Главная
АИ #36 (271)
Статьи журнала АИ #36 (271)
Техники и приемы графического изображения натюрмортов из гипсовых геометрических...

Техники и приемы графического изображения натюрмортов из гипсовых геометрических форм

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

педагогика
гипсовые геометрические формы
академический рисунок
образование
графика
изобразительное искусство

Аннотация статьи

В работе проведён анализ основ работы с гипсовыми фигурами, разобраны ключевые моменты композиции в натюрморте. Представлен перечень необходимых действий для грамотного анализа форм. При помощи исследования специальной литературы сформулированы этапы работы и дополнительные графические упражнения на основании чего написание натюрморта гипсовых фигур структурируется и упрощается.

Текст статьи

Зачастую, перед художником-графиком стоит задача создать изображение: лаконичное, достоверное, выразительное. Однако, хороших результатов можно добиться лишь обладая накопленными в процессе изобразительной деятельности навыками и знаниями, усвоенными не только через практику, но и через искусствоведческую и методическую литературу.

Основные средства выразительности в графике – штрих, пятно и линия, кажущиеся простыми, но сложные и интересные в изучении. На основе трудов искусствоведов (Могилевцева Н. П., Бесчастнова Н. Н., Ли В. Н., Ростовцева Н. Н. и др.) были сформулированы этапы написания гипсовых постановок и разработаны упражнения для улучшения изобразительных навыков. Композиция – это система правил и приёмов гармоничного расположения элементов в единое целое, являющаяся одной из первоначальных стадий работы над рисунком.

Для положительного результата композиционное решение постановки требует последовательности:

  1. Определить смысл и особенности постановки;
  2. Изучить натуру и выбрать точку зрения;
  3. Выявить масштаб предметов и расположить лист;
  4. Равномерно распределить предметы, обозначив центр;
  5. Пропорционально построить предметы с учетом перспективы;
  6. Передать объем светотенью;
  7. Обобщить изображение.

Работа над постановкой начинается с взаимосвязанного размещения фигур на листе. Важно изучить натуру с разных сторон, понять характер формы и положение элементов в пространстве, учитывая перспективу и влияние каждого элемента на композиционное решение. Освещение также влияет на композицию: со стороны света рекомендуется оставлять больше пространства. Размер изображения определяется пропорциями постановки. Важно красиво заполнить лист, не придерживаясь шаблонов и решая композицию индивидуально. Далее определяется характер формы, пропорции и расположение элементов. Затем выполняется объёмно-конструктивное построение, выявляющее особенности строения фигур, что помогает передать объём и положение в пространстве. Дальнейшие этапы: пластическая моделировка формы, переход от общего к частному, прорисовка деталей, тональная проработка и передача материальности. В завершении проверяется общее состояние рисунка, детали подчиняются целому, придавая работе законченный вид.

Также важной задачей при написании натюрморта гипсовых фигур является понимание формы каждой отдельной фигуры, умение видеть и анализировать её характер. Так как гипсовые фигуры в основе своей имеют чёткие ясные конструктивные линии, на их примере наиболее удобно изучать основы академического рисунка. Простые формы гипсовых фигур учат понимать и анализировать форму, давая возможность постепенно и грамотно переходить от простых, базовых этапов анализа и написания рисунка к более сложным. Поэтому следует подробнее рассмотреть характерные особенности отдельных гипсовых тел.

Стоит оговорить, что любая форма, так или иначе, состоит из плоских фигур: различных многоугольников, ограничивающих форму предмета от окружающего пространства. На основе данных плоских фигур гораздо проще анализировать перспективные особенности предмета, его расположение в пространстве.

Куб – простой пример для анализа и изображения. Для проверки перспективного рисунка используйте сравнение и визирование для точной передачи соотношений, углов и искажений. Начните с композиционного расположения и разметки граней с учетом ракурса и пропорций. Затем наметьте общую форму, уточните перспективу, определите тени и выявите объём. Завершите светотеневой проработкой и проверкой. Аналогично изображаются призмы, с учетом количества граней и особенностей основания.

Далее стоит рассмотреть шар, который является основным сферическим телом, присутствующим во многих более сложных объектах. При построении шара сложнее всего выявить его форму и светотень. Самым главным и самым сложным является точная передача светотеневых градаций, рефлексов, чёткого и ясного обозначения собственных теней и изображения закругляющейся формы шара, выявления разницы в тоне между его контуром и фоном. 

