Главная
АИ #34 (269)
Статьи журнала АИ #34 (269)
Необходимость внедрения цифрового Wi-Fi-оповещения в системе пожарной безопаснос...

Необходимость внедрения цифрового Wi-Fi-оповещения в системе пожарной безопасности Московского метрополитена

Рубрика

Информационные технологии

Ключевые слова

СОУЭ
метро
метрополитен
WI FI

Аннотация статьи

В статье рассматриваются современные вызовы, с которыми сталкиваются системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) в условиях мегаполиса, на примере Московского метрополитена. Отмечается, что традиционные способы оповещения – громкоговорители, речевые сообщения и световые табло – теряют эффективность из-за повсеместного использования пассажирами смартфонов и наушников, что приводит к «поведенческой изоляции» и снижает восприимчивость к звуковым сигналам. Обосновывается необходимость внедрения цифрового Wi-Fi-оповещения в качестве дополнения к существующим каналам, позволяющего оперативно передавать push-уведомления, независимые от уровня шума, с возможностью мультиязычности и фиксации факта получения.

Текст статьи

Современный мегаполис требует не только надёжной инфраструктуры, но и адаптации под поведенческие привычки пассажиров. Системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), в частности в Московском метрополитене, сталкиваются с вызовами, связанными с повсеместным использованием наушников и смартфонов. Настоящее исследование обосновывает необходимость внедрения цифрового Wi-Fi-оповещения как дополнения к традиционным средствам экстренного оповещения.

image.png

Рис. 1. Пассажиры в метро: большинство в наушниках и со смартфонами

image.png

Рис. 2. Использование смартфонов сохраняется и в зимний период

image.png

Рис. 3. Молодые пассажиры практически всегда с телефонами и наушниками

Современные требования к СОУЭ и их реализация в метро

Системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) являются обязательными элементами противопожарной защиты. Согласно техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности (№ 123-ФЗ), допустимыми считаются: звуковые, речевые, световые сигналы, а также текстовые сообщения и знаки. СП 3.13130-2024 усиливает нормативы к точности и персонализации оповещения, включая требования к индивидуальным оповещателям, фотолюминесцентной разметке и алгоритмам эвакуации. В метрополитене реализована классическая СОУЭ с громкоговорителями и табло, но этого всё чаще недостаточно в силу изменения информационного поведения пассажиров.

Фактор поведенческой изоляции: наушники и смартфоны

Анализ фотографий в вагонах метро показывает, что более 90% пассажиров используют телефоны и наушники. Это существенно снижает эффективность речевого и звукового оповещения. Современные наушники с шумоподавлением блокируют даже громкие сигналы, а внимание пассажира сосредоточено на экране. Это создаёт риски несвоевременной реакции при эвакуации и делает традиционные методы неполноценными без цифрового дублирования.

Аргументы в пользу Wi-Fi-оповещения

Wi-Fi доступен на всех линиях метро, покрытие стабильное. Push-уведомления обладают рядом преимуществ: они доставляются мгновенно, не зависят от шума, могут быть мультиязычными и подтверждать факт получения. Эта технология уже используется в мобильных сервисах МЧС и может быть интегрирована с системой пожарной сигнализации. Рассылка может сопровождать срабатывание тревожной сигнализации и направлять пассажирам текст, схему эвакуации или аудио.

Нормативная допустимость и практические выводы

Статья 84 № 123-ФЗ допускает «иные способы, обеспечивающие эвакуацию», а СП 484 и проект СП 3.13130-2024 не запрещают дополнительные цифровые каналы. Таким образом, Wi-Fi-оповещение может быть внедрено как дополнительная мера – при условии соответствия общим требованиям: синхронность с СОУЭ, бесперебойность, идентичность содержания тревоги. Эта мера существенно повысит информированность, особенно среди пассажиров, чьё внимание сосредоточено в экране.

Дополнение: надёжность Wi-Fi-инфраструктуры в метро по заявлениям официальных лиц

Развитие беспроводной связи в Московском метрополитене не только стало технологическим прорывом, но и неоднократно подчёркивалось как один из ключевых элементов цифровой трансформации городской инфраструктуры. По словам мэра Москвы Сергей Собянина, «столичное метро стало первым в мире, где Wi-Fi работает стабильно не только на станциях, но и в поездах, в том числе в тоннелях» (интервью, 2020 год). Он отметил, что проект Wi-Fi в метро охватывает более 8500 вагонов и ежедневно обслуживает миллионы пассажиров.

Борис Лексютин, генеральный директор «МаксимаТелеком» – оператора проекта Wi-Fi в метро, – в интервью СМИ (CNews, «Ведомости») уточнял, что инфраструктура включает более 20000 точек доступа, а отказоустойчивость системы составляет более 99,7% времени работы. Важно, что сеть централизованно управляется и способна поддерживать массовую нагрузку даже в часы пик.

Таким образом, по оценке профильных специалистов и руководства города, беспроводная инфраструктура метро обладает следующими характеристиками:

  • Полное покрытие всей протяжённости метрополитена, включая тоннели;
  • Устойчивость к перегрузкам и пиковым нагрузкам;
  • Возможность быстрой адресной доставки информации;
  • Централизованная система управления, допускающая оперативную интеграцию с системами безопасности.

Эти характеристики подтверждают, что Wi-Fi может использоваться не только как сервис для комфорта, но и как надёжный канал экстренного оповещения в случае пожара, задымления или других нештатных ситуаций.

Поделиться

5

Глебов А. В. Необходимость внедрения цифрового Wi-Fi-оповещения в системе пожарной безопасности Московского метрополитена // Актуальные исследования. 2025. №34 (269). URL: https://apni.ru/article/12910-neobhodimost-vnedreniya-cifrovogo-wi-fi-opovesheniya-v-sisteme-pozharnoj-bezopasnosti-moskovskogo-metropolitena

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Информационные технологии»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#34 (269)

Прием материалов

23 августа - 29 августа

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

3 сентября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 сентября