Проблема инклюзивного образования, когда дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обучаются вместе со сверстниками без особенностей развития, является одной из самых актуальных в современной педагогике. Инклюзия предполагает создание образовательной среды, которая учитывает потребности каждого ребенка, независимо от его физических или ментальных возможностей. Это не просто механическое включение ребенка с ОВЗ в обычный класс, а целенаправленная работа по созданию условий для его полноценного развития и социализации.
К этой категории относятся дети с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития (ЗПР), расстройствами аутистического спектра (РАС), интеллекта.
К специальным условиям обучения можно отнести создание адаптированной образовательной программы, коррекционно-развивающие занятия, психолого-педагогическое сопровождение, индивидуальный маршрут по развитию и укреплению физического состояния школьников с ОВЗ. Весь этот комплекс устанавливается, исходя из актуального состояния ребенка, медицинских рекомендаций и наличия технических средств для создания максимально комфортных и адаптированных условий для определенной категории обучающихся.
Особое внимание следует обратить на каждую группу детей. Например, у школьников с сенсорными нарушениями будут проблемы в восприятии учебного материала, в сниженном объеме внимания, памяти, пространственных представлений. При нарушениях интеллекта возникают проблемы во взаимодействии с педагогом и сверстниками, трудности в обучении выражаются в неустойчивом внимании, рассеянности, сложностях в переключении с одной деятельности на другую, отсутствии особого интереса к обучению. У детей с нарушениями речи наблюдаются трудности в овладении навыками чтения и письма, пробелы в знаниях об окружающем мире, снижены внимание и память, что ведет к хронической неуспеваемости. У детей с РАС выраженное недоразвитие когнитивной сферы, имеются специфические пробелы в коммуникации и социальной адаптации, перепады настроения, вспышки агрессии. Школьники с нарушениями опорно-двигательного аппарата часто имеют нарушения сенсорной и познавательной сфер, физическая несостоятельность ведет к повышенной утомляемости, истощаемости психических процессов, что связано с поражением ЦНС. Вынужденная изоляция ведет к ограниченным познаниям об окружающем мире и социальной сфере. Резко ограничен контакт со сверстниками, которые не всегда желают общаться с инвалидом-колясочником или криво ходящим подростком с ДЦП.
В индивидуальный маршрут по развитию и укреплению физического состояния школьников с ОВЗ должен быть в обязательном порядке включен важный предмет – физическая культура. В зависимости от структуры дефекта физическая культура должна быть адаптивной. Адаптивная физическая культура (АФК) направлена на реабилитацию детей с ОВЗ, восстановление функций нарушенных анализаторов, восполнение дефицита двигательной активности с учетом личного дефекта, формирование морально-волевых качеств и включение их здоровую социальную среду.
АФК – корригирует нарушения общей и мелкой моторики, двигательных и дыхательных систем, физиологических и психологических аспектов. Методами и приемами АФК являются физические упражнения (без нормативных требований), игры, дыхательная гимнастика и релаксация, которые благоприятно действуют на восстановление двигательных нарушений, улучшают и развивают речь и интеллект, происходит оздоровление вегетативной нервной системы. Принципами АФК являются индивидуализация, компенсация, возрастные особенности, адекватность заданий, оптимальность, вариативность и др.
К вариативности можно отнести разнообразие видов как адаптивной, так и лечебной физической культуры (ЛФК) с использованием различных форм воздействия на слух, зрение, кинестетику, развитие речи, мелкой и общей моторики, а так же приобщение детей с ОВЗ к сверстникам через групповые занятия и игры.
АФК и ЛФК имеют разные цели и направлены на различные группы людей с ограниченными возможностями здоровья. Адаптивная физкультура нацелена на улучшение физического и психологического состояния, а лечебная – на лечение заболеваний и травм с помощью физических упражнений.
АФК ориентирована на развитие несформировавшихся способностей и адаптацию к тому, что развить уже не получится, например, детям с ДЦП, аутизмом, нарушениями слуха, сколиозом. Цели АФК – улучшать физическую подготовку, укреплять здоровье, формировать адаптивные и компенсаторные навыки, воспитывать морально-волевые качества, преодолевать социальные и психологические барьеры.
ЛФК применяется преимущественно для восстановления функций организма после заболеваний, травм или хирургических вмешательств. Ее цель – вернуть организм к состоянию, которое существовало до возникновения проблемы. Например, ЛФК назначают после переломов, инсультов, черепно-мозговых травм. Необходимо восстановить здоровье, улучшить функциональности органов и систем, уменьшить болевые ощущения, развить координацию и равновесие.
