Безопасность жизнедеятельности как аспект парадигмы профессионального гуманитарного образования

Безопасность жизнедеятельности как аспект парадигмы профессионального гуманитарного образования

Из-за изменения образовательной парадигмы происходят изменения в сфере современного отечественного образования. Благодаря ей изменяются методики организации профподготовки студентов высших учебных заведений. Поэтому также развивается и меняется поход к преподаванию по безопасности жизнедеятельности. В статье рассмотрена безопасность жизнедеятельности как аспект парадигмы профессионального гуманитарного образования.

Аннотация статьи
эффективность
гуманитарное образование
безопасность жизнедеятельности
Ключевые слова

Внедрение в образовательный процесс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (ОП БЖД) обусловлено изменениями современного стандарта в сфере профессионального образования гуманитарного направления:

  • единый вектор становления;
  • инновации научно-технологического плана;
  • эволюция социальной среды и финансовых инструментов;
  • тождество философской базы теории познания,
  • база теории ценностей,
  • теория деятельности,
  • интеграция обособленных логик в цельную социально-педагогическую из-за единого ракурса обучающего и развивающего процессов;
  •  совокупный и постоянный подходы.

Теоретическое изучение образовательного пространства «Безопасность жизнедеятельности» является главной целью нашего исследования.

На протяжении истории человечества люди стремились улучшить свою жизнь, сделать ее комфортнее, удовлетворить все свои потребности. Со временем их количество росло. Если 40 тысяч лет до нашей эры требовалось удовлетворить базовые потребности (безопасность, пища), то в наши дни люди стремятся к самореализации и поиску своего места в этом мире. Степень удовлетворения потребностей зависит от разнообразных критериев, таких как:

  • экологическое состояние природы,
  • экономические и социальные условия,
  • сформированность науки и техники,
  • БЖД как отдельная отрасль науки,
  • система обучения в области безопасности жизнедеятельности в принципе.

Полагаем, что справедливо резюмировать, что цели и задачи, которые ставятся перед образовательным пространством «Безопасность жизнедеятельности» могут изменяться в зависимости от развития науки, техники, экономики, общества.

Научно-технический прогресс вызвал появление многих экологических проблем. Так как они наносят удар и по человеку, то потребительское отношение сменилось заботой о природе. Теперь люди и биосфера должны развиваться вместе.

Проблемы экологии заставили общество пересмотреть свои потребности. Уклон пошел в сторону развития системы обучения пошел на защиту от нарастающих опасностей. Явления (причем не все), которые к этому привели, следующие:

  • демографический бум,
  • исчерпание природных ресурсов (особенно заметно на истощении газа, нефти и угля),
  • уменьшение разнообразия видов (например, животные из красной и черной книги),
  • ухудшение здоровья людей (часто встречаются заболевания сердца, люди склонны к ожирению и сильным стрессам),
  • загрязнение всех слоев оболочек земли (воздушной, подземной, водной).

Все это влечет за собой необходимость в совершенствовании системы обучения в российских вузах. Если вспомнить пирамиду Маслоу, то не удивительно, что качественное образование сегодня заявило о себе как критерий отбора по выживаемости россиян как нации, равно как и для мирового сообщества. Наша страна не должна уступать в соперничестве другим государствам мира и чётко понимать опасную величину образовательного разрыва. Страна, население которой имеет высокий уровень образованности, сделала огромный вклад в становление нации, государственности, благополучие социальной среды и рост благосостояния каждого гражданина [2].

Принимая во внимание раскрытые выше рассуждения, перечислим функции образовательного пространства «Безопасность жизнедеятельности»:

  • центрирует усилия государства всех элементов аппарата, воспитывающего детей и молодежь как патриотов с высокими гражданскими чувствами,
  • помогает воспринимать мир опасностей и угроз, в котором живет новое поколение,
  • учит пользованию индивидуальными и коллективными методами защиты,
  • объясняет причины возникновения угроз, учит не только защите, но и их предотвращению, то есть работает по профилактике возникновения новых опасностей.

В условиях, когда увеличивается количество опасностей, Российская Федерация первая прибегла к такому способу защиты. Еще в начале девяностых в школах и университетах ввели урок ОБЖ и дисциплину БЖД. Таким образом Россия указала направление всему миру, которое может предостеречь человечество от самоликвидации.

БЖД задевает разные области жизни не только отдельного индивида, но и общества, страны. Безопасность жизнедеятельности связана со всеми предметами и на всех стадиях обучения. Состав дисциплины соотносится с параметрами образовательной системы, реформами и тенденциями, которые актуализирует правительство. Повышение у населения уровня образованности по вопросам БЖД создает предпосылки для роста личной культуры безопасности у каждого гражданина и общества в целом, позволяя оперативно и успешно осуществить переход к устойчивому развитию общества как современной цивилизационной модели [3].

Безопасность жизнедеятельности не должна изучаться только в теории. Это и практический предмет. Необходимо:

  • умение управлять собственной безопасностью,
  • управлять безопасностью страны и социума;
  • поведенческие реакции населения согласованы;
  • обозначены стандарты, нормы, правила, регламенты.

Сегодня безопасность граждан нуждается в обеспечительной поддержке со стороны каждого гражданина, всего социума и государства, их целевым ориентиром и стремлением. Изменения наступят, если безопасная жизнедеятельность как высокая социокультурная ценность интегрируется в национальный менталитет и мировоззрение [5].

Говоря о феномене культуры БЖД, перечислим его компоненты:

  • видение окружающего мира, комплекс ценностных ориентиров;
  • сложившиеся неписанные законы;
  • результаты труда лиц (морально-нравственные концепции, интеллектуальные и предметные ценности и объекты), исследовавших вопросы безопасности.

