В мире, с процессом возрастания численности людей одновременно увеличивается и молодое поколение. Сегодня численность молодёжи во всем мире составляет уже более 2 млрд человек [1]. Всестороннее развитие, дальнейшее трудоустройство и занятость молодёжи, безусловно, должны интересовать правительства всех государств. Одной из задач нашего исторического анализа, является выявление проблем, связанных с трудоустройством молодых людей и дальнейшим их решением, а также формирование системного подхода всестороннего анализа интересов молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет. Для раскрытия данных исторических событий относительно трудоустройства молодёжи в нашем случае необходимо рассмотреть территорию Зарафшанского оазиса, куда входят области Узбекистана Самарканд, Бухара и Навои.
В Навоийской и Бухарской области с учетом наличия на своей территории промышленных заводов и предприятий системно организована процедура принятия на работу молодых кадров [2]. Необходимо отметить, что, к данным предприятиям области относятся Акционерное общество «Навоийский горно-металлургический комбинат». С периода образования этого гигантского предприятия в 1958 году, на него возлагается огромная доля трудоустройства молодёжи, проживающей не только на территории Зарафшанского оазиса, но и во всей Республике Узбекистан. Самарканд и Бухара как туристические города обладают огромным потенциалом занятости молодых людей в данной сфере [3, с. 32]. Необходимо отметить то, что в процессе трудоустройства и предпринимательство среди молодёжи была значительная роль фонда «Молодёжь – наше будущее», где за последние годы (2018–2020 гг.), со стороны государства выделено более 2 триллиона сум, для создания 50 тысяч новых рабочих мест молодёжи. В свою очередь среди выделенных средств имелась и доля областей Зарафшаснского оазиса [4, с. 71-75].
Своевременная реформа, проводимая в Узбекистане, нацелена на внедрение новых подходов к реализации государственной политики в сфере занятости, совершенствование рынка труда, в том числе на основе государственно-частного партнерства, осуществление эффективных мер по трудоустройству незанятого населения, особенно молодежи. Принятый новый закон о молодёжной политике в 2016 году, послужил объективному решению вопроса трудоустройства и занятости молодёжи. В решении вопроса занятости молодёжи сложно переценить роль молодёжных организаций таких, как Агентство по делам молодёжи и «Союз молодёжи Узбекистана». В частности, действия молодёжных организаций заметны при реализации мероприятий, направленных на занятость и трудоустройство молодежи [5, с. 72-76].
Отделы занятости в структурном подразделении молодёжной организации как «Союз молодёжи Узбекистана», позволяют решать проблему с трудоустройством на территории областей Зарафшанского оазиса. В частности, со стороны молодёжных организаций Бухары Самарканда и Навои, проводятся социологические опросы по разработанной государственной программе «Молодёжь – наше будущее». Изучается отношение сельской молодёжи к предпринимательской деятельности, фермерскому хозяйству [6, с. 17-20]. Такая форма системного подхода положительно влияет на привлечение молодёжи к предпринимательской деятельности. В свою очередь это позволяет осуществлять деятельность молодёжных организаций в сфере занятости молодёжи Узбекистана.
Международные совместные действия Узбекистана также позволяют плодотворно решать проблемы относительно занятости молодёжи. К примеру, запуск в 2019 году программы развития ООН при финансовой помощи трастового фонда Российской Федерации – ПРООН «Содействие занятости молодёжи в Узбекистане позволила охватить необходимое численность молодёжи, создав им рабочие места. Целью проекта, является устойчивое развитие Узбекистана, предусматривающее продвижение и всесторонне сбалансированной занятости молодых людей посредством повышения производительности труда [7].
В результате перечисленных исторических данных выявлены факты, позволяющие определить сущность происходящих событий относительно развития и совершенствования молодёжи за 2017–2021 годы в областях Зарафшанского оазиса. Действия молодёжных организаций (Агентство по делам молодёжи и «Союз молодёжи Узбекистана») в решении проблем занятости молодёжи, а также отмечена историческая роль законотворчества в реализации молодёжной политики в новом Узбекистане.