Главная
АИ #36 (271)
Статьи журнала АИ #36 (271)
Агрессия как крик о помощи: выявление причин агрессивного поведения у детей 5–7 ...

Агрессия как крик о помощи: выявление причин агрессивного поведения у детей 5–7 лет

11 сентября 2025

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

агрессивное поведение
старший дошкольный возраст
эмоциональный интеллект
коммуникативные навыки
кризис 5–7 лет
игровая терапия
педагогическая коррекция

Аннотация статьи

В статье рассматривается феномен агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста как многогранная проблема, лежащая на стыке психофизиологии, социальной адаптации и педагогического взаимодействия. В статье анализируются ключевые детерминанты агрессии, выделяя как внутренние (возрастные кризисы, незрелость эмоционально-волевой сферы), так и внешние факторы (семейные, средовые). Особое внимание уделяется дифференциации нормативных поведенческих реакций от деструктивных. В качестве результата предлагается модель педагогического сопровождения, включающая профилактические и коррекционные стратегии, направленные на перевод деструктивной энергии в конструктивное русло. Статья адресована воспитателям, педагогам-психологам ДОУ и студентам педагогических специальностей.

Текст статьи

Введение

Агрессивное поведение ребенка-дошкольника – один из наиболее тревожащих и дестабилизирующих факторов в образовательной среде. Воспринимаемое часто как «плохое поведение» или недостаток воспитания, оно на самом деле является сложным посланием, которое ребенок не может донести иным способом. Старший дошкольный возраст (5–7 лет) – ключевой период для понимания истоков этой агрессии, так как она тесно связана с интенсивным развитием эмоциональной сферы, произвольности и усложнением социальных взаимодействий. Цель данной статьи – перевести фокус с осуждения агрессии на ее понимание и деконструкцию, предложив педагогам практический инструментарий для работы.

1. Сущность и причины агрессии: за чем стоит «плохое» поведение? Агрессию в данном контексте следует понимать как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования и направленное на причинение вреда объектам или людям.

Условно все причины можно разделить на три группы:

  1. Психофизиологические: Возрастной кризис 6-7 лет, стремлением к взрослости и независимости при ограниченных возможностях. Незрелость нервной системы, высокая утомляемость, соматические заболевания.
  2. Социально-психологические: Семейные факторы (авторитарный или попустительский стиль воспитания, конфликты в семье, отсутствие единых требований, эмоциональное отвержение). Средовые факторы (неблагоприятная атмосфера в группе, отвержение сверстниками, низкий социометрический статус ребенка).
  3. Педагогические: Неадекватные или непоследовательные требования педагога, отсутствие понятных правил и границ в группе, публичные негативные оценки, провоцирующие чувство унижения.

2. Формы проявления: от открытого конфликта до тихого саботажа Агрессия у дошкольников редко бывает однородной. Важно различать ее формы:

  • Физическая (ударить, толкнуть, отобрать);
  • Вербальная (оскорбление, угрозы, дразнилки);
  • Косвенная (направленная на другого, но не прямо: сломать чью-то поделку, нажаловаться);
  • Пассивная (тихий саботаж, игнорирование просьб, упрямство).

Последние две формы часто остаются незамеченными, но их разрушительный потенциал для коллектива и самого ребенка не менее велик.

3. Стратегии педагогического вмешательства: от реакции к профилактике Работа с агрессией должна быть системной и последовательной.

Алгоритм моментальной реакции на инцидент:

  1. Спокойное вмешательство. Прервать агрессивный акт уверенно, но без гнева. («Я не могу разрешить тебе бить Машу»).
  2. Обозначение чувств. Помочь ребенку назвать эмоцию, которая привела к срыву. («Я вижу, ты очень разозлился, потому что она взяла твой совок без спроса»).
  3. Напоминание о правилах. Четко и коротко озвучить норму. («У нас в группе правило: решаем проблемы словами, а не кулаками»).
  4. Предложение альтернативы. Научить способу решения конфликта. («Давай скажем ей: «Я злюсь, верни, пожалуйста, мой совок»).

Профилактическая и коррекционная работа:

  • Введение ритуалов и четких правил. Дети чувствуют себя безопаснее, когда мир понятен.
  • Обучение эмоциональному интеллекту. Использование «уголков настроения», «куклы-злючки», дневников эмоций (где ребенок может рисовать свое состояние), чтение и обсуждение терапевтических сказок.
  • Создание ситуаций успеха. Поручение важных заданий, публичная похвала за усилия, а не только за результат. Это повышает самооценку и снижает потребность самоутверждаться через агрессию.
  • Игровые технологии. Сюжетно-ролевые игры, где ребенок может легально выплеснуть напряжение (игра в «волка», «разбойников»), игры с правилами на развитие самоконтроля («Море волнуется раз…», «Громко-тихо»).
  • Работа с детским коллективом. Формирование эмпатии через обсуждение поступков и чувств героев книг, проведение кругов, где каждый может высказаться.

Агрессия старшего дошкольника – это не приговор, а крик о помощи, который нужно услышать. Это сигнал о внутреннем неблагополучии, неумении справляться с нахлынувшими чувствами и сложностями социальной навигации. Задача педагога – не подавить ее силой, а помочь ребенку понять свои эмоции, принять их и найти цивилизованные формы их выражения. Переведя деструктивную энергию в конструктивное русло через игру, диалог и принятие, мы не просто решаем сиюминутную проблему поведения, а закладываем фундамент психологически здоровой и социально адаптированной личности.

Список литературы

  1. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – СПб.: Речь, 2007.
  2. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. – М.: ВЛАДОС, 2005.
  3. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Мн.: Ильин В.П., 1996.
  4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 1996.

Поделиться

7

Иженбина З. А. Агрессия как крик о помощи: выявление причин агрессивного поведения у детей 5–7 лет // Актуальные исследования. 2025. №36 (271). URL: https://apni.ru/article/12994-agressiya-kak-krik-o-pomoshi-vyyavlenie-prichin-agressivnogo-povedeniya-u-detej-5-7-let

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#36 (271)

Прием материалов

6 сентября - 12 сентября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

17 сентября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

1 октября