Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает семья. Ведь, основную информацию об обществе и о себе дошкольник получает от родителей и родственников, которые обладают прекрасной возможностью повлиять на своих детей в связи с их физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них.
Многие специалисты по психологии из разных направлений давно заинтересовались важностью отношений между родителями и ребенком. Последнее десятилетие активно используют понятия нарушение внутрисемейного взаимодействия и конфликт в системе «родители-дети» (Е. Фромм, А. И. Варга, О. А. Карабанова, Л. Ф. Обухов, В. Столин) [1]. Однако, несмотря на большое количество публикаций по вопросу предотвращения нарушений взаимодействия в семье, специфика не была достаточно изучена в отношении детей дошкольного возраста. А особенно влияние нарушений «детско-родительских отношений» на зависимость дошкольника от социальных сетей.
Отношения между ребенком и родителем – это система различных чувств, эмоций, действий, которые проявляются через взаимодействие родителя и ребенка. В системе детско-родительских отношений родитель является ведущим звеном и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения. Семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка. Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующие о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни. Кроме того, его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду или в школе. Проблема взаимоотношений родителей и детей остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Взаимодействие ребенка с родителем – это первый опыт взаимодействия с внешним миром. Этот опыт фиксирует и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе развивается определенная культура отношений и взаимоотношений между родителями и детьми, появляются социальные стереотипы, определенные взгляды и точки зрения относительно воспитания в семье, и вряд ли можно без преувеличения сказать, что цивилизованное общество определяет не только его отношение к женщинам, но и к детям. Авторы, занимающиеся этой проблемой (Р. В. Бортов, Ю. Б. Гиппенрейтер, И. А. Логинова, Л. Г. Матвеева, О. В. Переломова, О. Е. Смирнова, М. В. Быкова и др.), отводят важную роль раннему опыту воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейным традициям и эмоциональному фону отношений родителей к ребенку. Вопросы семейного воспитания и влияния взаимоотношений в семье на ребенка стали разрабатываться в рамках психолого-педагогического подхода (К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Е. А. Аркин, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Н. И. Лисина, В. К. Копырло и др.). Признание за ребенком права на выбор, собственную позицию дает понимание и лучшее взаимодействие в семье. И если взаимодействие внутри семьи нарушается, то ребенок начнет искать общение и получение нужных ему эмоций на стороне, что приводит к социальной зависимости детей дошкольного возраста [2, с. 41-48; 6].
Сейчас активно исследуется проблема зависимости молодежи и подростков от социальных сетей, но мало придают значения дошкольному и младше школьному возрасту. Почти в каждом доме есть компьютер, планшет или смартфон с доступом в интернет. Эти устройства так легко вошли в нашу повседневную жизнь, что есть даже у маленьких детей. Именно дошкольники и социальная сеть – это одна из актуальных тем нашего времени, так как они начинают постигать все возможное. В настоящее время очень обострилась ситуация влияния социальных сетей на подрастающее поколение. Их основными преимуществами являются возможность пользователей отстаивать свои интересы и делиться ими с другими. Именно это привлекает детей в пользовании социальными сетями, там они находят общение, нужную им поддержку и внимание. Стремясь уйти от реальности, дети пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, для здоровья и межличностных отношений. Вопросы зависимости от социальных сетей представляют собой еще более узкую область работ. Виртуальную коммуникацию изучали С. А. Беличева, О. Е. Ванина, Д. Е. Чеснокова. Зависимость от социальных сетей и механизмы психологической защиты представлены в работах Г. Э. Брынина, М. Орзак, изучались взаимосвязи механизмов психологической защиты с вовлеченностью личности в социальные сети и влияния семьи, самочувствия, настроения и активности на характер пользования социальными сетями. Что касается феномена интернет-аддикции, то данный вопрос был подробно изложен в работах А. В. Гоголевой, Е. Ю. Сироты. А. Е. Войскунский выделил поведенческие характеристики интернет-зависимой личности. По мнению С. А. Беличевой, к развитию аддиктивного поведения ведет деформация ценностных ориентаций и ценностно-нормативных представлений. Это определяет особую притягательность общения в социальных сетях для детей. Ведущими причинами зависимости от социальных сетей являются возможность удовлетворения потребностей в общении в любое время вне зависимости от места нахождения, самовыражения, самоутверждения, поднятия самооценки, а также возможность получения любой информации [4, с. 46-55; 5, с. 192-194].
Исходя из этого, очень важно изучать специфику нарушений внутрисемейного взаимодействия в отношении детей дошкольного возраста. А особенно влияние нарушений на зависимость дошкольника от социальных сетей. Формирование ценностно-смыслового образа жизни невозможно без комфортного внутрисемейного взаимодействия в системе «родители-дети», без осознания родителями, что это необходимо для здоровья дошкольников.