Главная
АИ #34 (269)
Статьи журнала АИ #34 (269)
Нейросети и креативность: трансформация искусства и творчества с помощью искусст...

Нейросети и креативность: трансформация искусства и творчества с помощью искусственного интеллекта

25 августа 2025

Научный руководитель

Рубрика

Технические науки

Ключевые слова

искусственный интеллект
нейросети
креативность
творчество
искусство
глубокое обучение
GAN
трансформеры
генерация контента
цифровое искусство
музыка
литература
этические аспекты

Аннотация статьи

В последние годы нейросети стали важным инструментом в области креативности и искусства. Эта статья исследует влияние нейросетей на творческие процессы, рассматривает примеры их применения в различных областях, таких как живопись, музыка и литература, а также обсуждает этические и философские вопросы, возникающие в результате их использования.

Текст статьи

В последние годы нейросети стали важным инструментом в области креативности и искусства. Искусственный интеллект – это наука по имитации психики человека в технических системах [2]. Технологии искусственного интеллекта активно внедряются в образование по всему миру. Этот процесс не обошел стороной и Россию. В 2019 году принят Указ Президента РФ о повсеместном внедрении ИИ. Это связано с тем, что современные технологии позволяют автоматизировать многие процессы, ИИ может радикально изменить традиционные подходы к обучению иностранным языкам, включая анализ текстов, что значительно облегчает преподавание и ускоряет обучение [1].

Креативность традиционно считалась уникальной человеческой способностью. У искусственного интеллекта нет и не может быть души, вместилища духа и нравственности, и это главное его отличие от человека [3, с. 300]. Однако с развитием технологий, особенно в области искусственного интеллекта (ИИ) и нейросетей, границы между человеческим и машинным творчеством начинают стираться. Общими признаками человеческого и искусственного интеллекта являются следующие свойства: наличие каналов связей с внешней средой и получение необходимой информации для выполнения возложенных функций, обучение (с учителем и без него) для создания базы знаний, необходимых для выполнения своих функций, способность решать сложные логические и формализованные задачи, связанные с классификацией объектов, упорядочиванием альтернатив, поиском наилучшей альтернативы по заданным критериям, выявлением тенденций в изменяющихся процессах, анализировать результаты своих решений (действий) и корректировать алгоритмы их реализации, хранить в памяти программы и алгоритмы функционирования и осуществлять их защиту от внешних воздействий.

Нейросети, основанные на глубоких обучающих алгоритмах, способны генерировать оригинальные произведения искусства, создавать музыку и даже писать тексты. Это открывает новые горизонты для понимания креативности и её природы. Основы нейросетей. Нейросети – это математические модели, вдохновленные работой человеческого мозга. По мнению Л. Готтфредсон, интеллект – это весьма общая умственная способность человека, которая включает возможность делать заключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учиться на основании опыта. Академик Н. Моисеев [4, с. 303] считал, что интеллект – это прежде всего целеполагание, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели.

Они состоят из слоев узлов (нейронов), которые обрабатывают информацию и учатся на основе предоставленных данных. В последние годы такие архитектуры, как GAN (Generative Adversarial Networks) и трансформеры, продемонстрировали впечатляющие результаты в создании оригинального контента. Применение нейросетей в искусстве. Нейросети находят применение в различных областях искусства, таких как: живопись, проекты, такие как DeepArt и Artbreeder, используют нейросети для создания уникальных изображений, основываясь на стилях известных художников. Музыка: ИИ-композиторы, такие, как AIVA и OpenAI MuseNet, способны создавать музыкальные произведения в различных жанрах, подражая стилям известных композиторов. Литература: Нейросети, такие, как GPT-3, могут генерировать тексты, включая стихи и рассказы, что ставит под сомнение традиционные представления о литературном творчестве.

Креативность и искусственный интеллект. Вопрос о том, может ли ИИ быть по-настоящему креативным, остается открытым. С одной стороны, нейросети могут генерировать оригинальные произведения, но с другой – они основываются на существующих данных и не обладают сознанием или эмоциями. Это поднимает важные философские вопросы о природе креативности и роли человека в творческом процессе.

Этические аспекты. Использование нейросетей в творчестве вызывает ряд этических вопросов. К ним относятся: Авторские права: Кто является автором произведения, созданного ИИ? Оригинальность: насколько оригинальны работы, созданные нейросетями, если они основаны на существующих данных? Влияние на художников: как использование ИИ влияет на традиционных художников и музыкантов? Будущее креативности с ИИ. С учетом быстрого развития технологий можно ожидать дальнейшего интегрирования нейросетей в творческие процессы. Это может привести к новым формам сотрудничества между людьми и машинами, где ИИ будет выступать в роли инструмента или партнера в творчестве.

Мы предполагаем, что нейросети открывают новые горизонты для понимания креативности и искусства. Хотя они не могут полностью заменить человеческое творчество, их способность генерировать оригинальный контент ставит перед нами важные вопросы о природе искусства и роли технологий в нашем обществе. Важно продолжать исследовать эти вопросы и находить баланс между инновациями и уважением к традиционным формам творчества.

Список литературы

  1. Вэй Ц. Эффективность модели обучения иностранному языку в контексте использования технологий искусственного интеллекта. Наука. Образование. Современность / Science. Education. The present. 2024; № 2.
  2. Поспелов Д.А. Фантазия или наука: на пути к искусственному интеллекту». М., 1982.
  3. Арсеньев А.С., Ильенков Э.В., Давыдов В.В. Машина и человек, кибернетика и философия // Ленинская теория отражения и современная наука: материалы совещания по современным проблемам материалистической диалектики (г. Москва, 7–9 апреля 1965 г.). М.: Наука, 1966. 300 с.
  4. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М.: Наука, 1987. 303 с.

Поделиться

15

Мейн М. А. Нейросети и креативность: трансформация искусства и творчества с помощью искусственного интеллекта // Актуальные исследования. 2025. №34 (269). URL: https://apni.ru/article/12907-nejroseti-i-kreativnost-transformaciya-iskusstva-i-tvorchestva-s-pomoshyu-iskusstvennogo-intellekta

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Технические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#34 (269)

Прием материалов

23 августа - 29 августа

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

3 сентября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 сентября