Способы оценки индивидуальных достижений обучающихся
научный журнал «Актуальные исследования» #20 (23), октябрь '20

Способы оценки индивидуальных достижений обучающихся

В статье рассматривается способы оценки индивидуальных достижений обучающихся, она посвящена изучению различных подходов к оценке планируемых результатов освоения содержания дошкольного образования. Введение стандартов дошкольного образования, изменения ценностей дошкольного образования, обращение к личности дошкольника требует уточнения оценочного компонента образования детей дошкольного возраста.

Аннотация статьи
оценка
дети дошкольного возраста
самооценка
дошкольное образование
педагогическая диагностика
целевые ориентиры
способы оценки
содержание дошкольного образования
Ключевые слова

Существующая система оценки индивидуальных достижений детей ДОУ представляет собой совокупность организационных процедур, норм и правил, диагностических и оценочных инструментов, обеспечивающих на единой основе оценку динамики развития детей, образовательных достижений воспитанников, эффективности реализации основной образовательной программы дошкольного образования по отношению к каждому ребенку с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования в ДОУ [3].

В условиях ДОУ оценка индивидуального достижений детей осуществляется во всех возрастных группах по следующим направлениям развития и образования детей (в соответствии с ФГОС ДО):

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Возрастные характеристики достижений ребенка к 3-м годам и на этапе завершения уровня дошкольного образования должны быть представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования (в соответствии с ФГОС ДО).

Результаты должны быть использованы исключительно для решения следующих образовательных задач ДОУ [4]:

  • индивидуальной работы по воспитанию и образованию каждого дошкольника;
  • оптимизации работы с группой детей.

Педагогическая диагностика развития и достижений ребенка используется как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по ОП ДО.

Обеспечение оценки индивидуальных достижений ребёнка, динамики его развития и образовательных достижений в ходе образовательной деятельности, основанная на методе наблюдения используется как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по ОП ДО в ДОУ.

Оценка индивидуального достижений детей направлена на [1]:

  • поддержание ценности развития и позитивной социализации ребенка дошкольного возраста;
  • учитывает факт разнообразия путей развития ребенка в современных условиях.

Оценка индивидуальных достижений детей может осуществляться через педагогическое наблюдение, беседы, анализ продуктов детской деятельности, организуемые воспитателями и специалистами всех возрастных групп регулярно в течение года.

В качестве показателей оценки индивидуальных достижений детей используются научно обоснованные методики, соответствующие положениям ФГОС ДО, ОП ДО.

В ходе педагогической диагностики индивидуальных достижений детей оцениваются показатели (индикаторы) во всех пяти образовательных областях (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие) и могут отмечаться в «Картах достижений ребенка» и «Детском портфолио», которые фиксируют достижения ребенка в ходе образовательной деятельности.

Результаты педагогической диагностики оформляются в форме «Карты достижений ребенка». Ведение «Карт достижений ребенка» должны осуществляться педагогами групп на каждого воспитанника, начиная с раннего возраста, на электронном и/или бумажном носителях [2].

Содержание индивидуальной работы по результатам проведенной педагогической диагностики должен отражаться на специальном листе рекомендаций в «Карте достижений ребенка», согласовываться с родителями (законными представителями) ребенка (на бумажном носителе) под роспись и отметку родителей (законных представителей) о дате ознакомления с ходом и результатами индивидуального развития ребенка в ходе образовательной деятельности.

Педагогические работники имеют право на проведение оценки индивидуального развития и достижений детей ДОУ в рамках педагогической диагностики, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.

Педагогические работники обязаны [3]:

  • проводить оценку индивидуального развития детей в рамках образовательной деятельности в соответствии с утвержденным настоящим Положением и подводить итоги с периодичностью – 2 раза в год (в сентябре и апреле текущего учебного года);
  • вносить результаты педагогической диагностики в сводные листы освоения детьми ОП ДО по каждой возрастной группе на начало и конец учебного года – журнал диагностики в бумажном и (или) электронном формате;
  • регулярно в течение года вносить соответствующие данные в «Карты достижений ребенка»;
  • обеспечивать хранение диагностических данных по каждому ребенку в архиве детского сада на протяжении всего периода пребывания воспитанника в ДОУ;
  • обеспечивать право родителей (законных представителей) на ознакомление с ходом, содержанием и оценкой результатов образовательной деятельности в ДОУ, а также (в индивидуальном порядке) с диагностическими данными их ребенка;
  • ежегодно предоставлять заведующему ДОУ и старшему воспитателю отчет о развитии воспитанников в рамках освоения ОП ДО ДОУ в соответствующей возрастной группе с целью общего анализа и вынесения информации на итоговый Педагогический совет.

Таким образом, обобщая тему важно отметить, что оценка результатов освоения содержания дошкольного образования требует вдумчивого, внимательного отношения педагога и предполагает его психологическую грамотность и постоянное самосовершенствование.

В современном дошкольном образовании должны реализовываться новые подходы к оценке достижений ребенка. Отбираться виды оценок, обеспечивающих стимулирование самостоятельности, инициативности, оригинальности в разнообразных видов детской деятельности, уверенности в своих силах, устойчивости положительного отношение к себе, открытости внешнему миру.

Текст статьи
  1. Фролова А.Н. Дошкольная педагогика: конспект лекций / А.Н. Фролова. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 251 с.
  2. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / Г.М. Коджаспирова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 352 с.
  3. Загвоздкин В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки // Школьные технологии. 2014, - № 3. - С. 33.
  4. Новикова Т.Г. Нужен ли портфолио российскому школьнику? / Т.Г. Новикова // Методист. 2017, - № 5. - С. 56.
  5. Педагогическая диагностика дошкольников / под. ред. О.В. Дыбиной. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 64 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 декабря по 15 декабря
Осталось 12 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
19 декабря
Загрузка в elibrary
19 декабря
Рассылка печатных экземпляров
23 декабря