Главная
АИ #36 (271)
Статьи журнала АИ #36 (271)
Формирование навыка осознанного чтения у младших школьников с ОВЗ

Формирование навыка осознанного чтения у младших школьников с ОВЗ

9 сентября 2025

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

дети с ОВЗ
обучение чтению
звук
буква
слог
правильность чтения

Аннотация статьи

В статье автор рассматривает проблемы обучения осознанного чтения детей с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ и сохранным слухом при помощи дополнительной специальных дидактических приемов. Приводятся примеры дидактических упражнений.

Текст статьи

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования чтение рассматривается как средство, которое служит для личностного развития ученика, его умения адаптироваться в обществе. Чтение способствует решению задачи воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина.

Условием овладения читательской деятельностью является знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определенными умениями и навыками, которые не должны развиваться спонтанно.

Актуальность работы состоит в том, что навык чтения формируется, развивается и совершенствуется как сложный комплекс умений и навыков, которые носят обучающий и развивающий характер при изучении всех школьных предметов. На протяжении многих лет эти умения и навыки играют огромную роль в воспитании, образовании и развитии человека. Но, при всем этом, чтение не перестает оставаться важнейшим видом умственной и речевой деятельностей. Для того чтобы навык чтения совершенствовался, необходима целенаправленная и систематическая работа.

Особое внимание важно уделять формированию и развитию правильности чтения детей. Так, из результатов исследования Н. А. Князевой следует, что при проверке навыков чтения у младших школьников обнаружилось, что 73% обучающихся допускают ошибки при чтении (пропуск букв, изменение окончаний, неправильная постановка ударения, пропуск строки).

Правильно сформированный навык чтения представляет собой основную базу для последующего обучения остальным учебным предметам и является важной предпосылкой для своевременного получения объективной информации.

Становление правильности чтения протекает в двух направлениях:

  1. Использование определенных тренировочных упражнений, направленных на совершенствование зрительного восприятия, регуляции дыхания и развития артикуляционного аппарата;
  2. Применение принципа многократного чтения при изучении художественных произведений. Предложен он был М. И. Омороковой.

Данный принцип заключается в том, чтобы при анализе текста обучающийся постоянно возвращался к перечитыванию отрывков, важных в смысловом отношении. Таким образом, многократное чтение обеспечивает не только понимание идеи произведения, но и позволяет достигать быстрого и правильного чтения.

Приведем специальные приемы работы над качеством правильности чтения. Работа над правильностью чтения предусматривает:

1. Использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания;

2. Совершенствование зрительного восприятия применяются:

  • чтение пар слов с отличием одной буквы: козы – косы, ветер – вечер, вбежал – взбежал;
  • чтение слов, в которых парные по твердости-мягкости фонемы выполняют смыслоразличительную функцию: есть – ест, уголь – угол, полька – полка;
  • упражнения, совершенствующие регуляцию дыхания (например, считать на одном дыхании как можно дольше: 1, 2, 3, 4, 5…; после глубокого вдоха, на медленном выдохе произносятся буквы алфавита (без й, ъ, ь): а, б, в, г, д, е, ё и т. д.);
  • упражнения, совершенствующие развитие артикуляционного аппарата (тщательно артикулируя каждую букву, надо медленно по слогам прочитать: о-т т-о-п-о-т-а к-о-п-ы-т п-ы-л-ь п-о п-о-л-ю л-е-т-и-т; читать медленно, пока не почувствуешь, что может медленно прочитать скороговорку без запинки; читать громко и уверенно: гарь – парь - жарь; дверь – зверь – червь)
  • применение при чтении художественных произведений принципа многочтения, то есть при анализе текста стимулировать обучающегося к перечитыванию отрывков, важных в смысловом отношении, тем самым добиваться правильного и беглого чтения.

На уроках учитель может использовать принцип многочтения в виде заданий. Например, чтение слов, начинающихся на определенную букву или слог; чтение слов, начинающихся с большой буквы, либо слов – названий (деревьев, овощей и т. д.), читать двухсложные слова и т. д. Эффективен принципа многочтения при ответе детей на вопросы, когда ребенок возвращается к тексту в поисках ответа на поставленный вопрос, или ищет предложения, подкрепляющие его мнения относительно текста.

