Главная
АИ #33 (268)
Статьи журнала АИ #33 (268)
Воспитание у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни

Воспитание у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

дошкольный возраст
здоровый образ жизни
воспитание
ценностное отношение к здоровью
педагог
родители
двигательная активность
гигиена
закаливание
мотивация
формирование привычек
образовательная организация

Аннотация статьи

В статье рассматривается проблема воспитания у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни (ЗОЖ) как одной из важнейших задач современного педагога. Подчеркивается, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ здоровья, правильных привычек и устойчивых ценностных ориентаций. Определены ключевые факторы ЗОЖ: рациональный режим дня, сбалансированное питание, двигательная активность, закаливание, психоэмоциональное равновесие, соблюдение гигиенических норм.

Текст статьи

Воспитание у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни – важная задача педагога, которая позволяет детям научиться заботиться о себе и осознавать важность здорового образа жизни. Именно на этапе дошкольного возраста, необходимо формировать мотивацию на здоровье и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни (ЗОЖ). Детство – важный период жизни, когда закладываются и формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека.

Основополагающие факторы здорового образа жизни это: целесообразный режим; регулярное здоровое питание; двигательная деятельность; закаливание; поддержка стабильного психоэмоционального состояния; устранение деструктивных привычек и наклонностей; приемлемый распорядок отдыха и труда; гигиена. Нет сомнений в том, что эти правила обязаны быть реализованы в концепции основ и каркаса здорового образа жизни дошкольника.

Для воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни у дошкольников также важно создать в образовательной организации атмосферу престижности здорового образа жизни и работать с родителями.

Некоторые методы, которые можно использовать для решения задачи воспитывая у дошкольников ценностное отношение к ЗОЖ:

Изучение и обсуждение художественной литературы о здоровом образе жизни, рассмотрение иллюстраций. Это способствует расширению представлений детей о здоровье:

«Здоровье и болезнь»:

  • А. Акулин «Людоеды»;
  • В. Бондаренко «Где здоровье медвежье»;
  • В. Беспалов «Голубая льдинка»;
  • С. Афонькин «Как победить простуду?» и «Откуда берется болезнь?»;
  • стихотворения о зарядке Г. Граубина, Е. Ильина, Л. Мезинова, С. Пркофьевой, Г. Сапгира;
  • рассказы Ч. Янчарского «Приключения Мишки-Ушастика» и т. д.

Проведение образовательных игр («Что сначала – что потом (режим дня)», «Полезно-вредно», «Правила гигиены», «Что лишнее», «Лабиринты здоровья», и другие). Такие игры помогают закрепить понимание факторов, влияющих на здоровье.

Беседы о принципах здорового образа жизни, личной гигиенической заботе, закаливании, значении утренней физической зарядки и других аспектах. В процессе обсуждения дети учатся аргументировать свои мнения.

Составление описательных рассказов о полезных продуктах, физических упражнениях, методах укрепления здоровья. Это способствует развитию связной речи и закреплению знаний о здоровье.

Пересказы текстов о здоровом образе жизни, спорте, теле-работе. Такие пересказы способствуют формированию ценностного отношения к здоровью персонажей и к себе лично.

Ролевые игры, моделирующие ситуации первой помощи, обращения к врачу, активных занятий спортом. Такие игры помогают закрепить полученные знания на практике.

Проектная деятельность по темам («Хочу расти здоровым», «Здоровые дети – здоровая нация»). Проекты позволяют применить знания на практике и раскрыть творческий потенциал.

Здоровье помогает нам, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать жизненные трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Здоровье, разумно сохраняемое, укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

При этом педагог сам должен быть моделью здорового поведения и демонстрировать ценность собственного здоровья и здоровья воспитанников.

Воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста реализуется в таких формах как: совместная деятельность взрослого и детей – это занятия, режимные моменты, индивидуальная работа; самостоятельная деятельность детей; досуги, спортивные соревнования, праздники. Средствами воспитания выступают различные виды деятельности при ведущей роли игры.

Дошкольный возраст – это важный период в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в дошкольном возрасте человек проходит огромный путь развития. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, а также формируются основные черты личности и характер. Кроме того, дошкольный возраст – это самое благоприятное время для формирования правильных привычек, ценностных ориентаций. По мнению ученых, дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям, к себе и своему здоровью – все это зависит от того, насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.

Таким образом, формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни – это целенаправленный и систематический воспитательный процесс, направленный на формирование отношения ребенка к здоровью как к ценности, включающее знания о ценности здоровья как необходимой предпосылки для полноценной жизни человека и сопровождающееся позитивными эмоциями в различных видах деятельности, ориентированных на сохранение и укрепление здоровья.

Вот некоторые рекомендации для педагогов дошкольной образовательной организации:

  1. Необходимо формировать у детей мотивацию к соблюдению правил ведения здорового образа жизни.
  2. Использовать игровые методы работы.
  3. Осуществлять преемственность форм и методов воспитания дошкольников в условиях детского сада и семьи.
  4. Повышать уровень родительской ответственности за здоровье детей.

Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться».

Список литературы

  1. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века. М.: Гардарики, 2008. – 164 с.
  2. Абдульманова Л.В. Педагогические основы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2014. – № 11. – С. 46-51.
  3. Алямовская В.Г. Оздоровительные технологии в дошкольном образовательном учреждении: инновационный аспект. – М.: Педагогический университет «Первое сентября». 2010. – 92 с.
  4. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 64 с.
  5. Брехман И.И. Введение в валеологию – науку о здоровье. – СПб.: Питер, 2015. – 125 с.
  6. Блинова Г.В. Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни детей до-школьного возраста // Молодой ученый. – 2017. – № 6. – С. 320.
  7. Взаимодействие детского сада с семьей в физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников: семейные праздники, физкультурные занятия, консультации для родителей / авт.-сост. Т.В. Гулидова, Н.А. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 72 с.
  8. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждений и родителей / Т.Н. Доронова и др. – М.: Просвещение, 2005. – 190 с.
  9. Волкова Е.Ю. Система работы по ЗОЖ и ОБЖ в детском саду // Вестник научных конференций. – 2019. – № 5-1(45). – С. 37-39.

Поделиться

6

Берестовая Н. С., Курчина Е. Ю., Хожаинова Т. А., Фомина Е. А. Воспитание у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни // Актуальные исследования. 2025. №33 (268). URL: https://apni.ru/article/12889-vospitanie-u-doshkolnikov-cennostnogo-otnosheniya-k-zdorovomu-obrazu-zhizni

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#34 (269)

Прием материалов

23 августа - 29 августа

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

3 сентября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 сентября