Главная
АИ #36 (271)
Статьи журнала АИ #36 (271)
Как образ танца способствует развитию речи и сохранению здоровья дошкольникам

Как образ танца способствует развитию речи и сохранению здоровья дошкольникам

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

основные задачи ФГОС в ДОУ
свобода движения
механизм развития речи

Аннотация статьи

В статье свобода движения рассматривается как основа развития речи ребенка, являющегося одной из основных задач ФГОС в ДОУ.

Текст статьи

Развивать речь и способствовать сохранению здоровья у дошкольников – это одни из основных задач ФГОС в ДОУ. А для развития важно, чтоб у ребенка была свобода. Свобода движения в том числе. Итак, может ли музыка помочь развить речь – да, при помощи песни. А активизация дыхания во время пения также способствует и поддержанию физического здоровья. А может ли то и другое танец? Очень важно взаимовлияние этих областей друг на друга именно в решении задач развития речи.

Безусловно, механизм развития речи тесно связан с физическим развитием, со степенью развития мелкой моторики ребенка. В ДОУ ступенчато – начиная с потешек, пальчиковых игр, затем приступая к образным стихам, звукоподражательным и ролевым, – ребенку дают вектор в направлении пересказа текстов, развития речи.

Со средней группы мы активно, взаимодействуя со специалистами, внедряем логоритмические песни, танцы. Прочитав ту или иную сказку, начинаем ставить ее. Но, нет-нет, это не театральная постановка, – это больше. Ребята, прослушав сказку, повесть, в исполнении воспитателя, а потом протанцевав ее вместе с педагогом, а затем самостоятельно прожив танец, – раскрывают всю сущность эмоциональной отзывчивости. Отрадно, что наши воспитанники уже привыкли к этой практике. И, программные сказки, рассказы всегда слушают с интересом, при помощи посылок педагога, сочиняя в мыслях образ услышанного. Т. е. любую сказку мы танцуем. Побуждая ребят к пересказу, педагог сталкивается с тем, что детям, речь которых не так связна, не очень хорошо развита, колоссально помогает танец! Образ танца (эмоция восприятия) помогает им вспомнить порядок смены действия в сказке, характер героя, его реакцию на какое-либо действие.

Потенциал подбора музыкального оформления сказок велик и разнообразен. Поэтому, кроме того, что образ танца помогает ребятам при пересказе, у наших детей отлично развито чувство ритма, координация движений. А при музыкальном прослушивании программных тематических произведений дети являются, так сказать, активными слушателями. Погружения в танец-образ «птички-жаворонки», осенний листопад и ветер (М. Глинка, П. Чайковский), а также протанцовывание и проговаривание русско-народных хороводных танцев, игр – дает решение и еще одной задачи ФГОС – сохранение пласта национальной культуры.

При пересказе литературных произведений или описании бытовых, жизненных моментов дети опираются на танцевальный образ как на опорный сигнал. Предположим, мы протанцовываем характер или смену настроения героев, хода событий, т. е. активизируем наглядно-действенное восприятие ребенка. Наглядным в данном случае является яркость эмоции движения, а действенным – сам вектор и ритм движения.

Этот прекрасный положительный опыт хотелось бы продолжить и в проектной деятельности.

В заключение позволю отметить, важно еще и то, какие виды танцевального движения мы прививаем подрастающему поколению. Ведь танец за долгую историю человечества менялся, отражая культурное развитие. И в многообразии существующих форм, видов, стилей и образов, современному педагогу-воспитателю важно помнить о классике, об основной базе программных образов.

Список литературы

  1. Арсенина Е. Развлечения со значением. – Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Методика музыкального воспитания в детском саду: дошк. воспитание / Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.
  3. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  4. Музыкальные занятия. Подготовительная группа / авт.-сост. Е.Н. Арсенина. – Волгоград: Учитель, 2010.

Поделиться

8

Чувылкина О. В., Скочко Е. В. Как образ танца способствует развитию речи и сохранению здоровья дошкольникам // Актуальные исследования. 2025. №36 (271). URL: https://apni.ru/article/12974-kak-obraz-tanca-sposobstvuet-razvitiyu-rechi-i-sohraneniyu-zdorovya-doshkolnikam

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#36 (271)

Прием материалов

6 сентября - 12 сентября

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

17 сентября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

1 октября