Безопасность жизнедеятельности достигает уровня культуры, когда граждане и социум заинтересованы обеспечить БЖД, воспринимая ее как ценность для индивида и общества, как совокупность развитых стереотипов, как степень защищенности во всех сферах.

В общем культура безопасности жизнедеятельности подразумевает уровень сформированности индивида и общества. Он определяется тем, как относятся к безопасности повседневной и трудовой жизни граждан, а также наличие действий по предотвращению угроз.

Эта логическая цепочка проявляется в ходе реализации обучающего процесса по вопросам безопасности жизнедеятельности. Миссия представлена целью создать культуру безопасности БЖД индивида. Повышению уровня профессионализма в области безопасности жизнедеятельности способствуют:

  • психолого-преподавательская подготовка,
  • «Теория и методика обучения БЖД»,
  • «Методология экологического образования»,
  • «Внеклассная работа по БЖД».

В ходе обучения студентов безопасности жизнедеятельности происходит развитие личности. Он социализируется и его уровень профессионализма вырастает. В личности студента окончательно формируются моральные и культурные начала. Мир воспринимается в свете гуманистических ценностей. Студент выражает способность к творчеству в рамках профессии. Перечисленные моменты обуславливают действенность дальнейшей эволюции обучающей системы по материалам образовательной программы безопасности жизнедеятельности, исходя из современной ситуации в обществе и прогрессе цивилизации. От оптимального соотношения развития общества, экологии и профессионализма людей зависит становление гармоничной личности индивида.

В науке современности преобладают тенденции соединения. То есть безопасность жизнедеятельности носит междисциплинарный характер. Она включает в себя многие гуманитарные и математические науки.

На сегодняшний день интегративный характер безопасности жизнедеятельности как образовательной программы с соответствующими функциями актуализируется из-за возникновения ранее не известных системных трудностей, сквозь призму которых проявляется значимость структурного переформирования. Целостный характер соединительно-разделяющих тенденций для образовательного пространства БДЖ в ВО выражается в следующих условиях:

  • Логично увязаны компоненты, составляющие содержимое феномена;
  • Налажены контакты дисциплин специальных и предметных с материалами, раскрытыми студентам в блоках общекультурных, медико-биологических и психолого-педагогических;
  • Подготовка предметная тщательно соотнесена с пунктами подготовки преподавателя и методологии подачи учебного материала;
  • Структура компонентов, наполняющих содержание ОП БЖД, взаимосвязана;
  • Студенты получают предметную подготовку (теоретическую и практическую) отвечающую теоретико-практическим ракурсам обучающего процесса безопасности жизнедеятельности;
  • Аудиторная и внеаудиторная формы работы, контроль знаний, научно-исследовательские проекты и мероприятия находятся в тесной взаимосвязи.

Фундаментальные познания для будущего специалиста по вопросам сферы осваиваемой отрасли деятельности формируют профессиональную культуру безопасности жизнедеятельности, из-за чего диктуют компоненты содержания профессионального обучения. В высшей школе феномен варьирует по составу, однако его ключевыми составляющими являются:

  • Ценности как зафиксированная система;
  • Мировоззренческие позиции;
  • Способы познавательной и мыслительной деятельности, универсальные по применению;
  • Реализация практических действий.

Совокупность аспектов лежит в основе мониторинга и диагностики у студентов атрибута сформированности, развития компетенций в сфере безопасных поведенческих реакций и стереотипов, характеристики безопасного существования на работе, в быту, в обществе, сложившиеся исторически, этнически и профессионально.

Резюмируем, что феномен БЖД принадлежит как явление к плоскости социальной культуры, интегрируя фактор личностный и деятельностный. Говоря об индивиде, обладающем культурой безопасности жизнедеятельности, подразумевают субъекта, действия которого не выходят за пределы установленных в обществе норм, убеждений и ценностей, позволяющих не навредить поступками показателям здоровья, сократить жизнь или нарушить целостность существования не только в текущем промежутке, но и на перспективу [7].

Реализация закономерностей формирования ОП БЖД помогут верно подобрать цели, содержание, способы обучения, выявить организацию учебно-познавательной деятельности и контроля, вывести учет имеющихся преподавательских условий и приять меры к их совершенствованию. Это в будущем будет способствовать созданию прочных, осознанных и действенных итогов в образовательном процессе.

Текст статьи
  1. Подготовка бакалавров образования в области антитеррористической деятельности – Станкевич П.В., Ребко Э.М. / Практическое использование программ поведения человека в кризисных ситуациях в системе образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования Северо-западного федерального округа. Российской Федерации: труды научно-практического семинара. – СПб.: Изд-во Политехнического университета. 2012. – 76 с.
  2. Ребко, Э.М. Особенности преподавания безопасности жизнедеятельности в педагогических вузах / Э.М. Ребко. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2014. – № 2 (61). – С. 850-851. – URL: https://moluch.ru/archive/61/9249/ (дата обращения: 12.10.2020).
  3. Система подготовки будущих учителей ОБЖ в области социальной безопасности – Ребко Э.М. / Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2013. № 162. C. 156-162.
  4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена указом Президента РФ № 537 от 02.05.2009г.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). Утвержден приказом министерства образования и науки РФ от 17.01.2011 г. № 46.
  6. Якупов А.М., Кувшинова И.А., Костенок П.И., Денисова В.В. Преподавание учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности» студентам гуманитарных специальностей ВУЗов: проблема программно-содержательного обеспечения педагогического процесса и пути её решения // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 2-2. – С. 321-328.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 апреля по 23 апреля
Осталось 6 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
27 апреля
Загрузка в eLibrary
27 апреля
Рассылка печатных экземпляров
05 мая