Главная
АИ #36 (271)
Статьи журнала АИ #36 (271)
Формирование навыка самообслуживания у обучающихся с расстройствами аутистическо...

Формирование навыка самообслуживания у обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

дети с РАС
самообслуживание
социализация
адаптация
сенсорные особенности
ригидность

Аннотация статьи

В статье рассматривается проблема формирования навыков самообслуживания у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) как одного из ключевых этапов их социализации и адаптации в обществе. Подчёркивается, что данный процесс является сложным, но достижимым при условии системного подхода, терпения и учета индивидуальных особенностей ребёнка.

Текст статьи

Формирование навыка самообслуживания у детей с РАС – важный этап их социализации и адаптации в обществе.

Это сложный, но абсолютно достижимый процесс, требующий системного подхода, терпения и понимания особенностей ребенка.

Особенности, которые важно учитывать при работе с детьми с РАС:

1. Сенсорные особенности:

  • ребенка может раздражать текстура полотенца, вкус зубной пасты, температура воды, звук воды или фена. Это не каприз, а реальная трудность.

2. Коммуникативные трудности:

  • ребенок может не понимать вербальные инструкции или не уметь выразить свой дискомфорт.

3. Нежелательное поведение:

  • протест, истерики, агрессия могут быть единственным доступным способом сообщить о стрессе или невозможности выполнить требование.

4. Ригидность и приверженность рутинам:

  • с одной стороны, это препятствие (нежелание делать по-новому), с другой - мощный инструмент для обучения через создание предсказуемых алгоритмов.

5. Трудности с имитацией:

  • дети с РАС часто не учатся через наблюдение за другими, как это делают нейротипичные дети. Им нужно прямое, структурированное обучение.

6. Нарушение обобщения навыков:

  • навык, выученный в ванной дома, может не перенестись автоматически в школьный туалет. Нужно учить в разных условиях.

Процесс формирования навыка самообслуживания у детей с РАС требует индивидуального подхода, терпения и последовательности. Вот несколько шагов и стратегий, которые могут помочь в этом:

1. Определение уровня навыков:

  • проведите оценку текущих навыков самообслуживания у каждого ребёнка. Это может включать в себя умение одеваться, умываться, есть, пользоваться туалетом и т. д.
  • определите, какие навыки уже сформированы, а какие требуют развития.

2. Создание структурированной среды:

  • установите чёткий распорядок дня, чтобы ребёнок мог привыкнуть к последовательности действий.
  • используйте визуальные подсказки (картинки, схемы) для помощи в выполнении задач.

3. Поэтапное обучение:

  • разбивайте сложные задачи на более мелкие шаги. Например, обучение одеванию можно начать с обучения застёгивать пуговицы или завязывать шнурки.
  • начните с простых задач и постепенно усложняйте их.

4. Использование положительного подкрепления:

  • поощряйте ребёнка за каждое достижение, даже самое маленькое. Это может быть словесная похвала, объятия, любимая игрушка или лакомство.
  • система поощрений должна быть последовательной и понятной для ребёнка.

5. Терпение и настойчивость:

  • помните, что формирование навыков самообслуживания может занять больше времени у детей с РАС. Будьте терпеливы и не сдавайтесь при первых трудностях.
  • поддерживайте ребёнка на каждом этапе, даже если он делает ошибки.

6. Вовлечение в повседневные задачи:

  • включайте ребёнка в выполнение повседневных задач, таких как уборка постели, мытьё посуды, приготовление простых блюд.
  • это поможет ему научиться выполнять рутинные действия и чувствовать себя более самостоятельным.

7. Сотрудничество со специалистами:

  • работайте вместе с педагогами, психологами и другими специалистами, чтобы разработать индивидуальный план обучения для каждого ребёнка.
  • регулярно обсуждайте прогресс и корректируйте план при необходимости.

8. Создание комфортной атмосферы:

  • обеспечьте спокойную и поддерживающую атмосферу во время обучения. Избегайте стрессовых ситуаций и давления на ребёнка.
  • учитывайте индивидуальные особенности и предпочтения каждого ребёнка.

9. Практические занятия:

  • проводите практические занятия в привычной для ребёнка обстановке, например, дома или в классе.
  • постепенно можно переходить к выполнению задач в других местах, например, в общественных туалетах или на кухне в кафетерии.

10. Обратная связь и коррекция:

  • регулярно предоставляйте ребёнку обратную связь о его действиях. Это поможет ему понять, что он делает правильно, а что нужно исправить.
  • будьте готовы корректировать методы обучения в зависимости от реакции ребёнка.

Важно помнить, что каждый ребёнок с РАС уникален, и то, что работает для одного, может не подойти другому. Поэтому важно адаптировать стратегии и подходы в соответствии с индивидуальными потребностями каждого ребёнка.

Поделиться

5

Давыденко Т. Г., Савицкая М. А., Лебеденко М. В. Формирование навыка самообслуживания у обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) // Актуальные исследования. 2025. №36 (271). URL: https://apni.ru/article/12988-formirovanie-navyka-samoobsluzhivaniya-u-obuchayushihsya-s-rasstrojstvami-autisticheskogo-spektra-ras

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#36 (271)

Прием материалов

6 сентября - 12 сентября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

17 сентября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

1 октября