Институт реестра недобросовестных поставщиков (далее – РНП), изначально созданный в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», стал значимым инструментом не только для государственных, но и для корпоративных закупок. Для субъектов, осуществляющих корпоративные закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», РНП выполняет функцию «черного списка» ненадежных контрагентов, что позволяет минимизировать репутационные и финансовые риски. Актуальность темы обусловлена растущим объемом корпоративных закупок и ужесточением контроля за добросовестностью их участников.
Ведение единого РНП осуществляется Федеральной антимонопольной службой (ФАС) России в порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 1078. Реестр является публичным и общедоступным, что позволяет любому заинтересованному лицу проверить контрагента по ИНН или его наименованию.
Ключевое отличие для корпоративных заказчиков, работающих по 223-ФЗ, заключается в основаниях для включения сведений о поставщике в РНП. Если в рамках 44-ФЗ таким основанием является как уклонение от заключения контракта, так и его неисполнение или ненадлежащее исполнение, то по 223-ФЗ поставщик может быть внесен в реестр только в случае уклонения от заключения договора после признания его победителем закупки. Это существенно сужает возможность применения РНП для корпоративных заказчиков на стадии исполнения договора.
Тем не менее заказчики по 223-ФЗ обладают широкими правами при установлении требований к участникам. Они могут прописать в своем Положении о закупке условие об отсутствии сведений о потенциальном поставщике не только в реестре по 223-ФЗ, но и в реестре по 44-ФЗ. Таким образом, компания, внесенная в РНП по государственным закупкам, может быть автоматически отклонена и при участии в корпоративном тендере, что делает реестр универсальным инструментом для отсева неблагонадежных контрагентов.
Попадание в реестр влечет за собой серьезные репутационные и экономические последствия для поставщика:
- Репутационный ущерб. РНП выполняет функцию «доски позора», публично сигнализируя участникам закупки о недобросовестности организации. Это может оттолкнуть не только потенциальных заказчиков, но и деловых партнеров, инвесторов и кредиторов.
- Запрет на участие в закупках. На два года указанный поставщик лишается права участвовать в любых закупках, подпадающих под регулирование 44-ФЗ и 223-ФЗ (если заказчики установили соответствующее требование).
- Потеря обеспечения заявки. При уклонении от заключения контракта обеспечение заявки, внесенное участником, не возвращается.
- Риски для аффилированных лиц. Согласно последним изменениям в законодательстве, в РНП включается информация не только о самом юрлице, но и о его учредителях (владеющих более 25% долей), руководителях и иных лицах, способных оказывать влияние на его деятельность. Данная информация сохраняется в реестре даже в случае смены руководства или состава учредителей.
Для заказчика некорректное внесение поставщика в РНП или злоупотребление этим механизмом может быть оспорено в судебном порядке, что влечет за собой административные и репутационные издержки.
Анализ практики показывает, что основными ошибками поставщиков, ведущими к включению в РНП, являются человеческий фактор (просчет сроков, невнимательность) и неверная оценка своих сил и логистических возможностей. Для минимизации рисков поставщикам рекомендуется тщательно оценивать свои возможности, вести архив документов и проводить внутренний аудит процессов.
Со стороны заказчиков наблюдается тенденция к ужесточению контроля. Крупные корпорации (например, «Россети», «Росатом») разрабатывают сложные внутренние регламенты закупок, часто предъявляя к участникам и предоставляемым обеспечениям (например, банковским гарантиям) более строгие требования, чем это предусмотрено законом. Это требует от поставщиков высокой экспертизы и привлечения профессиональных тендерных сопроводителей.
Важной современной тенденцией является цифровизация закупочной деятельности. Проверка контрагента через РНП в ЕИС стала стандартной процедурой due diligence перед заключением договора. С 1 июля 2025 года вступили в силу поправки, ужесточающие контроль за закупками у единственного поставщика, что также направлено на повышение прозрачности и добросовестности.
Для поставщиков наличие в РНП означает не только прямой запрет на участие в тендерах, но и долгосрочный репутационный ущерб, затрагивающий аффилированных лиц. Для корпоративных заказчиков реестр является ключевым элементом системы управления рисками, позволяющим отфильтровывать неблагонадежных контрагентов. Современная тенденция заключается в углублении интеграции проверок по РНП в корпоративные процессы due diligence и ужесточении внутренних требований крупных компаний к участникам закупок.
Дальнейшее развитие института РНП, вероятно, будет связано с расширением перечня включаемых сведений, усилением межведомственного взаимодействия и дальнейшей цифровизацией процессов проверки, что будет способствовать повышению прозрачности и добросовестности в российской деловой среде в целом.