Главная
АИ #20 (23)
Статьи журнала АИ #20 (23)
Способы оценки индивидуальных достижений обучающихся

Способы оценки индивидуальных достижений обучающихся

Автор(-ы):

Кукаева Наталья Андреевна

Секция

Образование, педагогика

Ключевые слова

оценка
педагогическая диагностика
самооценка
дошкольное образование
дети дошкольного возраста
целевые ориентиры
содержание дошкольного образования
способы оценки

Аннотация статьи

В статье рассматривается способы оценки индивидуальных достижений обучающихся, она посвящена изучению различных подходов к оценке планируемых результатов освоения содержания дошкольного образования. Введение стандартов дошкольного образования, изменения ценностей дошкольного образования, обращение к личности дошкольника требует уточнения оценочного компонента образования детей дошкольного возраста.

Текст статьи

Существующая система оценки индивидуальных достижений детей ДОУ представляет собой совокупность организационных процедур, норм и правил, диагностических и оценочных инструментов, обеспечивающих на единой основе оценку динамики развития детей, образовательных достижений воспитанников, эффективности реализации основной образовательной программы дошкольного образования по отношению к каждому ребенку с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования в ДОУ [3].

В условиях ДОУ оценка индивидуального достижений детей осуществляется во всех возрастных группах по следующим направлениям развития и образования детей (в соответствии с ФГОС ДО):

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Возрастные характеристики достижений ребенка к 3-м годам и на этапе завершения уровня дошкольного образования должны быть представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования (в соответствии с ФГОС ДО).

Результаты должны быть использованы исключительно для решения следующих образовательных задач ДОУ [4]:

  • индивидуальной работы по воспитанию и образованию каждого дошкольника;
  • оптимизации работы с группой детей.

Педагогическая диагностика развития и достижений ребенка используется как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по ОП ДО.

Обеспечение оценки индивидуальных достижений ребёнка, динамики его развития и образовательных достижений в ходе образовательной деятельности, основанная на методе наблюдения используется как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по ОП ДО в ДОУ.

Оценка индивидуального достижений детей направлена на [1]:

  • поддержание ценности развития и позитивной социализации ребенка дошкольного возраста;
  • учитывает факт разнообразия путей развития ребенка в современных условиях.

Оценка индивидуальных достижений детей может осуществляться через педагогическое наблюдение, беседы, анализ продуктов детской деятельности, организуемые воспитателями и специалистами всех возрастных групп регулярно в течение года.

В качестве показателей оценки индивидуальных достижений детей используются научно обоснованные методики, соответствующие положениям ФГОС ДО, ОП ДО.

В ходе педагогической диагностики индивидуальных достижений детей оцениваются показатели (индикаторы) во всех пяти образовательных областях (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие) и могут отмечаться в «Картах достижений ребенка» и «Детском портфолио», которые фиксируют достижения ребенка в ходе образовательной деятельности.

Результаты педагогической диагностики оформляются в форме «Карты достижений ребенка». Ведение «Карт достижений ребенка» должны осуществляться педагогами групп на каждого воспитанника, начиная с раннего возраста, на электронном и/или бумажном носителях [2].

Содержание индивидуальной работы по результатам проведенной педагогической диагностики должен отражаться на специальном листе рекомендаций в «Карте достижений ребенка», согласовываться с родителями (законными представителями) ребенка (на бумажном носителе) под роспись и отметку родителей (законных представителей) о дате ознакомления с ходом и результатами индивидуального развития ребенка в ходе образовательной деятельности.

Педагогические работники имеют право на проведение оценки индивидуального развития и достижений детей ДОУ в рамках педагогической диагностики, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.

Педагогические работники обязаны [3]:

  • проводить оценку индивидуального развития детей в рамках образовательной деятельности в соответствии с утвержденным настоящим Положением и подводить итоги с периодичностью – 2 раза в год (в сентябре и апреле текущего учебного года);
  • вносить результаты педагогической диагностики в сводные листы освоения детьми ОП ДО по каждой возрастной группе на начало и конец учебного года – журнал диагностики в бумажном и (или) электронном формате;
  • регулярно в течение года вносить соответствующие данные в «Карты достижений ребенка»;
  • обеспечивать хранение диагностических данных по каждому ребенку в архиве детского сада на протяжении всего периода пребывания воспитанника в ДОУ;
  • обеспечивать право родителей (законных представителей) на ознакомление с ходом, содержанием и оценкой результатов образовательной деятельности в ДОУ, а также (в индивидуальном порядке) с диагностическими данными их ребенка;
  • ежегодно предоставлять заведующему ДОУ и старшему воспитателю отчет о развитии воспитанников в рамках освоения ОП ДО ДОУ в соответствующей возрастной группе с целью общего анализа и вынесения информации на итоговый Педагогический совет.

Таким образом, обобщая тему важно отметить, что оценка результатов освоения содержания дошкольного образования требует вдумчивого, внимательного отношения педагога и предполагает его психологическую грамотность и постоянное самосовершенствование.

В современном дошкольном образовании должны реализовываться новые подходы к оценке достижений ребенка. Отбираться виды оценок, обеспечивающих стимулирование самостоятельности, инициативности, оригинальности в разнообразных видов детской деятельности, уверенности в своих силах, устойчивости положительного отношение к себе, открытости внешнему миру.

Список литературы

  1. Фролова А.Н. Дошкольная педагогика: конспект лекций / А.Н. Фролова. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 251 с.
  2. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / Г.М. Коджаспирова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 352 с.
  3. Загвоздкин В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки // Школьные технологии. 2014, - № 3. - С. 33.
  4. Новикова Т.Г. Нужен ли портфолио российскому школьнику? / Т.Г. Новикова // Методист. 2017, - № 5. - С. 56.
  5. Педагогическая диагностика дошкольников / под. ред. О.В. Дыбиной. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 64 с.

Поделиться

7261

Кукаева Н. А. Способы оценки индивидуальных достижений обучающихся // Актуальные исследования. 2020. №20 (23). С. 66-68. URL: https://apni.ru/article/1293-sposobi-otsenki-individualnikh-dostizhenij-ob

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#22 (204)

Прием материалов

25 мая - 31 мая

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

5 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 июня