За последние годы в отечественной литературе появилось немало научных трудов, посвященных решению проблемы формирования двигательных умений и навыков и развитию физических качеств детей дошкольного возраста.
«Здоровое поколение – основа любого государства» – этот лозунг как никогда актуален в современном обществе, заложнике тотальной гипокинезии. Закладывание основ физического и психического здоровья, становление двигательных способностей, как известно, начинается с самого раннего детства. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически. Недаром образовательная программа «От рождения до школы» рекомендует создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности.
Во время поиска средств развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста я обратила внимание на народные подвижные игры с речевым содержанием.
Почему игры? Потому что игра – это прекрасный способ заинтересовать ребенка в выполнении каких-либо часто повторяющихся действий. Подвижная игра – это естественный спутник жизни ребенка, источник положительных эмоций, обладающий огромной воспитательной силой. Именно в подвижных играх можно ненавязчиво упражнять детей в многократном повторении нужных движений, развивая тем самым различные физические качества: силу, ловкость, выносливость и др. Но сама по себе игра, которая не контролируется педагогом, не приносит ожидаемых результатов. К. Д. Ушинский говорил о том, что придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач взрослого человека.
Почему народные? Потому что народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков люди отражали в них свой образ жизни: быт, труд и отдых. Очень ярко передаются в народных играх устои той или иной национальности, их представления о чести и мужестве. Народные игры ненавязчиво вызывают желание обладать силой, ловкостью, быстротой движений, а также заставляют проявлять смекалку и выдержку, находчивость и стремление к победе. Недостаток двигательной активности тормозит не только физическое развитие детей, но и развитие их умственных способностей. И вот как раз в народных играх и особенно в народных играх с речевым содержанием радость активных движений сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется уважительное отношение к культуре родной страны, начинает закладываться прочная основа для развития патриотических чувств.
Наряду с этим в народных играх много юмора, шуток, задора. Очень часто они сопровождаются любимыми детьми считалками, жеребьевками, речевками.
Так, например, для того чтобы быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего и беспрекословное выполнение правил, в народных играх с речевым содержанием используются зачины и забавные распевки, ритмичность и напевность которых доставляет детям немало удовольствия. Также они имеют место и в самом содержании игр.
Для поддержания интереса детей к народным подвижным играм, а также для интеграции образовательных областей я использую различные методы и приемы, один из которых я назвала «Игра в игре». Суть его заключается в том, что прежде, чем поиграть в подвижную игру, детям требуется отгадать ее название. Название игры зашифровано при помощи трех-четырех предметных картинок на одном слайде презентации (можно использовать и обычные картинки на бумаге, но на экране более удобно, эстетично и очень нравится детям). Народные игры хорошо поддаются «шифрованию» из-за наличия в них речевок и потешек. Также можно зашифровывать считалки к этим играм, если нужно выбрать водящего. И самое главное – все игры и считалки должны быть знакомы детям, чтобы они могли использовать свою память, внимание и логическое мышление для разгадывания «шифра».