Автор(-ы):
Лакарова Елена Валерьевна
Секция
Педагогика и психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
Из-за изменения образовательной парадигмы происходят изменения в сфере современного отечественного образования. Благодаря ей изменяются методики организации профподготовки студентов высших учебных заведений. Поэтому также развивается и меняется поход к преподаванию по безопасности жизнедеятельности. В статье рассмотрена безопасность жизнедеятельности как аспект парадигмы профессионального гуманитарного образования.
Текст статьи
Внедрение в образовательный процесс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (ОП БЖД) обусловлено изменениями современного стандарта в сфере профессионального образования гуманитарного направления:
Теоретическое изучение образовательного пространства «Безопасность жизнедеятельности» является главной целью нашего исследования.
На протяжении истории человечества люди стремились улучшить свою жизнь, сделать ее комфортнее, удовлетворить все свои потребности. Со временем их количество росло. Если 40 тысяч лет до нашей эры требовалось удовлетворить базовые потребности (безопасность, пища), то в наши дни люди стремятся к самореализации и поиску своего места в этом мире. Степень удовлетворения потребностей зависит от разнообразных критериев, таких как:
Полагаем, что справедливо резюмировать, что цели и задачи, которые ставятся перед образовательным пространством «Безопасность жизнедеятельности» могут изменяться в зависимости от развития науки, техники, экономики, общества.
Научно-технический прогресс вызвал появление многих экологических проблем. Так как они наносят удар и по человеку, то потребительское отношение сменилось заботой о природе. Теперь люди и биосфера должны развиваться вместе.
Проблемы экологии заставили общество пересмотреть свои потребности. Уклон пошел в сторону развития системы обучения пошел на защиту от нарастающих опасностей. Явления (причем не все), которые к этому привели, следующие:
Все это влечет за собой необходимость в совершенствовании системы обучения в российских вузах. Если вспомнить пирамиду Маслоу, то не удивительно, что качественное образование сегодня заявило о себе как критерий отбора по выживаемости россиян как нации, равно как и для мирового сообщества. Наша страна не должна уступать в соперничестве другим государствам мира и чётко понимать опасную величину образовательного разрыва. Страна, население которой имеет высокий уровень образованности, сделала огромный вклад в становление нации, государственности, благополучие социальной среды и рост благосостояния каждого гражданина [2].
Принимая во внимание раскрытые выше рассуждения, перечислим функции образовательного пространства «Безопасность жизнедеятельности»:
В условиях, когда увеличивается количество опасностей, Российская Федерация первая прибегла к такому способу защиты. Еще в начале девяностых в школах и университетах ввели урок ОБЖ и дисциплину БЖД. Таким образом Россия указала направление всему миру, которое может предостеречь человечество от самоликвидации.
БЖД задевает разные области жизни не только отдельного индивида, но и общества, страны. Безопасность жизнедеятельности связана со всеми предметами и на всех стадиях обучения. Состав дисциплины соотносится с параметрами образовательной системы, реформами и тенденциями, которые актуализирует правительство. Повышение у населения уровня образованности по вопросам БЖД создает предпосылки для роста личной культуры безопасности у каждого гражданина и общества в целом, позволяя оперативно и успешно осуществить переход к устойчивому развитию общества как современной цивилизационной модели [3].
Безопасность жизнедеятельности не должна изучаться только в теории. Это и практический предмет. Необходимо:
Сегодня безопасность граждан нуждается в обеспечительной поддержке со стороны каждого гражданина, всего социума и государства, их целевым ориентиром и стремлением. Изменения наступят, если безопасная жизнедеятельность как высокая социокультурная ценность интегрируется в национальный менталитет и мировоззрение [5].
Говоря о феномене культуры БЖД, перечислим его компоненты:
Безопасность жизнедеятельности достигает уровня культуры, когда граждане и социум заинтересованы обеспечить БЖД, воспринимая ее как ценность для индивида и общества, как совокупность развитых стереотипов, как степень защищенности во всех сферах.
В общем культура безопасности жизнедеятельности подразумевает уровень сформированности индивида и общества. Он определяется тем, как относятся к безопасности повседневной и трудовой жизни граждан, а также наличие действий по предотвращению угроз.
Эта логическая цепочка проявляется в ходе реализации обучающего процесса по вопросам безопасности жизнедеятельности. Миссия представлена целью создать культуру безопасности БЖД индивида. Повышению уровня профессионализма в области безопасности жизнедеятельности способствуют:
В ходе обучения студентов безопасности жизнедеятельности происходит развитие личности. Он социализируется и его уровень профессионализма вырастает. В личности студента окончательно формируются моральные и культурные начала. Мир воспринимается в свете гуманистических ценностей. Студент выражает способность к творчеству в рамках профессии. Перечисленные моменты обуславливают действенность дальнейшей эволюции обучающей системы по материалам образовательной программы безопасности жизнедеятельности, исходя из современной ситуации в обществе и прогрессе цивилизации. От оптимального соотношения развития общества, экологии и профессионализма людей зависит становление гармоничной личности индивида.
В науке современности преобладают тенденции соединения. То есть безопасность жизнедеятельности носит междисциплинарный характер. Она включает в себя многие гуманитарные и математические науки.
На сегодняшний день интегративный характер безопасности жизнедеятельности как образовательной программы с соответствующими функциями актуализируется из-за возникновения ранее не известных системных трудностей, сквозь призму которых проявляется значимость структурного переформирования. Целостный характер соединительно-разделяющих тенденций для образовательного пространства БДЖ в ВО выражается в следующих условиях:
Фундаментальные познания для будущего специалиста по вопросам сферы осваиваемой отрасли деятельности формируют профессиональную культуру безопасности жизнедеятельности, из-за чего диктуют компоненты содержания профессионального обучения. В высшей школе феномен варьирует по составу, однако его ключевыми составляющими являются:
Совокупность аспектов лежит в основе мониторинга и диагностики у студентов атрибута сформированности, развития компетенций в сфере безопасных поведенческих реакций и стереотипов, характеристики безопасного существования на работе, в быту, в обществе, сложившиеся исторически, этнически и профессионально.
Резюмируем, что феномен БЖД принадлежит как явление к плоскости социальной культуры, интегрируя фактор личностный и деятельностный. Говоря об индивиде, обладающем культурой безопасности жизнедеятельности, подразумевают субъекта, действия которого не выходят за пределы установленных в обществе норм, убеждений и ценностей, позволяющих не навредить поступками показателям здоровья, сократить жизнь или нарушить целостность существования не только в текущем промежутке, но и на перспективу [7].
Реализация закономерностей формирования ОП БЖД помогут верно подобрать цели, содержание, способы обучения, выявить организацию учебно-познавательной деятельности и контроля, вывести учет имеющихся преподавательских условий и приять меры к их совершенствованию. Это в будущем будет способствовать созданию прочных, осознанных и действенных итогов в образовательном процессе.
Список литературы
Поделиться
Лакарова Е. В. Безопасность жизнедеятельности как аспект парадигмы профессионального гуманитарного образования // Проблемы современных социокультурных исследований : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 27 октября 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 76-80. URL: https://apni.ru/article/1297-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-kak-aspekt