Современное общество не может замерев стоять на месте и не развиваться. А также вместе с обществом параллельно развивается и образовательная система. Значительные изменения за последние годы произошли в дошкольном образовании. И большой акцент в системе образования Российской Федерации указывается на оценку качества образования. В настоящее время оценка качества образования является одной из главных проблем развития образования.
В ходе анализа современных исследований, посвящённых проблемам качества образования, отчётливо выделяется главный признак: качество – это соответствие объекта установленным стандартам. Процесс стандартизации образовательных систем – общемировая тенденция. В России для большинства уровней и ступеней образования установлен Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), представляющий собой совокупность трёх групп требований:
- к структуре основных образовательных программ;
- к условиям реализации основных образовательных программ;
- к результатам освоения основных образовательных программ.
Нормативное определение качества образования дано в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным стандартам, федеральным государственным требованиям и потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы».
Ребенок дошкольник в детском саду проводит большую часть своей жизни до поступления в школу и поэтому дошкольное образование важно обеспечить качеством, чтобы ребенок оптимально развивался, в общении со сверстниками и взрослыми, чувствовал себя комфортно. Качество образования это не только результаты обучающихся, это и качество работы педагога и дошкольной образовательной организации в целом. Ведь качество дошкольного образования – это образовательная деятельность в самом учреждении, формы образовательной деятельности, ее принципы, которыми пользуются педагоги, административный состав при организации педагогического процесса. Именно это определяет оценку качества образования дошкольной организации. Учитывая образовательные потребности и интересы детей, а также образовательные запросы родителей, дошкольная образовательная организация разрабатывает свою систему образовательной работы с детьми, которая находит свое отражение в Образовательной программе дошкольного образования. Образовательная программа дошкольного образования должна четко разграничивать содержание обязательной части Программы, и части программы, формируемой участниками образовательных отношений (обучающиеся, родители, педагогические работники, социум).
Стандарт дошкольного образования предполагает отказ от учебно-дисциплинарной модели построения образовательного процесса. Необходимо обеспечить психологических комфорт ребенка и самоценность дошкольного периода развития ребенка [2, с. 5]. Таким образом, при реализации Программы используются такие формы как: для целой группы - занятия, различные виды игр, в том числе свободная игра, игра-исследование, ролевая и др. виды игр, подвижные и традиционные народные игры; взаимодействие и общение детей и взрослых и/или детей между собой; проекты различной направленности, прежде всего исследовательские; праздники, социальные акции т.п., а также использование образовательного потенциала режимных моментов.
Все используемые формы сочетаются в организованных взрослыми и самостоятельно выбираемых детьми видах деятельности.
Любые формы, способы, методы и средства реализации Программы осуществляются с учетом базовых принципов ФГОС ДО и раскрываются в разделе принципов и подходов Программы, то есть должны обеспечивать активное участие ребенка в образовательном процессе в соответствии со своими возможностями и интересами, личностно-развивающий характер взаимодействия и общения и др. [3, с. 9].
Качество организации образовательной работы с детьми дошкольного возраста, а, следовательно, как результат – качество дошкольного образования в целом, во многом зависит от развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации. Применяя ту или иную форму работы с детьми, необходимо «подкреплять» получаемые в ходе взаимодействия со взрослыми, другими детьми, знания, умения и навыки; без предметного же содержания ребенок не усвоит получаемую информацию [7, с. 7-8].
Таким образом, учитывая индивидуальные особенности детей, построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, группы, культурных и региональных особенностей, от опыта и творческого подхода педагога [3, с. 14].
Как ранее было отмечено, важнейшую роль в выборе содержания и построении образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, выполняют участники образовательных отношений. Выполнение социального заказа – это необходимое условие повышения качества дошкольного образования. Прежде всего, в роли заказчика выступает государство, которое заинтересовано, в том, чтобы формировать у подрастающих граждан определенные предпосылки дальнейшего развития. Основным заказчиком выступают родители дошкольников. В современных моделях оценки качества дошкольного образования разработаны методики оценки удовлетворения родителей услугами дошкольного образования. Заказчиками являются и сами дошкольники. В соответствии со стандартом дошкольного образования ребенок не является объектом воспитания, он – полноценный субъект образовательных отношений [5, с. 3-4]. При этом в дошкольной организации необходимо создание образовательных и педагогических условий, ориентировка на специфику социокультурных условий Учреждения.
Взаимодействие дошкольных образовательных организаций с другими образовательными организациями - перспективный путь повышения качества воспитательно-образовательного процесса за счет ресурсов социума. В процессе сетевого взаимодействия раскрываются новые возможности повышения качества образования [8, с. 26-27].
Таким образом, говоря о качестве дошкольного образования, о его повышении и доступности, по нашему мнению, в первую очередь, должно учитываться мнение всех участников образовательных отношений, т.е. социальный заказ. Многообразие применяемых форм работы с детьми выступает как эффективное условие в повышении результативности и качества дошкольного образования.
Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования исходят из того, что формы и методы работы с дошкольниками должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Дошкольная образовательная организация должна дать возможность каждому воспитаннику полноценно прожить период дошкольного детства.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» систему оценки качества образования можно разделить на внутреннюю систему и внешнюю систему оценки качества.
Внутренняя система оценки качества – дошкольная организация самостоятельно оценивает качество созданных условий и качество получаемого результата. Внутренняя самооценка – самообследование, контроль за образовательным процессом, который провидит руководство дошкольной организации. Внутренняя самооценка осуществляется для формирования эффективных решений образовательного процесса, ведь педагогический процесс должен удовлетворять прежде всего запросы родителей и детей.
Внешняя система оценки – это независимая экспертиза – оценка качества образовательных программ, своеобразный «аудит», который проводится комиссией, состоящей из профессионалов в данной области. Сертификация, аккредитация – это процесс признания качества образования соответствующим нормам и стандартам качествам аккредитации, если эти нормы задаются государством через ФГОС, то аккредитация называется государственной.
Есть и другая сторона качества образования, это насколько хорошо или не очень взрослые владеют методиками, которые соответствуют стандарту дошкольного образования, как воспитатели и руководители организуют образовательный процесс на протяжении всего учебного года, как правильно педагог может организовать детскую деятельность. И самое главное оценивается качество взаимодействия с родителями и детьми в процессе воспитания и обучения. Полагаем, это немаловажная сторона качества образования, ведь мы родители ищем лучшее для наших детей, нам хочется, чтобы наших детей не только любили, но дали им определенный багаж знаний, умений, навыков. Чтобы дети развивались и познавали больше нового, интересного, росли и развивались в достойных условиях учебной организации, чтобы детей окружали грамотные педагоги и руководители ДОУ. Это все и есть качество дошкольного образования.