Автор(-ы):
Кукаева Наталья Андреевна
Секция
Образование, педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассматривается способы оценки индивидуальных достижений обучающихся, она посвящена изучению различных подходов к оценке планируемых результатов освоения содержания дошкольного образования. Введение стандартов дошкольного образования, изменения ценностей дошкольного образования, обращение к личности дошкольника требует уточнения оценочного компонента образования детей дошкольного возраста.
Текст статьи
Существующая система оценки индивидуальных достижений детей ДОУ представляет собой совокупность организационных процедур, норм и правил, диагностических и оценочных инструментов, обеспечивающих на единой основе оценку динамики развития детей, образовательных достижений воспитанников, эффективности реализации основной образовательной программы дошкольного образования по отношению к каждому ребенку с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования в ДОУ [3].
В условиях ДОУ оценка индивидуального достижений детей осуществляется во всех возрастных группах по следующим направлениям развития и образования детей (в соответствии с ФГОС ДО):
Возрастные характеристики достижений ребенка к 3-м годам и на этапе завершения уровня дошкольного образования должны быть представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования (в соответствии с ФГОС ДО).
Результаты должны быть использованы исключительно для решения следующих образовательных задач ДОУ [4]:
Педагогическая диагностика развития и достижений ребенка используется как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по ОП ДО.
Обеспечение оценки индивидуальных достижений ребёнка, динамики его развития и образовательных достижений в ходе образовательной деятельности, основанная на методе наблюдения используется как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по ОП ДО в ДОУ.
Оценка индивидуального достижений детей направлена на [1]:
Оценка индивидуальных достижений детей может осуществляться через педагогическое наблюдение, беседы, анализ продуктов детской деятельности, организуемые воспитателями и специалистами всех возрастных групп регулярно в течение года.
В качестве показателей оценки индивидуальных достижений детей используются научно обоснованные методики, соответствующие положениям ФГОС ДО, ОП ДО.
В ходе педагогической диагностики индивидуальных достижений детей оцениваются показатели (индикаторы) во всех пяти образовательных областях (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие) и могут отмечаться в «Картах достижений ребенка» и «Детском портфолио», которые фиксируют достижения ребенка в ходе образовательной деятельности.
Результаты педагогической диагностики оформляются в форме «Карты достижений ребенка». Ведение «Карт достижений ребенка» должны осуществляться педагогами групп на каждого воспитанника, начиная с раннего возраста, на электронном и/или бумажном носителях [2].
Содержание индивидуальной работы по результатам проведенной педагогической диагностики должен отражаться на специальном листе рекомендаций в «Карте достижений ребенка», согласовываться с родителями (законными представителями) ребенка (на бумажном носителе) под роспись и отметку родителей (законных представителей) о дате ознакомления с ходом и результатами индивидуального развития ребенка в ходе образовательной деятельности.
Педагогические работники имеют право на проведение оценки индивидуального развития и достижений детей ДОУ в рамках педагогической диагностики, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.
Педагогические работники обязаны [3]:
Таким образом, обобщая тему важно отметить, что оценка результатов освоения содержания дошкольного образования требует вдумчивого, внимательного отношения педагога и предполагает его психологическую грамотность и постоянное самосовершенствование.
В современном дошкольном образовании должны реализовываться новые подходы к оценке достижений ребенка. Отбираться виды оценок, обеспечивающих стимулирование самостоятельности, инициативности, оригинальности в разнообразных видов детской деятельности, уверенности в своих силах, устойчивости положительного отношение к себе, открытости внешнему миру.
Список литературы
Поделиться
Кукаева Н. А. Способы оценки индивидуальных достижений обучающихся // Актуальные исследования. 2020. №20 (23). С. 66-68. URL: https://apni.ru/article/1293-sposobi-otsenki-individualnikh-dostizhenij-ob