Главная
АИ #36 (271)
Статьи журнала АИ #36 (271)
Формирование социально приемлемых форм поведения у детей старшего дошкольного во...

Формирование социально приемлемых форм поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством мультфильмов

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

мультфильм
воспитание
культура поведения
личность

Аннотация статьи

В статье раскрываются особенности мультипликационного кино как вида искусства, его влияния на личность и здоровье дошкольников, приведены рекомендации по подбору мультипликационных фильмов для формирования у старших дошкольников социально приемлемых формирования поведения.

Текст статьи

Мультипликация представляет собой сложный процесс, построенный на объединении нескольких видов искусств, который воздействует на личность ребенка. Мультипликационные фильмы обладают высоким потенциалом художественно-эстетического, нравственного воздействия на детей дошкольного возраста, обладают широкими воспитательными возможностями. Особенно сильно они влияют на воображение ребенка. Во время просмотра мультфильма у дошкольника появляется возможность эмоционально контактировать с персонажами, в чем ребенок в силу своего возраста очень нуждается.

Родители и педагоги часто недооценивают возможности мультипликационных фильмов в развитии культуры поведения детей. Они включают детям мультфильм, порой даже не задумываясь о его содержании, и заранее его не просматривают. Это негативно сказывается на физическом и психическом здоровье современных детей. Психологи считают, что любой эмоционально значимый объект не может быть нейтральным для психики ребенка. Его воздействие может быть либо разрушительным, либо благотворным [1, с. 180-193].

Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, дети до 7 лет могут смотреть мультфильмы по телевизору или на компьютере не более 7 часов в неделю, а продолжительность одного сеанса должна составлять не более получаса. Однако, по данным ЮНЕСКО в действительности около 93% детей в возрасте от 3 до 5 лет смотрят мультипликационные фильмы на любых носителях 28 часов в неделю. Вспышки света и резкая и частая смена кадров в мультфильме при частом просмотре могут неблагоприятно воздействовать на детскую психику. Последствиями таких многочасовых просмотров могут стать: развивающиеся неврологические заболевания, отставание в психическом и физическом развитии, соматические заболевания. Дети могут стать плаксивыми, раздражительными, тревожным, начать плохо спать [2, с. 12-15].

Как отметил один из основателей советской мультипликации И. Иванов-Вано, искусство мультипликации не имеет границ, так же как не имеет границ фантазия. Дошкольники, не имея жизненного опыта, воспринимают окружающую действительность через происходящее на экране. Ребенок еще не умеет отличить вымысел от реальности, для него все герои мультипликационного кино реальны.

Именно их поведение ребенок будет копировать в своем поведении и в играх.

Очень важно, чтобы ребенок четко разделял, где положительные, а где отрицательные герои. Бывает так, что в мультфильме есть такие персонажи, которые изображены милыми, симпатичными, но они совершают отрицательные поступки. Дети могут начать воспринимать их положительными героями, а их поступки квалифицировать как правильные. И если значимыми для ребенка людьми – родителями, педагогами, воспитателями – подобный образ действий не опровергается, он усваивается как образец, пример для подражания [5, с. 27-31].

Поэтому взрослому, будь то педагог или родитель, очень важно заранее просматривать мультфильм, который он хочет показать своему ребенку. Роль мультипликационных фильмов в нравственном воспитании состоит не только в формировании нравственных представлений и понятий у старших дошкольников, но и в возможности у ребенка сопереживать происходящему на экране, формировать оценочные суждения по поводу поведения каждого героя мультфильма. Педагог помогает ребенку выявить суть переживания героя, учесть причины его поведения, эмоционального состояния, конкретизирует и дополняет высказывания ребенка.

Если ребенок смотрит мультфильмы, адекватные психолого-педагогическим особенностям дошкольного возраста, это способствует становлению и развитию ряда качеств, составляющих важнейшие характеристики данного возрастного периода – любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие у ребенка вопросы [3].

Также мультипликационные фильмы должны учить любить животных (героями мультфильмов часто являются животные), ценить дружбу, стараться помогать окружающим. В зарубежных и российских мультфильмах часто встречается образ матери и ребенка, присутствуют трогательные и добрые сцены отношений между ними. В качестве примера можно привести мультфильмы «Бемби», «Король Лев», «Мама для мамонтенка» [4, с. 12-13].

Самым главным является образ женщины, девушки или девочки. Это образ будущей матери. Через образы мультипликационных героинь транслируются внутренние душевные качества настоящей женщины: целомудрие, скромность, любовь к детям. Например, персонажи Василисы, Царевны-Лебедь, так хорошо знакомые нам с детства, выглядят воздушными, их женственность выражается и в их внешности, и в их духовных качествах.

Лучшими отечественными мультфильмами считаются небольшие притчи. В них под непродолжительной историей спрятан глубокий духовный смысл. Через образы героев этих мультипликационных фильмов транслируется программа воспитания в себе качеств настоящего человека. Такие мультфильмы учат осмысливать происходящее, сочувствовать героям, помогать своим родным и окружающим [6, с. 130-134].

Именно поэтому, задача родителей и педагогов дошкольного образования – помочь ребенку осознанно относиться к происходящему в мультфильме, верно трактовать свои впечатления по поводу увиденного, проводить оценочные суждения о поведении героев. Это возможно при систематическом и целенаправленном процессе медиаобразования детей дошкольного возраста, формировании у них медиаграмотности, что способствует становлению личности ребенка.

Список литературы

  1. Батенова Ю.В. Детство в ракурсе информационной среды визуальной инфокоммуникации [Текст] / Ю.В. Батенова // Мир психологии. – 2019. – № 2. – С. 180-193.
  2. Батенова Ю.В. Компьютерная игра дошкольника и ее психодиагностический потенциал [Текст] / Ю.В. Батенова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». – 2011. – Вып. 14. – № 29. – С. 12-15.
  3. Дейкина А.Ю. Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе медиаобразования [Текст]: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Дейкина Анна Юрьевна. – Барнаул, 2000. – 184 с.
  4. Каспарова Ю. Мультфильмы и дети [Текст] / Ю. Каспарова // Лиза. Мой ребенок. – 2004. – № 5. – С. 12-13.
  5. Корепанова М.В. Использование воспитательного потенциала мультфильмов в процессе социально-личностного развития старших дошкольников [Текст] / М.В. Корепанова, О.В. Куниченко // Начальная школа плюс До и После. – 2013. – № 12. – С. 27-31.
  6. Челышева И.В. Медиаобразование для родителей: освоение семейной медиаграмотности [Текст] / И.В. Челышева. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. – С. 130-134.

Поделиться

8

Ряднова С. В., Зубова Н. Н., Шестакова А. А. Формирование социально приемлемых форм поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством мультфильмов // Актуальные исследования. 2025. №36 (271). URL: https://apni.ru/article/12980-formirovanie-socialno-priemlemyh-form-povedeniya-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-multfilmov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#36 (271)

Прием материалов

6 сентября - 12 сентября

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

17 сентября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

1 октября