Обеспечение безопасности детей на дорогах становится особенно актуальным в наше время, когда автомобилей на улицах стало больше, чем пешеходов. Очень важно на эту проблему обратить внимание заблаговременно и правильно подойти к работе по подготовке самых маленьких наших пешеходов – детей.
Ужесточение требований соблюдать правила дорожного движения чаще всего оказывается неэффективными. Поэтому следует определить такие правила поведения, которые дети должны строго соблюдать, так как от этого зависят их жизнь и здоровье. Для этого очень важно найти доступный и понятный способ объяснения детям этих правил, а взрослым не только контролировать соблюдение этих правил, но и самим быть примером законопослушания.
Обучение правилам дорожного движения даст положительный результат, если оно взаимосвязано с другими разделами основной образовательной программы дошкольного образования, если на занятиях по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности, физическому развитию, в играх у детей дошкольного возраста формируются навыки безопасного поведения на дороге, выдержка, дисциплина. Знания, которые дети получили во время целевых прогулок, тематических экскурсий по улицам города, наблюдений за поведением пешеходов, движением транспорта, затем анализируются, дополняются, применяются во время разнообразных занятий и игр.
Особое место в этой работе занимает подвижная игра, которая не только укрепит здоровье детей, доставит им огромное удовольствие, но и поможет в игровой форме закрепить знания, полученные во время образовательной деятельности.
По определению П. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, с помощью которого ребенок готовится к активной жизни.
Картотека подвижных игр на закрепление знаний правил дорожного движения в нашем детском саду оформлена в соответствии с возрастными особенностями детей. В картотеку вошли игры, как давно используемые в детских садах, так и авторские. В играх для младшего дошкольного возраста закрепляются такие навыки, как правильное движение пешеходов, транспорта, закрепляются цвета светофора, названия частей автомобиля (кабина, колеса, двери и др.). Например, игра «Цветные автомобили» учит малышей не сталкиваться во время движения, не создавать «аварийной ситуации». Добавляя задания, изменяя правила игры, воспитатель решает больше образовательных задач, чем было предусмотрено в игре изначально. В более старшем возрасте дети знакомятся с дорожными знаками, с регулированием движения сотрудниками ДПС. Подвижные игры для старших дошкольников «К своим знакам», «Сигналы светофора»,
«Передай жезл», «Зебра», «Грузовики» и др. побуждают детей активно пользоваться терминами, повторять уже знакомые правила, закреплять знания дорожных знаков.
К играм были изготовлены или приобретены специальные атрибуты: дорожные знаки, разноцветные «рули для автомобилей», жезл, детская форма сотрудника ДПС, светофоры из картона, фанеры.
Цель настоящей методической разработки – оказать помощь воспитателям в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения, одновременно увеличить двигательную активность, закрепить основные виды движений. Педагогам проведение таких подвижных игр помогает выявить, насколько свободно дети оперируют полученными знаниями, сделать образовательную деятельность по физическому развитию более интересной, разнообразной.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что правильный подбор приемов физического воспитания в разные возрастные периоды позволит вырасти ребенку здоровым и всесторонне развитым.