Существующая система оценки индивидуальных достижений детей ДОУ представляет собой совокупность организационных процедур, норм и правил, диагностических и оценочных инструментов, обеспечивающих на единой основе оценку динамики развития детей, образовательных достижений воспитанников, эффективности реализации основной образовательной программы дошкольного образования по отношению к каждому ребенку с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования в ДОУ [3].
В условиях ДОУ оценка индивидуального достижений детей осуществляется во всех возрастных группах по следующим направлениям развития и образования детей (в соответствии с ФГОС ДО):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Возрастные характеристики достижений ребенка к 3-м годам и на этапе завершения уровня дошкольного образования должны быть представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования (в соответствии с ФГОС ДО).
Результаты должны быть использованы исключительно для решения следующих образовательных задач ДОУ [4]:
- индивидуальной работы по воспитанию и образованию каждого дошкольника;
- оптимизации работы с группой детей.
Педагогическая диагностика развития и достижений ребенка используется как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по ОП ДО.
Обеспечение оценки индивидуальных достижений ребёнка, динамики его развития и образовательных достижений в ходе образовательной деятельности, основанная на методе наблюдения используется как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по ОП ДО в ДОУ.
Оценка индивидуального достижений детей направлена на [1]:
- поддержание ценности развития и позитивной социализации ребенка дошкольного возраста;
- учитывает факт разнообразия путей развития ребенка в современных условиях.
Оценка индивидуальных достижений детей может осуществляться через педагогическое наблюдение, беседы, анализ продуктов детской деятельности, организуемые воспитателями и специалистами всех возрастных групп регулярно в течение года.
В качестве показателей оценки индивидуальных достижений детей используются научно обоснованные методики, соответствующие положениям ФГОС ДО, ОП ДО.
В ходе педагогической диагностики индивидуальных достижений детей оцениваются показатели (индикаторы) во всех пяти образовательных областях (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие) и могут отмечаться в «Картах достижений ребенка» и «Детском портфолио», которые фиксируют достижения ребенка в ходе образовательной деятельности.
Результаты педагогической диагностики оформляются в форме «Карты достижений ребенка». Ведение «Карт достижений ребенка» должны осуществляться педагогами групп на каждого воспитанника, начиная с раннего возраста, на электронном и/или бумажном носителях [2].
Содержание индивидуальной работы по результатам проведенной педагогической диагностики должен отражаться на специальном листе рекомендаций в «Карте достижений ребенка», согласовываться с родителями (законными представителями) ребенка (на бумажном носителе) под роспись и отметку родителей (законных представителей) о дате ознакомления с ходом и результатами индивидуального развития ребенка в ходе образовательной деятельности.
Педагогические работники имеют право на проведение оценки индивидуального развития и достижений детей ДОУ в рамках педагогической диагностики, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.
Педагогические работники обязаны [3]:
- проводить оценку индивидуального развития детей в рамках образовательной деятельности в соответствии с утвержденным настоящим Положением и подводить итоги с периодичностью – 2 раза в год (в сентябре и апреле текущего учебного года);
- вносить результаты педагогической диагностики в сводные листы освоения детьми ОП ДО по каждой возрастной группе на начало и конец учебного года – журнал диагностики в бумажном и (или) электронном формате;
- регулярно в течение года вносить соответствующие данные в «Карты достижений ребенка»;
- обеспечивать хранение диагностических данных по каждому ребенку в архиве детского сада на протяжении всего периода пребывания воспитанника в ДОУ;
- обеспечивать право родителей (законных представителей) на ознакомление с ходом, содержанием и оценкой результатов образовательной деятельности в ДОУ, а также (в индивидуальном порядке) с диагностическими данными их ребенка;
- ежегодно предоставлять заведующему ДОУ и старшему воспитателю отчет о развитии воспитанников в рамках освоения ОП ДО ДОУ в соответствующей возрастной группе с целью общего анализа и вынесения информации на итоговый Педагогический совет.
Таким образом, обобщая тему важно отметить, что оценка результатов освоения содержания дошкольного образования требует вдумчивого, внимательного отношения педагога и предполагает его психологическую грамотность и постоянное самосовершенствование.
В современном дошкольном образовании должны реализовываться новые подходы к оценке достижений ребенка. Отбираться виды оценок, обеспечивающих стимулирование самостоятельности, инициативности, оригинальности в разнообразных видов детской деятельности, уверенности в своих силах, устойчивости положительного отношение к себе, открытости внешнему миру.