В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования чтение рассматривается как средство, которое служит для личностного развития ученика, его умения адаптироваться в обществе. Чтение способствует решению задачи воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина.
Условием овладения читательской деятельностью является знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определенными умениями и навыками, которые не должны развиваться спонтанно.
Актуальность работы состоит в том, что навык чтения формируется, развивается и совершенствуется как сложный комплекс умений и навыков, которые носят обучающий и развивающий характер при изучении всех школьных предметов. На протяжении многих лет эти умения и навыки играют огромную роль в воспитании, образовании и развитии человека. Но, при всем этом, чтение не перестает оставаться важнейшим видом умственной и речевой деятельностей. Для того чтобы навык чтения совершенствовался, необходима целенаправленная и систематическая работа.
Особое внимание важно уделять формированию и развитию правильности чтения детей. Так, из результатов исследования Н. А. Князевой следует, что при проверке навыков чтения у младших школьников обнаружилось, что 73% обучающихся допускают ошибки при чтении (пропуск букв, изменение окончаний, неправильная постановка ударения, пропуск строки).
Правильно сформированный навык чтения представляет собой основную базу для последующего обучения остальным учебным предметам и является важной предпосылкой для своевременного получения объективной информации.
Становление правильности чтения протекает в двух направлениях:
- Использование определенных тренировочных упражнений, направленных на совершенствование зрительного восприятия, регуляции дыхания и развития артикуляционного аппарата;
- Применение принципа многократного чтения при изучении художественных произведений. Предложен он был М. И. Омороковой.
Данный принцип заключается в том, чтобы при анализе текста обучающийся постоянно возвращался к перечитыванию отрывков, важных в смысловом отношении. Таким образом, многократное чтение обеспечивает не только понимание идеи произведения, но и позволяет достигать быстрого и правильного чтения.
Приведем специальные приемы работы над качеством правильности чтения. Работа над правильностью чтения предусматривает:
1. Использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания;
2. Совершенствование зрительного восприятия применяются:
- чтение пар слов с отличием одной буквы: козы – косы, ветер – вечер, вбежал – взбежал;
- чтение слов, в которых парные по твердости-мягкости фонемы выполняют смыслоразличительную функцию: есть – ест, уголь – угол, полька – полка;
- упражнения, совершенствующие регуляцию дыхания (например, считать на одном дыхании как можно дольше: 1, 2, 3, 4, 5…; после глубокого вдоха, на медленном выдохе произносятся буквы алфавита (без й, ъ, ь): а, б, в, г, д, е, ё и т. д.);
- упражнения, совершенствующие развитие артикуляционного аппарата (тщательно артикулируя каждую букву, надо медленно по слогам прочитать: о-т т-о-п-о-т-а к-о-п-ы-т п-ы-л-ь п-о п-о-л-ю л-е-т-и-т; читать медленно, пока не почувствуешь, что может медленно прочитать скороговорку без запинки; читать громко и уверенно: гарь – парь - жарь; дверь – зверь – червь)
- применение при чтении художественных произведений принципа многочтения, то есть при анализе текста стимулировать обучающегося к перечитыванию отрывков, важных в смысловом отношении, тем самым добиваться правильного и беглого чтения.
На уроках учитель может использовать принцип многочтения в виде заданий. Например, чтение слов, начинающихся на определенную букву или слог; чтение слов, начинающихся с большой буквы, либо слов – названий (деревьев, овощей и т. д.), читать двухсложные слова и т. д. Эффективен принципа многочтения при ответе детей на вопросы, когда ребенок возвращается к тексту в поисках ответа на поставленный вопрос, или ищет предложения, подкрепляющие его мнения относительно текста.
Немаловажное значение имеет информированность педагога. Так, формирование правильного чтения у младших школьников в период обучения будет более результативным, если:
- учитель будет знать группы типичных ошибок в чтении и причины их возникновения у младших школьников;
- на уроках литературного чтения будут систематически использоваться дидактические игры, подобранные и разработанные с учетом результатов диагностики чтения;
- дидактические игры будут направлены на совершенствование зрительного восприятия, обогащение лексического состава речи, развитие смысловой догадки, повышение уровня осознанности чтения.
Эффективно использовать задания и упражнения, способствующие развитию правильности чтения – не сложно. Эти задачи легко вписываются в структуру урока литературного чтения, и их можно давать детям для домашней самостоятельной работы.
Для тренировок в правильности чтения можно использовать прием взаимопроверки: ученик читает 1-2 абзаца своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки. Затем роли меняются – другой ученик читает следующие два абзаца.
Также на уроках можно вводить дидактические игры, способствующие формированию правильного чтения обучающихся. Игры должны быть подобраны с учетом выявленных частотных нарушений чтения (искажений слогов и слов, ошибок в постановке ударения пропусков, замен) а также предусматривают тренировку зрительного восприятия, обогащение речи обучающихся новыми словами и новыми значениями уже известных им слов, дидактические игры будут способствовать развитию смысловой догадки, совершенствованию понимания прочитанного текста.
Примеры дидактических игр:
- Игра «Наоборот», способствующая обогащению речи детей на уровне лексики и преодолению искажений, акцентологических ошибок. Оборудование: карточки слов. Суть игры: учитель называет слова, дети из карточек слов, выставленных на доске, выбирают те, на которых даны слова с противоположным значением.
- Игра «Парашюты», предусматривающая развитие смысловой догадки, осознанности чтения, направленная на преодоление пропусков, замен, нарушений орфоэпических норм. Оборудование: бумажные парашюты, к стропам которых прикреплены буквы. Суть игры: на доске столбик слов с пропущенными буквами. На наборном полотне парашюты, количество которых соответствует количеству слов в столбике. Вызванный ученик прикрепляет нужный парашют, к слову, таким образом, чтобы буква точно «приземлилась» на своем месте, и читает слово.
Таким образом, на основе изученной литературы, следует, что в образовательном процессе необходимо использовать разные методы и средства обучения, направленные на формирование правильности чтения, с учетом часто допускаемых ошибок.