Немаловажное значение имеет информированность педагога. Так, формирование правильного чтения у младших школьников в период обучения будет более результативным, если:

  • учитель будет знать группы типичных ошибок в чтении и причины их возникновения у младших школьников;
  • на уроках литературного чтения будут систематически использоваться дидактические игры, подобранные и разработанные с учетом результатов диагностики чтения;
  • дидактические игры будут направлены на совершенствование зрительного восприятия, обогащение лексического состава речи, развитие смысловой догадки, повышение уровня осознанности чтения.

Эффективно использовать задания и упражнения, способствующие развитию правильности чтения – не сложно. Эти задачи легко вписываются в структуру урока литературного чтения, и их можно давать детям для домашней самостоятельной работы.

Для тренировок в правильности чтения можно использовать прием взаимопроверки: ученик читает 1-2 абзаца своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки. Затем роли меняются – другой ученик читает следующие два абзаца.

Также на уроках можно вводить дидактические игры, способствующие формированию правильного чтения обучающихся. Игры должны быть подобраны с учетом выявленных частотных нарушений чтения (искажений слогов и слов, ошибок в постановке ударения пропусков, замен) а также предусматривают тренировку зрительного восприятия, обогащение речи обучающихся новыми словами и новыми значениями уже известных им слов, дидактические игры будут способствовать развитию смысловой догадки, совершенствованию понимания прочитанного текста.

Примеры дидактических игр:

  1. Игра «Наоборот», способствующая обогащению речи детей на уровне лексики и преодолению искажений, акцентологических ошибок. Оборудование: карточки слов. Суть игры: учитель называет слова, дети из карточек слов, выставленных на доске, выбирают те, на которых даны слова с противоположным значением.
  2. Игра «Парашюты», предусматривающая развитие смысловой догадки, осознанности чтения, направленная на преодоление пропусков, замен, нарушений орфоэпических норм. Оборудование: бумажные парашюты, к стропам которых прикреплены буквы. Суть игры: на доске столбик слов с пропущенными буквами. На наборном полотне парашюты, количество которых соответствует количеству слов в столбике. Вызванный ученик прикрепляет нужный парашют, к слову, таким образом, чтобы буква точно «приземлилась» на своем месте, и читает слово.

Таким образом, на основе изученной литературы, следует, что в образовательном процессе необходимо использовать разные методы и средства обучения, направленные на формирование правильности чтения, с учетом часто допускаемых ошибок.

Список литературы

  1. Алферова О.А. Когда ребенок плохо читает // Начальная школа. 2011. № 7. С. 111-113.
  2. Вегера Е.Н. Особенности формирования читательского интереса младших школьников на уроках внеклассного чтения // 2017. № 4. С. 13-17.
  3. Волков Б.С. Психология детей младшего школьного возраста: учебное пособие. 7-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2016. 348 с.
  4. Волкова Т.В. Динамика психологической структуры смыслового чтения как деятельности у учащихся начальной школы // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 2. С. 200-204.
  5. Гаджиева А.А. Правильность как важное качество формирования навыков чтения // Русский язык в полилингвальной среде: актуальные вопросы, достижения и инновации: мат. III Всеросс. науч.-практич. Конференции с междунар. уч. Махачкала, 2019. С. 102-110.
  6. Глизерина Н.Д. Формирование правильного чтения первоклассников на основе применения дидактических игр в период обучения грамоте // Мир детства в современном образовательном пространстве: сб. статей студентов, магистрантов, аспирантов. Витебск, 2012. С. 65-68.

Поделиться

11

Поркуян Ю. С. Формирование навыка осознанного чтения у младших школьников с ОВЗ // Актуальные исследования. 2025. №36 (271). URL: https://apni.ru/article/12978-formirovanie-navyka-osoznannogo-chteniya-u-mladshih-shkolnikov-s-ovz

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#36 (271)

Прием материалов

6 сентября - 12 сентября

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

17 сентября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

1 октября