Цилиндр и конус включают в себя элементы не только плоских геометрических тел, но и сферических. Однако работу, как над цилиндром, так и над конусом следует начинать с определения размеров и расположения основания, и только после этого переходить к пропорциональному построению высоты и ширины, конструктивной и светотеневой проработки формы.

Для построения гипсовой фигуры необходимо усвоить закономерности строения формы, строго соблюдая методическую последовательность работы над рисунком. Затем можно переходить к постановкам из нескольких фигур. Важно овладеть разными видами штриховки (прерывистой, перекрестной и т. д.). Для отработки навыка рекомендуется регулярно тренироваться в нанесении различных штрихов на бумаге, что способствует уверенности и аккуратности штриха.

Упражнения на овладение приёмами работы графитным карандашом:

В первую очередь студентам необходимо овладеть основами грамотной штриховки. Стоит отметить, что штрих может быть разным: прерывистым, перекрестным, горизонтальным, вертикальным, по форме, в виде клетки или точек и др. Для отработки навыка штриховки предлагается периодически брать листы бумаги и последовательно покрывать их разного рода штрихами. Повторение данного упражнения способствует выработке уверенного, аккуратного штриха.

Не менее удобна техника нанесения графитного карандаша с использованием растушёвки. В качестве материалов, способствующих более удобному использованию данной техники, могут служить специальные растушевки или бумажные салфетки. Стоит заметить, что сочетание двух вышеназванных техник поможет выполнить работу, которая в конечном итоге будет выполнена грамотно и интересно. Методом растушёвки художнику удастся быстрее набрать нужную тональность, а штриховка позволит точнее смоделировать и уточнить детали изображаемого объекта.

Упражнения на освоение композиции:

Первое предлагаемое упражнение, направленное на развитие композиционного видения, включает в себя визуальное рассмотрение пейзаж, открывающегося, например, из окна дома. Таким образом можно изучать многочисленные объекты, постройки, элементы растительности. При рассмотрении объектов необходимо выделять среди них какой-то один, наиболее заинтересовавший, ставя его в центр внимания. Все остальные предметы при том становятся второстепенными, являются элементами окружения, уходят на второй, третий и т.д. планы. Периодически проделывая подобное упражнение, учащиеся учатся быстро и точно определять наиболее удачное композиционное решение.

Упражнения на отработку изобразительных навыков: для того, чтобы набраться опыта в художественной деятельности, отработать свои навыки и умения, следует регулярно дополнительно самостоятельно рисовать. Объектами для изображения могут выступать любые заинтересовавшие предметы быта, животные, люди, пейзажи, элементы архитектуры и т. д. Но, чтобы процесс создания дополнительных рисунков был вдумчивым и последовательным, необходимо задавать определённые сроки, в которые должны быть выполнены те или иные упражнения в рамках конкретного задания. 

Таким образом, предложенные рекомендации и упражнения по написанию натюрморта гипсовых фигур позволяют учащимся успешно осваивать основы рисунка. Изучение различных техник и приёмов рисования графическими материалами обеспечивает необходимые навыки для грамотного рисования и является залогом успеха начинающего художника.

Список литературы

  1. Кузин В.С. Наброски и зарисовки [Текст]: учебное пособие / В.С. Кузин. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 232 с. – ISBN 978-5-7695-5878-8.
  2. Ли Г.Н. Рисунок. Основы учебного академического рисунка [Текст]: учебное пособие / Г.Н. Ли. – М.: «Эксмо», 2017. – 480 с. – ISBN 978-699-25049-
  3. Могилевцев В.А. Основы рисунка [Текст]: учебное пособие / В.А. Могилевцев. – СПб.: АРТИНДЕКС, 2007. – 72 с.
  4. Милюков А.А., Организация натурных постановок на уроках изобразительного искусства в школе [Текст]: учебное пособие / А.А. Милюков. – Ленинград: ЛГПИ, 1978. – 80 с.

Поделиться

18

Головкина Т. Е. Техники и приемы графического изображения натюрмортов из гипсовых геометрических форм // Актуальные исследования. 2025. №36 (271). URL: https://apni.ru/article/12967-tehniki-i-priemy-graficheskogo-izobrazheniya-natyurmortov-iz-gipsovyh-geometricheskih-form

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#36 (271)

Прием материалов

6 сентября - 12 сентября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

17 сентября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

1 октября