Однако, невозможно сказать, что эти две культуры не взаимодействуют друг с другом, ведь леча тело, мы лечим душу.
Исходя из собственного опыта, врожденных заболеваний и посттравматических состояний авторы предлагают комплекс физических упражнений, направленных на восстановлении физических возможностей организма.
Первый комплекс эволюционный:
- Горизонтальное положение. Релаксация как метод подготовки к комплексу физических упражнений.
- Поза эмбриона. Самомассаж – психо-эмоциональная подготовка к выполнению упражнений.
- Выпрямление. Медленное разгибание туловища и конечностей.
- Перекаты на бок, на живот, на спину.
- Положение сидя. Движения головой для укрепления шейного отдела позвоночника. Наклоны вперед для укрепления плечевого пояса, рук, мышц туловища.
- Лежа сгибание ног в коленях, группировка, поднятие ног для укрепления мышц тазового пояса и нижних конечностей.
- Положение на четвереньках. Поднятие и /или махи ногами вверх и в сторону.
- Ползанье на четвереньках от по-пластунски до ползанья на высоких четвереньках.
- Вертикальное положение. Медленно принимается вертикальное положение и упражнение начинается с ходьбы на месте.
- Осторожные активные движения головой, руками и ногами.
- Повороты тазовым поясом и ногами.
- Движения крупными суставами – плечевым, тазобедренным.
- Движения средними суставами – локтевым и коленным.
- Движения мелкими суставами – голеностопными, пальцевыми.
- Круговые движения вокруг своей оси.
- Ходьба на месте, ходьба по залу.
- Бег трусцой, бег обычный адаптированный.
- Лазание по шведской стенке начинать с растяжки.
- Прыжки с опорой, хаотичные, на скакалке.
- Танцевальные упражнения с произвольными движениями.
Второй комплекс с предметом:
- Гимнастическая палка для растяжки мышц рук, ног, позвоночника.
- Гимнастический мяч или фит-бол для укрепления мышц и суставов.
- Шведская стенка для общей растяжки, виса, укрепления рук.
- Тонкая гимнастическая палка для укрепления плоско-поперечного плоскостопия и пальцев ног.
- Гимнастический обруч для прогибов позвоночника.
- Дорожки деревянные, каменистые, песчаные, колющие для устранения плоскостопия и улучшения кровоснабжения стоп.
- Диск напольный для развития вестибулярного аппарата.
- Спортивный канат.
- Игры в ручной мяч (различные мячи).
- Сухой бассейн с мячиками.
- Бассейн для плавания. Аква-аэробика.
- Массажеры для позвоночника, рук, ног, пальцев рук.
- Эспандеры силовые и игровые на релаксацию.
- Зрительные тренажеры.
- Дыхательные тренажеры.
- Песчаные пустыни.
- Магнитотерапия.
- Иглорефлексотерапия.
- Физиотерапия.
- Лечение воздухом, морем, солнцем – талассотерапия.
Подробное выполнение упражнений умышленно не описывается, т. к. нуждающиеся в улучшении здоровья интуитивно найдут применение каждому упражнению и комплексу с предметом для релаксации и укрепления мышц, что ведет к общему укреплению организма. Планирование выполнения такого комплекса (и его частей) должно быть постоянным, цикличным и ежедневным в зависимости от поставленных целей.
И дети с ОВЗ на уроках физической культуры в рамках инклюзивного образования, и взрослые с различными травмами нуждаются в подборе специальных комплексов, которые будут направлены на максимально компенсаторные возможности. Нельзя не согласиться, что адаптивная физическая культура – это не только занятия спортом, она выполняет и лечебную, и оздоровительную функции, а также играет педагогическую и социальную роль. АФК, как и ЛФК помогает людям с ОВЗ преодолеть всевозможные преграды, укрепить здоровье, и приобщиться к активному образу жизни и обществу.
В заключение хочется сказать, что при разработке индивидуальных программ по ЛФК и адаптированных программ по АФК для школьников с ОВЗ, необходимо учитывать состояние здоровья, нозологию, возраст, физические возможности каждого.
Включение в уроки физической культуры комплекса разнообразных, перекликающихся в своих целях, упражнений, их регулярность и цикличность непременно приведет к преодолению проблем в развитии школьников с ограниченными возможностями здоровья, укреплению общей физической подготовки и улучшению качества жизни в целом.