома, дети учились общаться. Слушать друг друга, обсуждать различные темы, в этом нам помогали внеурочная деятельность, утренники и классные часы, которые тоже проводились дистанционно.
Использование ЦОР в начальной школе имеет ряд преимуществ:
- повышение мотивации учащихся за счёт использования современных технологий;
- разнообразие форм представления информации (текст, аудио, видео);
- возможность индивидуализации обучения (адаптация материала под уровень каждого ученика);
- доступ к большому объёму информации;
- интерактивность и возможность взаимодействия с материалом.
Хочу остановиться на видах деятельности, которые я использую в своей работе.
Интерактивные задания, образовательные игры – это задачи и упражнения, в которых ученик активно участвует, взаимодействуя с компьютером или другими участниками обучения. Эти задания направлены не только на закрепление уже изученного материала, но и на изучение нового
В интернете много образовательных игр и интерактивных заданий, ничего не надо придумывать, забил в поисковую строку, какой материал нужно изучить, закрепить и проверить и получаешь то, что нужно.
Конечно, все игры и задания я сначала просматриваю, а потом выдаю их детям.
Все знают, как трудно детям учить таблицу умножения, каждое лето дети ее забывают, для запоминания я использую интерактивный тренажер. Его можно использовать и в телефоне, и на компьютере.
Ребенок может сам себя проверить и исправить ошибки. Этот тренажёр можно использовать как для индивидуальной работы, так и для совместной работы в классе, например на устном счёте.
Интерактивное задание можно найти на любое правило.
В 1 классе при обучении письму букв и цифр большую помощь оказывают интерактивные плакаты, где ручка "сама прописывает образцы букв и цифр" Особенно это было актуально, когда мы в первом классе учились читать и писать дистанционно.
Так же я использую плакаты (слайды) – они могут содержать правила, формулировки, проверочные работы, их можно распечатать.
Это могут быть задания, предполагающие индивидуальную работу ребенка, для проверки изученных знаний или для закрепления знаний
Дидактические материалы можно использовать в словарной работе, устном счете, рефлексии. Здесь представлены материалы по математике и русскому языку практически на все правила. Материал я распечатываю и использую в своей работе. Например, игра пингвины и льдины, где повторяется деление с остатком. Дети считают примеры и прикрепляют его к выбранному пингвину. Для закрепления написания безударных гласных надо сложить цветы с написанными словами в корзину с правильной буквой, а потом дети записывают слова в тетрадь. Можно сначала написать слова, а потом их проверить, раскладывая их в корзины с буквами.
Понятно, что самые увлекательные и интересные задания платные, но можно найти и много бесплатного материала.
Я использую различные презентации и видеоролики – где можно остановить показ или вернуться назад, запустить заново, если детям что – то непонятно. К тому же звуковое сопровождение создает эмоциональный фон.
В своей работе я использую популярные образовательные ресурсы:
- Яндекс Учебник.
- Учи.ру.
- Российская электронная школа.
- МЭШ (Московская электронная школа).
- Инфоурок.
Хочу кратко рассказать о некоторых из них.
Cервис ЯндексУчебник – (российская образовательная платформа для учителей и учеников). Сервис позволяет преподавателям использовать видео при объяснении нового материала, назначать и автоматически проверять домашние задания, отслеживать успеваемость отдельных учеников и всего класса, индивидуально работать с успешными и отстающими учениками.
Для самостоятельного обучения мои ученики зарегистрированы и проходят задания на платформе Учи.ру – это онлайн - платформа, где дети изучают школьные предметы в интерактивной форме. Здесь есть и уроки, и задания, и олимпиады.
Несомненно, что в пользу работы на «Учи.ру» говорит и повышение у детей мотивации к обучению, познавательной активности. Старания учеников поощряются грамотами и дипломами, что позволяет пополнять их портфолио.
Использование ЦОР может существенно повлиять на качество образовательного процесса. Они могут помочь учителям сделать уроки более интересными и разнообразными, а учащимся – лучше усвоить материал.
Работа с цифровыми образовательными ресурсами увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т. е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на уроках. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность.
Однако для достижения максимального эффекта необходимо правильно подобрать и использовать ЦОР, учитывая возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
При использовании ЦОР в работе с младшими школьниками необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, ведь продолжительное нахождение перед мониторами устройств подвергает детей риску возникновения проблем со зрением, снижению физической активности и ограничению социального взаимодействия в реальной жизни.
Материалы должны быть адаптированы под уровень восприятия детей, содержать яркие иллюстрации, аудио- и видеофрагменты.
Также важно обеспечить контроль за временем использования цифровых устройств, чтобы не навредить здоровью учащихся. Необходимо соблюдать режим работы за компьютером, чередовать виды деятельности
и постоянно напоминать детям о поведении и технике безопасности при работе с компьютерами, телефонами, планшетами.
Заключение
Цифровые образовательные ресурсы являются важным компонентом процесса обучения младших школьников. Их использование детьми влияет на учёбу следующим образом:
- Повышение мотивации к учёбе. Материал подаётся в более интересном и удобном формате, его легче освоить.
- Адаптация учебного процесса под нужды каждого ученика. Специальные программы и платформы настраиваются под уровень подготовки каждого ребёнка.
- Развитие навыка самообучения. Дети учатся добывать знания самостоятельно: ищут информацию, анализируют её, отсеивают ненужное, выделяют главное.
- Развитие цифровых навыков. Учащиеся учатся работать с различными цифровыми инструментами, платформами и программами, которые они будут использовать в своей будущей профессиональной жизни.